Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
законность;
приоритет мер предупреждения терроризма;
неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
минимальные уступки террористу;
единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций.
За осуществление террористической деятельности и несоблюдение норм законодательства о борьбе с терроризмом предусмотрена уголовная, административная и имущественная (гражданско-правовая) ответственность. Юридической ответственности подлежат не только лица, непосредственно осуществляющие террористическую деятельность, но и те, кто способствует осуществлению террористической деятельности (путем финансирования, легализации доходов), а также лица, которые в результате неисполнения требований закона способствуют совершению террористических актов (журналист, раскрывший местоположение сотрудников правоохранительных сил, работник банка, не сообщивший об операциях, направленных на финансирование терроризма и т.д.).
Нормативным актом, устанавливающим уголовную ответственность за терроризм является Уголовный кодекс РФ. В ФЗ «О борьбе с терроризмом» определен круг составов преступлений, носящих террористическую направленность. К ним отнесены составы, предусмотренные ст. 205-208, 277, 360 УК РФ. Составы преступлений, предусмотренных ст. 205-208 УК РФ находятся в главе 24 «Преступления против общественной безопасности»
Статья 205 УК РФ «Терроризм». Терроризм предполагает наличие специальной цели устрашения населения и оказание воздействия на органы власти путем применения крайних мер насилия либо угрозы применения таких мер для достижения нужных преступникам результатов (дезорганизация работы органов власти, получение уступок со стороны власти и т.д.). Под иными действиями, кроме взрывов и поджогов, следует понимать любые действия, способные повлечь, указанные в ч.1 данной статьи, и последствия. В частности, к ним могут относиться: разрушение системы энергоснабжения и жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий, заражение местности радиоактивными или отравляющими веществами, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий, затоплений местности и т.д.
Понятие значительного имущественного ущерба не связано с определенной стоимостью. Определяющим является, насколько уничтожение и повреждение этого имущества либо угроза такого уничтожения способны повлиять на сознание населения или на действия органов власти. Этот признак должен применяться при сравнительно ограниченной ценности имущества в зависимости от того, насколько устрашающим является способ уничтожения. Например, взрыв в общественном месте автомобиля с целью добиться от властей определенных действий должен квалифицироваться по ст. 205 УК РФ, в то же время сожжение валютных ценностей, соответствующих стоимости этого автомобиля, с той же целью при определенных обстоятельствах должно квалифицироваться по ст. 167 УК РФ. Под иными общественно опасными последствиями следует понимать причинение вреда здоровью людей, длительное нарушение работы предприятий, общественного транспорта, связи, значительное заражение местности, дезорганизацию работы органов власти и управления и т.д.
Угроза совершить акт терроризма влечет ответственность по ст. 205 УК РФ, независимо от возможности ее реализации, а также от намерения лица привести ее в исполнение. Нужно только, чтобы такая угроза вызывала у властей и населения опасения ее осуществления. Угроза может быть открытой или анонимной, она может быть обращена как к общественности, так и к государственным учреждениям. Для квалификации преступления не имеет значения форма ее распространения: устно, письменно, с помощью телефона, радиосвязи, средств массовой информации, листовок, надписей на стенах и т.д. Как правило, в угрозе должны быть два элемента: характер общественно опасных действий, совершением которых угрожают, а также мотивы и цели их совершения (обычно требование совершить те или иные действия).
Объективная сторона терроризма во многом идентична диверсии (ст. 281 УК РФ), различие состоит в цели преступлений. Оба преступления совершаются с прямым умыслом, но при терроризме лицо добивается нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а при диверсии умысел направлен на подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Один из квалифицирующих признаков ч. 2 ст. 205 УК РФ - применение огнестрельного оружия. Оружие может использоваться как для непосредственного исполнения террористического акта, так и для устранения препятствий осуществлению акта терроризма другим способом. В этом смысле как применение огнестрельного оружия должны квалифицироваться демонстративная стрельба, угроза открыть стрельбу по людям, так как такие действия подавляют волю к сопротивлению акту терроризма. Вместе с тем, не образует квалифицирующего признака применение оружия с целью избежать задержания после совершения акта терроризма.
