2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения различных проблем. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий. К террористической борьбе приводит комплекс причин. Это конфликты политического, социального, национального, территориального, религиозного, психологического (мировоззренческого) характера. Современная ситуация показывает, что порой и уголовная преступность приобретает террористические масштабы.
Общий социально-психологический климат в России характеризуется утратой многими гражданами уверенности в своем настоящем положении и перспектив на будущее, разрушением многих идеалов бывшего советского общества, царящей атмосферы насилия, жестокости, культивируемой зачастую средствами массовой информации. На этой благодатной почве произрастают семена преступности, и терроризм обретает масштабы национального бедствия.
Политические условия в не меньшей степени создают почву для разгула терроризма. Среди них следует, прежде всего, отметить потрясение, которое испытало на себе российское общество после развала СССР, и его чудовищные последствия, утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, размытость политической структуры общества, деформацию нравственных устоев, вседозволенность, беззаконие и коррупцию.
Росту терроризма в России способствуют очень много факторов: деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц; переход в криминальные структуры многих профессионалов из Министерства обороны, министерства внутренних дел, федеральной службы безопасности; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект ("Хесболлах", "Братьев-мусульман", "Аум Сенрике" и др.); открытость российских границ и приток на территорию беженцев из стран СНГ и соседних государств (сейчас в России находится около 3,5 млн. мигрантов и сотни тысяч незаконно въехавших в пределы государства иностранцев); негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие, создающих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий. Сейчас без труда можно найти пособия по изготовлению взрывчатых веществ из подсобных средств, организации взрывов, совершению убийств, насилия.
Необходимо оговориться, что все эти и ряд других обстоятельств не обязательно имеют "террористический выход". Однако в сочетании с многочисленными этнополитическими, межконфессиональными и другими конфликтами, с постоянно проявляющейся слабостью и беспомощностью властей и многими другими факторами они превращаются в почву, на которой возникновение и развитие терроризма становится весьма вероятным.
Наиболее прочной и труднопреодолимой является мотивационная основа национального и религиозного терроризма, особенно замешанного на религиозно-фундаменталистской основе. Для восточного терроризма (арабского, проиранского, тамильского в Индии и др.) характерны акции террористов - камикадзе. Можно вспомнить, что в результате именно такого террористического акта был убит популярный премьер-министр Индии Раджив Ганди, сын знаменитой Индиры Ганди, также ставшей жертвой сикхских террористов из своей охраны. В курдском движении, например, насчитывается до 500 юношей и девушек-камикадзе, готовых принести себя в жертву во имя независимости Курдистана от турецкого господства.
Отличительными особенностями российского терроризма являются: наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски (националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т.д.; относительная новизна этого явления для современной России и неготовность правоохранительных сил к эффективному противодействию им; различная оценка терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов федерации (от национального героя до преступника), что связано с ростом националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит; невозможность выделения "чистых" типов терроризма и несовершенство российского законодательства по борьбе с терроризмом.
Опасной тенденцией терроризма в современных условиях является его интеграция с организованной преступностью на фоне общего роста преступности и других негативных явлений. Представляется вполне оправданным сделать вывод о том, что между терроризмом и организованной преступностью существует непосредственная связь. В результате политизации организованной преступности для нее возникает необходимость использовать методы террора для достижения собственных целей. А это ведет к посягательству на безопасность, как отдельных наших сограждан, так и общества в целом, государства, представляя реальную угрозу национальным интересам страны. Все чаще появляются примеры взаимодействия российских террористических групп с подобными организациями на международном уровне (обучение боевиков УНА-УНСО на территории Чечни, участие боевиков турецкой террористической организации "Серые волки" в боевых действиях на Северном Кавказе, учебные лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.).
В борьбе с терроризмом следует учитывать, что в ряде его форм, особенно в националистическом и религиозно-фундаменталистском терроризме, существенную роль играют не поддающиеся анализу иррациональные факторы, что существенно затрудняет проблему ранней диагностики, прогнозирования и профилактики террористических актов. В Указе Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" было обращено внимание правоохранительных органов на назревшую необходимость резкого усиления борьбы с терроризмом в России.
Для разработки системы мер борьбы с терроризмом в сегодняшней России важное значение имеет учет факторов, способствующих его распространению на территории нашей страны. По своему источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:
рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;
социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;
наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;
стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;
отсутствие надежного контроля за въездом - выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;
наличие значительного "черного рынка" оружия в некоторых сопредельных государствах. Особо подчеркнем, что данная система факторов существенно отличается от той, что действовала в предшествующие (до 1991) годы.
К числу внутренних факторов роста терроризма относятся:
наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения;
образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны);
наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;
ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;
наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;
сплоченность и иерархичность преступной среды;
утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;
обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;
настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;
-слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан;
-низкий уровень политической культуры в обществе;
-широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.
