logo
Метелев С

2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике

В 1990-е годы в России сложилась уникальная ситуация: на части территории Федерации, в Чечне обосновались вооруженные банды, образовав криминальный анклав. При этом финансирование Чечни имело ярко выраженные черты бандитско-террористической деятельности. К настоящему времени освещен вопрос об источниках доходов чеченских «борцов за независимость» в 1992-1999 гг., когда «Чечня превратилась в криминальный «заповедник», живущий на основе воровства, контрабанды, незаконной торговли оружием и наркотиками» [2.85]. Еще при Д.Дудаеве из Чечни ежегодно нелегально вывозилось нефтепродуктов на 2-3 млн.долл. С августа 1996 г. по Чечне прoшла «дикая» приватизация: отдельные «приватизаторы» и вооруженные группы самовольно и бесплатно захватывали нефтяные скважины, промышленные предприятия и т.д. Возникшие частные предприятия, основанные на воровстве сырья, стали основой экономики Чечни. После первой Чеченской войны, нефтедобыча вообще постепенно вышла из-под контроля государства и к 1999 г. полностью перешла в руки "теневиков", связанных с полусамостоятелньми полевыми командирами. Во время второй чеченской войны пришлось демонтировать более 3 тыс. нелегальных нефтезаводов.

Еще до первой чеченской войны в республике сложилась система крупных, хищений бюджетных средств, проходящих через российские и чеченские банки [2.95]. В 1995-1996 гг. новым источником доходов стало разворовывание средств, выделяемых из бюджета на восстановление Чечни. Из-за отсутствия финансовой отчетности о расходовании этих средств точно не известна даже их величина (ее оценивают в интервале от 1,5 до 5,5 млрд. долл.), не говоря уже об их использовании. Сверхдоходы от разворовывания бюджетных средств получали главным образом государственные, административные и связанные с ними коммерческие структуры Чечни и России. Полевые командиры с 1996 г. наладили изготовление фальшивой валюты (за 1997-1999 гг. в Чечне было выпущено около 10 млрд. долл.). В Чечне обосновывались около 100 организованных преступных группировок. Они грабили проходящие через республику поезда (лишь за 1993-1994 гг. на Грозненском отделении Северо-Кавказской железной дороги было разграблено около 1700 вагонов) и похищали людей, а также занимались рэкетом и финансовыми махинациями по всей России. Так, в 1999 г. Федеральная служба налоговой полиции выявила около 2 тыс. российских фирм и коммерческих банков, которые либо платили "дань" чеченскому криминалитету, либо проводили в его пользу незаконные банковские операции.

Чеченская республика в 1992-1999 гг. была "свободной криминальной зоной", выпавшей из-под контроля правительства России и специализировавшейся на криминальных промыслах, создающих угрозу национальной экономической безопасности. Чеченская модель финансирования терроризма демонстрирует наивысший уровень развития данного института [2.95]. Она уникальна, поскольку ни одна страна современного мира, кроме России 1990-х гг. не допускала длительного существования на своей территории откровенно криминально-деструктурного государственного образования. Единственная близкая аналогия - автономная зона в Колумбии, официально предоставленная правительством для повстанческой организации FARC в 1998 г. на период мирных переговоров и отмененная в 2002 г. Более отдаленной аналогией может быть Палестинская автономия 2000-х гг., имеющая официальный административный статус, но продолжающая оставаться для Израиля "рассадником терроризма". Наконец, возможны отдаленные параллели с ситуаций в Абхазии и Южной Осетии - "серых зонах" Грузии [2.145].