Под иными тяжкими последствиями, применительно к ч. 3 ст. 205 УК РФ, понимается гибель по неосторожности людей либо причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью двух или более лиц, эпидемии, невосполнимый ущерб природным объектам, гибель памятников истории и культуры, уничтожение важных народнохозяйственных объектов, отразившееся на экономической безопасности и обороноспособности страны, и т.д. Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста, независимо от гражданства.
В соответствии с Примечанием к ст. 205 УК РФ лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным путем способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного преступления. Данное примечание относится к актам терроризма, подготавливаемым группой лиц. Если лицо одно самостоятельно готовится к совершению такого акта, но добровольно отказалось от исполнения своего намерения, оно не подлежит уголовной ответственности на основании ст. 31 УК РФ.
Особенностью данной нормы является наличие ряда условий для того, чтобы сообщение о готовящемся акте терроризма послужило основанием для освобождения от уголовной ответственности за терроризм:
во-первых, сообщение должно быть своевременным, т.е. предоставляющим властям возможность для предотвращения преступления;
во-вторых, сообщение должно быть сделано тем органам власти, которые в состоянии принять меры для предотвращения акта терроризма.
Не имеет значения форма, в которой сделано такое сообщение. Оно может быть как открытым, так и анонимным. Сообщение может быть сделано как лично, так и через других лиц, в том числе и должностных, достаточно только, чтобы сообщивший об акте терроризма был уверен, что о его заявлении будет своевременно сообщено органам власти. К иным способам предотвращения акта терроризма относятся обезвреживание средств его совершения, психическое и физическое воздействие на других его участников, привлечение к предотвращению акта терроризма должностных лиц и граждан, дезинформация других участников акта терроризма, помешавшая осуществлению их планов, и т.д. Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, оно освобождается от уголовной ответственности только за те из них, совершение которых оно предотвратило.
Статья 205 УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению. Речь идет о вовлечении лиц в совершение преступлений, предусмотренных ст. 205 (терроризм), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 360 (нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой), либо склонение лиц к участию в деятельности террористических организаций, а также за содействие совершению преступления террористического характера. Таким содействием является вооружение либо обучение лиц в целях совершения ими действий террористического характера, а также финансирование акта терроризма либо террористической организации.
Вовлечение или склонение может проявляться в различных формах: уговоры, подкуп, оказание психического или физического насилия в отношении вовлекаемого и иные подобные действия. Для признания преступления оконченным не требуется, чтобы вовлекаемое лицо совершило действия террористического характера либо вступило в террористическую организацию.
Вооружение выражается в предоставлении холодного или огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Под обучением следует понимать подготовку лица к совершению действий террористического характера, включая владение оружием и взрывчатыми веществами, изучение правил конспирации, правил вождения воздушных, водных, железнодорожных транспортных средств и т.д. Финансирование может выражаться как в предоставлении собственных средств, так и в организации их сбора у других лиц, а также в незаконном завладении средствами для финансирования террористической деятельности.
Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 205.1, наступает с 16-летнего возраста. Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. сознанием виновного охватывается, что он вовлекает лицо в террористическую деятельность, обучает или вооружает лицо для совершения актов террористического характера либо финансирует такую деятельность. Освобождение от уголовной ответственности допускается по основаниям, предусмотренным в ст. 205 УК РФ.
Захват заложника признается преступлением международного характера. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979г., определяет основные направления противодействия этому преступлению. В ст. 206 УК РФ «Захват заложников» целью преступления является совершение представителями государства, организациями либо гражданами определенных действий как условия для освобождения заложника. Именно специфичность цели отличает это преступление от других преступлений, также связанных с незаконным лишением человека свободы. Преступление считается оконченным с момента захвата заложника, а также в случае, если лицо удерживает (т.е. препятствует освобождению) уже захваченного другими лицами заложника независимо от продолжительности удержания.
