logo
Метелев С

2.2. Молодежный экстремизм и терроризм

Молодежь является особой социальной демографической группой общества, она выступает важным ресурсом социально-экономического развития и ключевым фактором общественных трансформаций.

В России проживает более 30 миллионов человек в возрасте от 15 до 29 лет – это свыше 21% от общей численности населения страны. Доля молодых людей среди трудоспособного населения составляет приблизительно 37% (в российских регионах ее численность колеблется от 30 до 50%). В российской уголовной статистике выделяются несовершеннолетние от 14 до 18 лет (в соответствии со ст. 87 УК РФ), а также молодые взрослые 18-24 годи и 25-29 лет. Градация молодых взрослых на две группы обусловлена международной (по определению ООН) классификацией молодежи от 15 до 24 лет. Российские ученые считают, что процесс социализации завершается к тридцати годам, к этому возрасту человек приобретает статус зрелого взрослого. Поэтому в уголовной статистике выделяется возрастная группа от 25 до 29 лет. Численность 14-17 летних в России составляет 6,5%, 18-24-летних – 10,3%, а 25-29-летних – 6,9%, но их удельный вес в контингенте преступников в 1,5-2,5 раза выше соответственно: 10,7%, 26,8%, 16,4%. Это свидетельствует о высокой криминальной активности лиц молодого возраста [2.103]. Данное обстоятельство важно учитывать при проведении профилактической работы среди молодежи, в том числе по противодействию молодежному экстремизму.

Молодежной проблематикой заниматься в общественной науке стали активно в 60-70-е гг. XX века. При этом В.Т. Лисовским было дано одно из первых его определений: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». В 1980-х годах акцентировалось внимание на то, что «молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» (И.С. Кон). Важно учитывать ряд ключевых моментов – молодежь это: 1) определенный возрастной период; 2) особая социальная группа; 3) самостоятельная движущая сила; 4) идеологически не сформированная часть общества; 5) максимально нацеленная на реализацию процесса социализации часть общества.

Современная массовая молодежная культура стала складываться во второй четверти XX века в связи с переходом развитых стран к постиндустриальному обществу под влиянием научно-технической революции и глубоких изменений в образовании, науке и социальных институтах. При этом формируется своеобразные различия между разными поколениями людей, которые проявляются в различиях ценностных ориентаций, моде, способах общения и в образе жизни в целом. Произошло удлинение и усложнение процесса социализации, что привело к изменению критериев социальной зрелости. Они стали определяться не с момента вступления в самостоятельную трудовую жизнь, а с завершения образования, приобретением профессии, реальных политических и гражданских прав, материальной независимости от родителей и так далее.

Формирование современной молодежной культуры способствовало изменению форм организации и самоорганизации молодежи. Молодежное движение (объединения, группы) можно квалифицировать по нескольким направлениям. Вне зависимости от степени формализации по отношению к государству они могут выступать как: 1) асоциальные – стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу; 2) антисоциальные – носят ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, им присуща нравственная глухота; 3) просоциальные – социально-положительные, приносят пользу обществу, решают социальные проблемы культурно-защитного характера.

Анализ современных направлений терроризма позволяет сделать вывод, что в мире совершается все больше террористических акций, которые если и создают политические последствия, то лишь косвенным образом. Самым опасным среди подобных направлений, как по числу жертв, так и по абсолютной непредсказуемости остается псевдорелигиозный. Следует отметить, что официальные представители всех мировых, и большинства- национальных и региональных религий отвергают применение экстремистских методов вне зависимости от целей. Однако в современном мире существуют террористы-«мусульмане», террористы-«иудеи», «буддисты» и «христиане», что связано с деятельностью радикальных сторонников той или иной веры, к которым принято применять понятия «фанатики» и «сектанты».

Большую опасность сект является претензия на «избранность», обладание особыми знаниями, единственной «истиной». В связи с этим секты заявляют об обладании особым статусом, который выводит их вне законов государства и общества. Именно поэтому сектанты считают, что для них позволительны действия, запрещенные для простых «непросвещенных» людей, в частности, преступления. Именно отсюда и проистекает такая тесная связанность фанатизма и сектантства с терроризмом. Важно понять, что, как выразился известный исследователь терроризма Уолтер Лакер [2.181], нелепо изображать непосредственного исполнителя террористических акций «кротким созданием, вынуждаемым равнодушным большинством и жестокими социальными условиями сыграть роль трагического героя: добрый самаритянин, подливающий яд, Франциск Ассизский с бомбой». Террористы - это фанатики, не имеющие собственного мнения, манипулируемые нередко еще большими фанатиками (например, тем же Усамой бен Ладеном) с помощью различных материальных и нематериальных методов воздействия на психику

Эти методы, тесно связывающие сектантство и терроризм, применяются уже не одну сотню лет. Так, еще в ХII в. действовала исламская секта хашашинов, которая для осуществления терактов использовала камикадзе; они опьянялись огромными дозами гашиша (откуда и название) и после этого подвергались зомбированию на совершение определенных преступных» действий. Особо обращает на себя внимание тот факт, что метод хашашинов подготовки «фидави» (смертников) с помощью наркотических средств до сих пор используется многими исламскими фундаменталистскими террористическими организациями. Таким образом, триада фанатизм-сектантство-терроризм дополняется еще одним фактором - наркотиками. Хотя следует признать, что террористические организации все более активно используют методы психологического манипулирования адептами, приближаясь к «идеалу» классической тоталитарной секты.