Полковник милиции В. Постольник, начальник кафедры Московского института МВД России, считает, что для современного состояния российского общества и государства характерен и наиболее типичен взаимосвязанный и объективно-обусловленный многоаспектный параметр общих причин, порождающих терроризм. Их можно представить в концентрированном виде следующим образом:
Отсутствие глобальной стратегии развития общества - четкой целевой установки на ближайшую перспективу. Принимаемые концепции индустриального общества, отдельные проекты декларативны, зачастую не согласуются с желаниями.
Отсутствие достаточного профессионализма, низкая эффективность функционирования системы власти, государственного аппарата и правоохранительных структур, отсутствие эффективных инструментов и средств правовой защиты населения с их стороны, особенно в кризисных ситуациях (примеры: Чернобыль, Чечня, Приморье). Обострение и дальнейшее углубление "грязных технологий" в борьбе за власть политических партий, движений, общественных объединений, преследующих политические цели, либо отдельных групп, лидеры которых преследуют собственные узкоэгоистические цели, вплоть до устранения конкурентов различными методами.
Отсутствие современных и эффективных защитных институтов, ранее функционировавших в сфере нравственности и морали; утрата общечеловеческих установок, мотиваций и ценностей в воспитательной работе, особенно в молодежной среде, и, с другой стороны, жесткое, целенаправленное воздействие и распространение «западной культуры и мифов», формирующих жестокость и вандализм в отношении другой личности и человеческого поведения, общежития и порождающих «фанатизм» в субкультуре поведения.
нарастающие тенденции разрешения возникших противоречий, конфликтов и кризисных ситуаций силовыми способами и методами, вызывающими неадекватную оценку общества и общественный резонанс, выходящий за пределы, как отдельной территории, так и государства.
Углубление социальных противоречий под влиянием растущей преступности, особенно организованной, вырабатывающей и использующей новейшие современные информационные технологии и системы «защиты» на всех уровнях, постоянное обновление и пополнение криминала из числа законопослушных граждан, оказавшихся в безысходном материальном положении и используемых, как правило, для совершения разовых акций (за определенную сумму перевезти взрывоопасные вещества либо оставить в условленном месте). По мнению специалистов, проблемы сферы экономики, занятости, безработицы, неуправляемой миграции и т.п. пополнят в перспективе «криминальный мир» в 1,8 раза из числа бывших законопослушных граждан.
Неразрешенные противоречия либо отсутствие отдельных законодательных актов, четко определяющих как общеправовые, так и уголовно- правовые механизмы мер борьбы с терроризмом.
Существуют до настоящего времени отдельные несогласованности в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» [1.1.1.] и в иных нормах по вопросу управления силами и средствами, привлекаемыми к проведению контртеррористической операции. Член экспертного комитета Государственной думы федерального совета РФ по безопасности В.Е.Петрищев на «круглом столе», организованном и проведенном Отделением философии, социологии, психологии и права Российской академии наук и Центром конфликтологии Института социологии РАН в 2001 году, высказал следующие соображения об условиях воспроизводства терроризма как общественно опасного явления, имеющего конфликтологическую природу и выражающего серьезное социальное противоречие [2.16П]. По результатам социологических опросов, которые нами проводились дважды среди подразделений, занимающихся антитеррористической работой – в 1993 и 1998 гг. можно выделить ряд факторных блоков, способствующих воспроизводству террора в российском обществе.
Прежде всего – это социальный блок, в особенности его материальная составляющая. Сюда относятся общее обнищание небольшой группки собственников за счет этих масс, передел собственности, которая еще вчера принадлежала всему народу, а сегодня – нескольким олигархам и высшему чиновничеству. Далее, это классовые процессы, когда происходят столкновения между формально законными владельцами каких-то предприятий и их коллективами (Красноярский край, Выборг и др.), за право владения ими и организации производства. Это и упадок духовности, нравственности, распространение пропаганды насилия, культа сильной личности.
Следующий блок связан с Чечней, где создан уникальный феномен преступного государства, ставшего подлинным рассадником террористических банд, всячески поддерживаемых из-за кордона. Надо ли подчеркивать, что борьба с ними требует целой системы мер – и военных, и политических, и экономических, и информационных, и нравственных.
Еще один узел факторов, нагнетающих террористическую атмосферу – громадные масштабы незаконного оборота оружия в стране. Не являясь прямым детерминантом возникновения и распространения деятельности террористов, эти факторы, безусловно, расширяют ее возможности, способствует росту криминала в целом как общего неблагоприятного фона, провоцирующего усиление собственно террористической активности.
Содействует террористическим ориентациям, утверждению соответствующих организаций и идеологическая деятельность извне, направленная на идейное разложение населения, вытравливание из общественного сознания ценностей патриотизма, интернационализма, преданности своему государству.
Говоря о роли средств массовой информации, Н.Д.Литвинов утверждает, что они вносят вклад в развитие антигосударственного терроризма. Средства массовой информации по степени влияния на сознание значительных масс населения нередко называют «информационным оружием»…Средства массовой информации демократической России формируют и внедряют в общественное сознание исключительно или преимущественно негативный образ страны, где они действуют, негативное отношение к государству в целом, его народам, политике… А отсюда логично вытекало и обоснование возможности и необходимости террора. Средства массовой информации распространяют экстремистские идеи среди широких слоев населения [2.161].