Захват заложника может осуществляться как открыто, так и тайно, с применением физического насилия либо без такового (например, завлечение заложника с помощью обмана на место его удержания). Захват заложника, как правило, связан с угрозой причинения вреда его жизни или здоровью в случае невыполнения предъявленных государству, организации или гражданину требований.
Для квалификации преступления не имеет значения характер требования, законным или незаконным оно является. Не требуют самостоятельной квалификации угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью при захвате заложника или его удержании, высказываемые как представителю власти или общественности, так и захваченному лицу. Умышленное убийство заложника либо умышленное причинение вреда его здоровью квалифицируются самостоятельно по совокупности со ст. 206 УК РФ. Это преступление сходно с составом, предусмотренным ст. 126 УК РФ (похищение человека из корыстных побуждений), когда требования корыстного характера предъявляются не к потерпевшему, а к третьим лицам. Для квалификации действий, связанных с удовлетворением материальных требований, по ст. 206 УК РФ требуется, чтобы они предъявлялись открыто, с расчетом на то, что они станут известны общественности и властям, в то время как при похищении человека преступник выдвигает свои требования тайно, не желая, чтобы они получили огласку и стали известны властям.
Данное преступление совершается с прямым умыслом. Если действия, начатые как похищение человека (ст. 126 УК РФ), перерастают в захват заложника (например, предъявление определенных требований работникам правоохранительных органов при блокировании ими преступника вместе с похищенным человеком с угрозой расправиться с похищенным в случае их невыполнения), то они квалифицируются по совокупности преступлений. Субъектом преступления является лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности только за действия, предусмотренные ст. 206 УК РФ. Если же при захвате заложника совершены действия, предусмотренные другими статьями УК (причинение вреда здоровью, умышленное уничтожение чужого имущества, преступное нарушение правил, регулирующих изготовление, приобретение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем и т.д.), то освобождение заложника не освобождает от уголовной ответственности за эти действия.
Опасность преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» - в дезорганизации деятельности органов власти и охраны правопорядка, отвлечении сил и средств на проверку ложных сообщений, причинении материального ущерба, вызванного нарушением нормального ритма работы организаций, учреждений и транспортных средств.
Состав преступления образуют только заведомо ложные сообщения о готовящемся акте терроризма. Поэтому не влекут ответственности по ст. 207 УК РФ заведомо ложные сообщения о якобы совершенных актах терроризма или о намерении определенных лиц совершить такой акт (в последнем случае наступает ответственность за заведомо ложный донос - ст. 306 УК РФ). Поскольку способы совершения преступления при терроризме и диверсии в основном совпадают, а ст. 207 УК РФ указывает на наступление ответственности за ложную информацию о готовящихся взрывах, поджогах или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, не связывая их с информацией о целях готовящихся актов, ответственность по ст. 207 УК РФ наступает и за заведомо ложное сообщение о готовящемся диверсионном акте.
Не влияют на квалификацию преступления формы и способы сообщения заведомо ложных сведений, достаточно, чтобы лицо было уверено, что его сообщение достигнет цели. Преступление считается оконченным с момента сообщения адресату. Заявление о готовящемся террористическом акте, сделанное публично с целью опорочить гражданина без расчета на реагирование органов власти и управления по его предотвращению, влечет ответственность за клевету (ст. 129 УК РФ). Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, сделанное с целью отвлечь внимание от действительно готовящегося акта терроризма, лицом, участвующим в его подготовке, не требует дополнительной квалификации по ст. 207 УК РФ, так как эти действия охватываются диспозицией ст. 205 УК (терроризм) как часть подготовки или совершения акта терроризма. Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, передающее заведомо ложное сообщение, рассчитывает на соответствующее реагирование властей или нарушение общественного спокойствия. Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, сопровождающееся выдвижением условий органам власти либо переданное в целях нарушения общественной безопасности или устрашения населения, образует состав преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Статья 208 УК РФ предусматривает ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Незаконное вооруженное формирование (НВФ) - это ycтойчивое объединение лиц, обладающих оружием. Для них характерна внутренняя организация, наличие командования. НВФ могут быть разной степени организованности, численности и оснащенности, для квалификации действий это значения не имеет. Ст. 208 УК РФ предусматривает ответственность за создание, руководство вооруженным формированием, а также за участие в нем.