Субкультура молодежи формируются в результате сложного и противоречивого процесса взаимодействия с культурой данного общества, под непосредственным влиянием субкультуры других социально-демографических групп, прежде всего культуры «взрослых». При этом процесс формирования и трансформации молодежной субкультуры во многом определяется реализацией социализирующих функций – идентификационная, адаптивная и интегрированная, посредством которых молодые люди образуют собственное пространство игры, своеобразную экспериментальную площадку, позволяющую им найти свое место среди норм, ценностей и в социальной структуре мира. Сложность и противоречивость процессов социальных изменений способствуют появлению разнообразных культурно-ценностных ориентаций и молодежных структур. При этом отдельные молодежные движения образуют асоциальные случайные или агрессивные группы. Можно выделить комплекс причин, провоцирующих их возникновение: 1) вызов обществу, протест; 2) непонимание в семье; 3) нежелание быть как все; 4) желание утвердиться в новой среде; 5) привлечь к себе внимание; 6) неразвитая сфера организации досуга для молодежи в стране; 7) копирование зарубежных (западных, восточных) структур, течений, культуры; 8) религиозные идейные убеждения; 9) дань моде; 10) отсутствие цели в жизни; 11) влияние криминальных структур, хулиганство; 12) возрастные увлечения.

Наиболее серьезную угрозу создают неформальные молодежные объединения, которые стремятся к протесту в социально опасных формах. Под экстремистской деятельностью понимается [1.1.4]:

  1. деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

  1. пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

  2. публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье;

  3. финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем представления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

В определении экстремистской деятельности законодатель не разграничивает субъектов экстремизма по возрастной категории лиц, осуществляющих противоправные действия. Вместе с тем деятельность различного рода организаций экстремистской направленности, объединенных по возрастному принципу имеет свои особенности. Молодежь, в силу присущих ей специфических качеств, таких, как юношеский максимализм, обостренное чувство справедливости, романтизм, рассматривается экстремистскими силами в качестве объекта воздействия для привлечения к противоправным акциям экстремистской направленности.

Молодежный экстремизм, затрагивающий проблемы безопасности государства, является составной частью политического экстремизма и, как показывает практика, охватывает политическую, социальную, национальную, религиозную, экологическую и другие сферы жизни общества. Он заключается в осуществлении представителями молодежных групп, организаций и движений, а также отдельными представителями молодежи противоправных действий, направленных против органов власти и управления и преследующих цель насильственного изменения конституционного строя, разжигание расовой, национальной, религиозной и иной социальной розни.

Среди комплекса причин возникновения экстремизма в среде молодежи обычно выделяют социальные, духовные и экономические противоречия в обществе, основными из них являются:

Как указывают эксперты, для государственной безопасности из общего числа лиц, относимых к молодежи, в первую очередь представляют оперативный интерес молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет. Представители этой возрастной категории являются основной движущей силой современных молодежных движений и организаций, в том числе и радикально экстремистского характера. Они имеют высокую политическую активность и в силу отсутствия твердых, устоявшихся убеждений, недостатков государственной политики в отношении молодежи, легко подпадают под влияние различного рода «вождей и лидеров», пропагандирующих негативное отношение к действующей власти, что провоцирует российскую молодежь на экстремистские действия. Кроме того, в последнее время, начинают привлекать внимание различных политических сил 16-20-летние молодые люди, которые рассматриваются как потенциальная смена сегодняшним «молодежным активистам». В силу несформировавшихся личных убеждений они, как и 20-25-летние, могут стать потенциальными носителями экстремистских идей, что требует со стороны органов исполнительной и законодательной власти государства своевременных мер по предупреждению проявлений экстремизма в молодежной среде.

Объектом первоочередных устремлений молодежного экстремизма являются основы конституционного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты. Подрыв основ конституционного строя осуществляется посредством противоправного воздействия на безопасность персонально неопределенных слоев населения, различаемых по политическим пристрастиям, национальной принадлежности, вероисповеданию. В практике экстремистских акций со стороны молодежи чаще других объектом воздействия фигурируют члены различных общественных объединений, государственные и общественные деятели, сотрудники правоохранительных органов, представители промышленного и финансового бизнеса, лица, пользующиеся международной защитой, работники средств массовой информации.