В начале 2000-х гг. существенно изменилась ситуация с финансированием чеченского терроризма (см. [2.101, с. 649-650; 2.146]). Хотя в самой Чечне боевики берут поборы с местных жителей (по утверждению СМИ. в каждом селе есть казначей террористов), но в разоренном регионе нельзя найти крупные финансовые ресурсы. Поэтому чеченский терроризм финансово зависит от российской чеченской диаспоры (прежде всего, от чеченского криминала) и от зарубежных спонсоров (табл. 2.7). Оценки общей величины ежегодного бюджета чеченских террористов варьируются на порядок - от 30 млн.1 до 300 млн. долл. Что касается размеров отдельных статей доходов, то Л. Фитуни, обобщив информацию из открытых источников, пришел к выводу, что общая величина доходов террористов составляла в начале 2000-х гг. 95-110 млн. долл., из них большая часть (примерно 50 млн.) была получена от исламистских экстремистских и террористических организаций, включая Аль-Каиду. Спецификой финансирования чеченского терроризма являются высокие поступления от чеченского криминалитета. Миграция чеченцев из беднеющей Чечни в другие регионы России в 1990-е гг. привела во многих регионах России к росту чеченской мафии, поддерживающей тесные контакты с чеченскими террористами (часто по принципу "сообщающихся сосудов"). По некоторым оценкам, ежегодный доход чеченских организованных преступных группировок в России начала 2000-х гг. составлял примерно 13,6 млрд. долл. (из них треть – от контроля за торговлей нефтью) [2.66, 2.95, 2.127].

Поступление средств чеченским террористам от зарубежных спонсоров облегчается тем, что даже в развитых странах Запада нет единой позиции по поводу того, следует ли считать чеченских сепаратистов террористами или "борцами за независимость". По соображениям геоэкономического соперничества, "исламской солидарности" или "политической корректности" во многих странах разрешен вполне легальный сбор средств для чеченских («позиционных политических организаций (часто вод ширмой гуманитарной помощи Чечне).

Таблица 2.7

Структура доходов чеченских террористических группировок в начале 2000-х гг. (по оценке Л.Л. Фитуни, в %)

Источники доходов

Доля в совокупных доходах

Внутренние сборы в Чечне

6

Поступления от внешних спонсоров – исламских государств дальнего зарубежья

7-8

Поступления от внешних спонсоров – неправительственных и благотворительных организаций

9

Поступления от криминальных структур Северного Кавказа

8-16

Поступления от подконтрольных чеченскому криминалитету фирм в других регионах России

15

Поступления от исламистских экстремистских и террористических организаций

45-51

Хотелось бы остановиться также на правовой оценке действий лиц, находившихся у власти в Чеченской Республике, с точки зрения, международного права. Режим Д. Дудаева и А. Масхадова, долгое время находившихся у власти в Чеченской Республике, не только грубо попирал конституционное право Российской Федерации, ставя под угрозу неделимость и территориальную целостность российского государства, но и являлся преступным, с точки зрения международного права.

Одним из наиболее опасных международных преступлений является агрессия. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии" от 14 декабря 1974 года под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии, В качестве акта агрессии квалифицируются:

- вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия территории другого государства или ее части с применением силы;

-действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

-засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Руководство Чечни в полной мере было осведомлено о готовящейся террористической акции на территории Дагестана, подпадающей под международное определение агрессии, но фактически означающей агрессию одного субъекта Российской Федерации по отношению к другому субъекту. Так, например, сотрудники силовых структур Чечни (шариатской гвардии, погранично-таможенной службы, вооруженных сил) осуществляли деятельность по разведывательному, материально-техническому и иному обеспечению группировки террористических формирований ваххабитов. Официальные подразделения силовых структур Чечни непосредственно участвовали в боевых действиях. Тем самым, можно говорить не только о преступном попустительстве, но и о прямом участии руководства Чечни в организации и осуществлении агрессии.

Другим видом международных преступлений является геноцид Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или военное время, является преступлением, нарушающим международное право. Под геноцидом (статья 2 Конвенции) понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: -убийство членов этой группы; -причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; -предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее. По конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое публичное подстрекательство к совершению геноцида и соучастие в геноциде. Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние или международным уголовным судом. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

Правящий режим Чечни проводил политику геноцида в отношении мирного населения республики. В результате проводимого руководством республики курса ее вынуждены были покинуть более 250 тыс. граждан. Свыше 800 тыс. жителей Чечни лишились работы, возможности получать пенсии и социальные пособия, реализовывать свои политические права и свободы. Установлены многочисленные факты показательных расстрелов боевиками местных жителей за "содействие федеральным силам".