Общий признак, характерный для данной нормы, - создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом. Незаконные вооруженные формирования могут быть оснащены как военным вооружением и техникой, так и другими видами оружия [1.1.2]. Создание НВФ означает организационную деятельность, способствующую их образованию и функционированию. Она может выражаться в идейном обосновании необходимости создания НВФ, планировании работы по их формированию, приобретению оружия и боеприпасов для НВФ, вовлечении людей в их состав и т.д.
Для квалификации действий не имеет значения, является ли лицо, занимающееся созданием НВФ, его членом. Руководство НВФ выражается в осуществлении управленческих функций, как в отношении всего формирования, так и его части. Участие в НВФ может выражаться в двух формах: а) непосредственное вхождение в его состав; б) работа по обеспечению его деятельности. НВФ могут создаваться для достижения различных целей: политических, религиозных, сепаратистских, коммерческих и т.д. Создание устойчивой вооруженной группы с целью нападения на граждан или на организации квалифицируется по ст. 209 УК (бандитизм).
Преступление считается оконченным с момента организационного оформления формирования и вооружения хотя бы части ее членов. Предшествующая организаторская деятельность либо объединение лиц, желающих создать НВФ, но без их вооружения, образует покушение на создание и руководство таким формированием. Приготовление к созданию НВФ (например, высказывание намерения образовать его, сговор на его создание) состава преступления, согласно ч. 2 ст. 30 УК не образует. Данное преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что создает вооруженное формирование, либо руководит им, либо участвует в его деятельности, несмотря на то, что оно не предусмотрено федеральным законом.
Действия в связи с участием в НВФ, содержащие другие составы преступления (убийства, уничтожение имущества, захват заложников и т.д.), квалифицируются для участников НВФ, их совершивших, по совокупности со ст. 208 УК РФ. Лица, создавшие НВФ и руководившие ими, несут ответственность за преступления, совершенные его участниками, если они охватывались их умыслом. Субъектом преступления являются лица, достигшие 16-летнего возраста.
Согласно примечания к ст. 208 УК РФ от уголовной ответственности по этой статье освобождается лицо, добровольно прекратившее участие в НВФ и сдавшее оружие. Добровольное прекращение участия в НВФ следует отличать от вынужденного прекращения такого участия в силу обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью участника НВФ (например, при блокировании силами охраны правопорядка), которое не влечет освобождения от уголовной ответственности. Если участник НВФ не был вооружен, для освобождения его от уголовной ответственности достаточно факта добровольного прекращения участия в НВФ. Упомянутые в примечании лица освобождаются от уголовной ответственности только за действия, предусмотренные ст. 208 УК РФ. Совершение иных преступлений в связи с участием в НВФ влечет уголовную ответственность по иным статьям УК РФ.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) [1.1.10] предусмотрен ряд составов за нарушение законодательства РФ о борьбе с терроризмом. Административная деятельность наступает для лиц, которые в результате неисполнения своих обязанностей по неосторожности способствуют осуществлению террористической деятельности.
Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом. В соответствии с данной статьей «Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».
Согласно ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации с ограниченным доступом [1.1.11].
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью. Согласно п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона не допускается распространение информации: раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции; способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны; служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма; о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции. Распространение указанной информации сотрудником средств массовой информации, военнослужащим или иным лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, квалифицируется в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно данной статьи «Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда».
Отношения граждан РФ, иностранных граждан и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом [1.1.9].
В соответствии с международными договорами РФ действие указанного Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов РФ.