Экстремистское криминальное поведение молодежи проявляется в деяниях, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и общественный порядок, общественную нравственность, основы конституционного строя и безопасность государства, реализуемое по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, обязательным признаком которых является наличие действий экстремистского характера.

Определенно внешнее воздействие, в значительной своей части носящее негативный характер, на российскую молодежь оказывают представители ряда зарубежных неправительственных организаций, прямо заинтересованные в использовании молодежного потенциала для формирования деструктивных сил. Многие известные террористические организации в настоящее время приняли вид и сущность подлинных тоталитарных секту, сделавшее в своей террористической борьбе ставку на подготовку террористов-камикадзе, в то время как самоубийство категорически запрещено догматами канонического ислама. По этому поводу стоит вспомнить один из упоминавшихся признаков сект - присвоенный себе «особый статус», позволяющий совершать действия, запрещенные для всех остальных. Общий момент у различных террористических групп - сильная потребность маргинальных, отчужденных личностей в присоединении к группе единомышленников со сходным мироощущением, согласно которому «мы против них, а они причина наших проблем» [2.3]. Хотя, вряд ли после нескольких недель полготовки в центрах - после «промывания» мозгов и сильнейшей психологической атаки - «фидави» может вразумительно объяснить цель того, что он делает. Их разум и восприятие закрыты для всего, кроме разработанных установок. Причем часто «заказчики» террористических акций намеренно используют методы блокирования сознания «исполнителей» в целях сохранения информации и исключения возможности переговоров.

Сходные методы и международной террористической группы, название которой на слуху у всех после атак, организованных смертниками «Аль-Кайлы» на Нью-Йорк и Вашингтон. Ее лидер - Усама бен Ладен не просто создал смертоносную организацию, на счету которой гибель нескольких тысяч человек. Объявив себя шейхом, он претендует на абсолютную правоту и религиозную обоснованность террористических акций, объявляя всех мусульманских лидеров, не поддерживающих его предателями истинной веры. Реально неучтенной продолжает оставаться опасность со стороны тоталитарных сект, особенно экстремистски настроенных, среди которых немало действующих на территории России. Прежде всего, это такие организации как «Ананда Марта» и «Аум Синрикё» [2.184]. «Ананда Марта» («путь блаженства») - псевдоиндуистская тоталитарная секта, которую с равным успехом можно назвать и международной террористической организацией. Численность секты по данным 2000 г. составляет около 250 тысяч человек. Это закрытая тайная opганизация, устроенная по военному образцу, которая имеет жесткую и сложную иерархическую структуру. Руководство секты планирует установить в мире «власть просветленных», первым шагом к чему должен был стать приход к власти в Индии созданной Саркаром политической партии PROUT (политическая деятельность «Ананда Марга» не стала успешной, в том числе по причине террористических методов, которые она использовала в борьбе с оппонентами). В 1978 г. ФБР обвинило секту в организации взрыва отеля «Хилтон» в Сиднее, в результате которого погибло 3 человека. Также на ее счету террористические акции в Англии, Индии. Малайзии и Скандинавии. Секта готовила покушения на папу Иоанна Павла II и Индиру Ганди. Организация имела лагеря для подготовки террористов в США и Индии. В России «A.M.» действует наиболее активно на Дальнем Востоке, где она поддерживается японским филиалом секты, и в Алтайском крае.

Еще одна «восточная организация», получившая всемирную известность - тоталитарная секта «Аум синрикё» [2.184]. Внимания заслуживает следующие тревожные факты. Несмотря на то, что причастность организации к зариновой атаке в токийской метро в марте 1995 года (от которой пострадали более 5 тысяч человек) была доказана практически сразу, лишь 19 октября 1999 г. японский парламент принял закон о запрете деятельности секты. Но, благодаря используемой сектантами конспирации и мошной финансовой поддержке, которую оказывают организации «Аум Синрикё» друг другу по всему миру (капитал секты и ее лидера в свое время составлял более миллиарда долларов), деятельность секты прекратить полностью не удалось, в том числе и на территории России. 23 января 2002 г. Приморский краевой суд вынес приговор четырем российским членам «Аум Синрикё», готовившим террористические акции в Японии перед и во время встречи Большой восьмерки на Окинаве с целью освобождения Асахары. Глава этой террористической группы (нлл приговорен к восьмилетнему заключению, в то время как даже его адвокаты рассчитывали, как сообщалось в программе «Человек и закон», на срок не менее 23 лет. Подобные факты в комментариях не нуждаются.

Таким образом, в настоящее время важным является для российского государства решения вопросов молодежного экстремизма и сектантства, имеющих тесные связи с терроризмом, в том числе и международным, борьба с которым объявляется сегодня приоритетным вопросом сотрудничества государств в сфере безопасности.