Наряду с популяризацией экстремистских идей одновременно проводится дискредитация государственно-образующих идей и самого государства как объекта антигосударственного террора. Несомненно, средства массовой информации моделируют поведение значительных слоев населения, особенности – несовершеннолетних и молодежи. Основная опасность заключается в бесконтрольном распространении той информации, которая обладает мотивацией и способна моделировать поведение человека в определенных условиях; формировать в нем определенные качества и социальные ценности и др.
Систематическое восприятие телеинформации, перенасыщенной сценами насилия и жестокости, формирует негативное изменение в психике молодежных масс. Средства массовой информации бесконтрольно способствуют разрушению духовно-нравственной сферы и норм бытового сознания, развития национализма, формируют те морально-нравственные ценности, достижение которых возможно лишь криминальным путем. Террористические акции на территории нашей страны отличаются гибкостью и неординарностью тактики террористов, введением наблюдения и контрнаблюдения, наличием в террористических организациях групп лиц, ранее судимых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с примами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.
Основными целями террористических акций являются: желание посеять страх среди населения; выражение протеста против политики правительства; вымогательство; нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам; проведение скрытых террористических актов против своих соперников или правоохранительных органов. В ХХ веке терроризм взят на вооружение целыми государствами. Государственный терроризм принял такие размеры, что Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах»2
При существующих разногласиях большинство исследователей сходятся во мнении относительно тех условий развития общественных отношений, которые способствуют возникновению терроризма в России. При этом обычно выделяют следующие основные признаки:
- рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением новой структуры отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и расширяющих сферу своего влияния;
- усиление влияния негативных проявлений, криминирующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения;
- изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится «законным» средством достижения политических или иных целей;
- обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни;
- осознание национальной, религиозной общностью людей своего положения как притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение необходимости защиты любыми средствами;
- рост вербальной агрессии анонимных угроз в отношении «чужих» (представителей власти, коммерческих структур, лиц другой национальности и т.п.);
- создание образа врага, который становится объединяющим началом для лиц, склонных к экстремистским действиям;
- появление среди широких слоев населения, включающих и демократически настроенную часть общества, благожелательного отношения к необходимости смены власти, введения авторитарных форм правления, способных обеспечить законность и порядок.
Террористические акты на территории нашей страны отличаются:
- гибкостью и неординарностью тактики террористов;
- введением наблюдения и контрнаблюдения;
- наличием в террористических организациях групп лиц, ранее судимых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с приемами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.
Противодействие терроризму связано в России с борьбой с организованной преступностью. Организованная преступность многогранна и терроризм – всего лишь одна из наиболее крайних, кровавых и безжалостных форм ее проявления. Иные устремления и противоправные действия организованных преступных групп и сообществ не менее опасны, хотя зачастую не так внешне заметны.
Использование террористических методов становится повседневным способом решения территориальных споров, а самое главное – давления на органы государственной власти (взрывы у зданий ФСБ в Москве и Махачкале). Заметна и активизация криминалитета, пытающегося проникнуть во властные структуры. Все шире объединенные преступные группировки и их лидеры практикуют организацию покушений на представителей власти.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Сведения об авторе
- Глава 1. Терроризм: природа, мотивации, факторы возникновения и развития
- 1.1. Понятие и истоки терроризма
- 1.2. Концептуальные аспекты анализа терроризма
- 1.3. Классификация проявления терроризма
- 1) По возможным целям:
- 2) По масштабу терроризм подразделяют:
- 3) По способу совершения терактов выделяют:
- 1.4. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие терроризма
- Глава 2. Терроризм в России
- 2.1. История терроризма и его современные особенности
- 2.2. Молодежный экстремизм и терроризм
- 2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике
- 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
- Глава 3. Международный терроризм и антитерроризм
- 3.1. Международный терроризм, его виды и формы
- 3.2. Международный терроризм: современные тенденции формирования
- Модели финансирования терроризма [2.95]
- Структура доходов колумбийских повстанческих движений в 1990-е гг.
- Структура доходов Аль-Каиды на 1990-2001 гг.
- 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
- 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
- Глава 4. Финансово-экономические и правовые методы борьбы с терроризмом в России
- 4.1. Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом
- Распределение ответов на вопрос «к каким действиям Вы лично готовы в ситуации террористической угрозы» [2.151]
- 4.2. Борьба с финансированием терроризма
- 4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом
- Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
- Глава 5. Защита людей и объектов от террористических акций
- 5.1. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
- 5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
- 5.3. Противодействие похищениям людей
- 5.4. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
- 5.5. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
- Библиографический список
- I. Нормативно-правовые акты
- 1.1. Федеральные законы Российской Федерации
- 2. Научные и учебные издания