Статья 3 рассматриваемого Федерального закона следующим образом определяет понятия статьи 15.27. КоАП:
доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК, ответственность по которым установлена указанными статьями;
операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Согласно п. 1 Положения о Комитете финансового мониторинга России, данный комитет России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам комитета России отнесены сбор, обработка и анализ информации, документов, сведений и иных материалов об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Закон «О борьбе с терроризмом» [1.1.1.] определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции. Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.
В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:
1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;
2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;
3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;
4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;
5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;
7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.
В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.
При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.
Не допускается распространение информации: 1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции; 2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны; 3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма; 4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.
Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции. Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.
Задача защиты населения, государственных институтов, промышленных и иных объектов, общества в целом от террористических угроз приобрела первостепенное значение. Она не может быть решена с помощью кратковременной кампании и требует постоянного внимания в течение достаточно длительного периода. Нормы ФЗ "О борьбе с терроризмом" лишь в общей форме регулируют решение существующих проблем, что создает предпосылки для использования неправовых методов либо регулирования путем создания множества подзаконных ведомственных актов. Возможности дальнейшего законодательного совершенствования борьбы с терроризмом отнюдь не исчерпаны.
После совершения террористических актов в Москве и ряде других городов России в обществе все сильнее и чаще звучат требования усилить уголовную ответственность за терроризм. Многие предлагают ввести в санкцию ст. 205 УК РФ такие виды наказания, как смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Данные предложения вступают в противоречие со ст. 57 и 59 УК РФ - ведь смертная казнь и пожизненное лишение свободы устанавливаются только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В статье 20 Конституции РФ особо отмечается, что "смертная казнь устанавливается как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни". Статья 205 УК к преступлениям против жизни не относится. Умышленное лишение жизни людей при совершении террористического акта рассматривается как самостоятельный состав и должно квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст.205 и 105 УК. Однако с учетом того, что терроризм в большинстве случаев сопровождается умышленным убийством людей целесообразно, как нам кажется, дополнить п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицирующим признаком "сопряженное с терроризмом". Данная норма во многом усилит уголовную ответственность террористов и позволит решить многие вопросы, связанные с террористическими действиями.
Существует и острая необходимость в конкретизации особо квалифицирующего признака ст. 205 УК РФ "совершение организованной группой". Размах террористической деятельности в Чеченской Республике показывает, что террористические акты совершаются в большей части именно такими группами. Однако привлечение к уголовной ответственности по ст.205 УК организаторов преступных групп, в частности, чеченских полевых командиров, не всегда представляется возможным и сопряжено с заведомыми трудностями, поскольку ст.35 УК указывает, что лицо, создавшее организованную группу, будет нести ответственность за совершенные организованной группой преступления, если они охватываются его умыслом, а умысел руководителей-террористов, как правило, направлен не на совершение конкретного акта терроризма, а имеет более широкие цели, в том числе и международные. Нужно учитывать и то, что деятельность лиц, оказывающих террористам финансовую и иную материальную помощь, настоящим уголовным законодательством не урегулирована. Привлечь их к уголовной ответственности за терроризм практически невозможно, ведь деньги идут не на конкретный теракт, а на финансирование террористической деятельности в целом под весьма благовидным предлогом - оказание гуманитарной помощи, коммерческие сделки и т.д.
Международный терроризм продолжает дестабилизировать обстановку не только в отдельных странах, но и в мире в целом, став более опасным и непредсказуемым в выборе методов и потенциальных объектов. Широкое распространение получили анонимные угрозы в адрес высшего руководства России, депутатов, должностных лиц разного уровня, предпринимателей. Чаще совершаются попытки шантажировать органы власти обещаниями взрывов на объектах атомной энергетики, транспорта, экологически опасных производствах. Растет число фактов, когда террористы от угроз и деклараций переходят к конкретным действиям.