Территория Чечни стала криминальной зоной по промышленному производству наркотиков. Выявлено четыре завода по производству героина: в пос. Шали - контролировал М. Удугов, в пос. Калинина на окраине г. Грозный и территории бывшего санатория "Энергетик" Шалинского района - Ш. Басаев, в пионерском лагере "Зорька" - Хаттаб. Кроме того, Чечня превратилась в транзитный канал транспортировки наркотиков из Туркменистана, Ирана, Пакистана, Турции, Афганистана в Прибалтику, Северную Ирландию, Великобританию, Испанию, Грецию. Помимо переработки ввозимых наркотических веществ, криминальными структурами Чечни налажено выращивание и производство наркотического сырья на своей территории, прежде всего, опиумного мака и индийской конопли. Наиболее значимые посадки наркосодержащих растений расположены в Но-жай-Юртовском и Веденском районах. Для переработки выращенного сырья введены в строй минизаводы в населенных пунктах Ачхой-Мартан, Саржень-Юрт, Зама-Юрт. Оборудование для организации промышленного производства наркотиков завезено из-за границы в сентябре 1997 года через Абхазию.

Также в Чечне широкое распространение получило изготовление фальшивых долларов США и их поставка на территорию России. Участились попытки реализации таких долларов через учреждения финансово-банковской системы. Недавно только в Приморском крае из незаконного оборота было изъято свыше 1 млн. фальшивых долларов. Получены данные о том, что в 1998 году в Магаданскую область из Чечни завезено около 1 млн. поддельных долларов. Имеются факты, доказывающие, что полевые командиры расплачиваются с иностранными наемниками в своих отрядах фальшивыми долларами США из расчета около 1 фальшивого доллара за каждые настоящие 28 центов. Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., преступлением являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, сбыт поддельных денежных знаков, действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен. В конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании "местных" денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях "международных" фальшивомонетчиков.

Деяния чеченских боевиков свидетельствуют и о нарушении норм международного права, содержащихся в таких международных договорах, как Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года.

Помимо этого, в своей деятельности чеченские власти демонстративно игнорировали нормы и рекомендации, содержащиеся в конвенциях Совета Европы. В своем заявлении от 4 февраля 1999 года председатель ПАСЕ лорд Рассел-Джонстон отметил, что "Российская Федерация, которая состоит из 89 образований (среди которых и Чечня), является членом Совета Европы. Российская Конституция и Конвенция о защите прав человека и основных свобод подлежат применению ко всем субъектам Федерации. Я настойчиво призываю все затронутые стороны к тому, чтобы новое законодательство Чечни соответствовало нормам Совета Европы".

В то же время органы власти Чечни в своей деятельности руководствовались не российским законодательством, а нормами шариата и одного из наиболее реакционных течений ислама - ваххабизма, объявленного идеологией Чечни. В выступлениях руководителей Чечни открыто пропагандировалось превосходство мусульман над людьми иной веры (неверными), содержались призывы к священной войне и мести им, к совершению террористических актов, в том числе с применением химического, бактериологического оружия и радиоактивных веществ. В Чечне были законодательно закреплены и исполнялись наказания, обрекающие подсудимого на мучения - отсечение части тела, бичевание, забивание камнями, отсечение головы. Каждый из таких случаев является уголовно наказуемым деянием по УК РФ, и нарушением прав и свобод, гарантируемых Европейской конвенцией по правам человека (право на жизнь, запрещение пыток, рабства и принудительного труда, право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство и т.д.), Европейской социальной хартией, Европейской конвенцией по предупреждению пыток, нечеловеческого или унижающего человеческое достоинство обращения, Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и т.д.

С 2001 года руководство антитеррористической операцией в Чечне возложено на ФСБ РФ. Создан Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе. В результате предпринятых мер достигнуты значительные успехи в борьбе с терроризмом в Чечне и в целом, на Северном Кавказе. В ходе контртеррористической операции уничтожен ряд главарей бандформирований - Абу Аббас, Хаттаб, Масхадов. В декабре 2001 года осужден к пожизненному заключению Салман Радуев. Однако в Чечне продолжается совершение террористических актов против государственных и религиозных лидеров республики. 9 мая 2004 года в результате теракта погиб Президент Чеченской Республики.