Недостатком УК в деле борьбы с терроризмом является также слабая защищенность государственных или общественных деятелей. Статья 277 УК устанавливает уголовную ответственность лишь за посягательство на их жизнь (умышленное убийство или покушение на убийство). Но ведь применение иного насилия также может повлечь прекращение их государственной и политической деятельности. Например, человек, которому причинили тяжкие телесные повреждения, вряд ли сможет эффективно заниматься своей деятельностью. Кроме того, немалую общественную опасность могут представлять исходящие от террористов угрозы применить насилие к государственным и общественным деятелям. Данный пробел нужно восполнить, предусмотрев уголовную ответственность за насилие или угрозу насилия в отношении государственных или общественных деятелей (диспозиция статьи может быть сформулирована по примеру ст. 318 УК РФ).
Анализируя причины и основные проявления терроризма в современной России, многие исследователи указывают на необходимость совершенствования антитеррористического законодательства, начиная с формулировки основных характеристик терроризма как социально-правового явления. При разработке на концептуальном уровне понятийных характеристик данного социально-правового явления (социального - по генезису и содержанию, правового - по определению) его необходимо отграничивать от целого ряда сходных явлений, нередко создающих почву и среду для терроризма. Требуется, в частности, дать однозначный ответ на вопрос: обязательна ли для терроризма политическая мотивация? Из такого понимания исходит в настоящее время большинство отечественных источников. Но часть исследователей считает, что понятие терроризма охватывает и деяния с иной мотивацией (корысть, месть, экономическая конкуренция, иррациональная мотивация психически больных и пр.). Традиционные определения мотива терроризма, отталкивающиеся только от политики, мешают видеть истинные масштабы явления, адекватно осуществлять законодательную.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, чем конкретнее будут определены в уголовном законе признаки терроризма, тем эффективнее будет борьба с данным явлением. Многие исследователи предлагают осуществить: 1) совершенствование нормативной базы в области международного взаимодействия в борьбе с терроризмом (обмен информацией, выдача террористов, международный контроль за перемещением оружия, ядерных, химических и иных опасных веществ); 2) разработать и утвердить Национальную концепцию противодействия терроризму; 3) усилить уголовную ответственность за совершение террористических актов или участие в незаконных вооруженных формированиях; 4) совершенствовать нормативное регулирование в области государственного контроля за финансовыми операциями с целью пресечения финансирования терроризма; 5) юридически закрепить условия привлечения Вооруженных Сил к проведению антитеррористических операций; 6) обеспечить нормативное регулирование межведомственной координации субъектов антитеррористической деятельности.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Сведения об авторе
- Глава 1. Терроризм: природа, мотивации, факторы возникновения и развития
- 1.1. Понятие и истоки терроризма
- 1.2. Концептуальные аспекты анализа терроризма
- 1.3. Классификация проявления терроризма
- 1) По возможным целям:
- 2) По масштабу терроризм подразделяют:
- 3) По способу совершения терактов выделяют:
- 1.4. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие терроризма
- Глава 2. Терроризм в России
- 2.1. История терроризма и его современные особенности
- 2.2. Молодежный экстремизм и терроризм
- 2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике
- 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
- Глава 3. Международный терроризм и антитерроризм
- 3.1. Международный терроризм, его виды и формы
- 3.2. Международный терроризм: современные тенденции формирования
- Модели финансирования терроризма [2.95]
- Структура доходов колумбийских повстанческих движений в 1990-е гг.
- Структура доходов Аль-Каиды на 1990-2001 гг.
- 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
- 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
- Глава 4. Финансово-экономические и правовые методы борьбы с терроризмом в России
- 4.1. Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом
- Распределение ответов на вопрос «к каким действиям Вы лично готовы в ситуации террористической угрозы» [2.151]
- 4.2. Борьба с финансированием терроризма
- 4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом
- Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
- Глава 5. Защита людей и объектов от террористических акций
- 5.1. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
- 5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
- 5.3. Противодействие похищениям людей
- 5.4. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
- 5.5. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
- Библиографический список
- I. Нормативно-правовые акты
- 1.1. Федеральные законы Российской Федерации
- 2. Научные и учебные издания