logo
Методическое пособие по КПРФ

Методические указания:

В начале необходимо дать определение национально-государственного устройства. Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.

Конституционное закрепление института государственного устройства России традиционно. При подготовке к первому вопросу необходимо учитывать, что весь комплекс государственно-правовых норм, содержащихся в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство», в текущем законодательстве, а также в договорах о разграничении предметов ведения между федерацией и отдельными субъектами, свидетельствует об определенной однородности и взаимосвязи регулируемых ими общественных отношений. Это явилось основанием выделения этой группы норм в самостоятельный государственно-правовой институт – институт федеративного устройства.

Совокупность норм этого института закрепляет:

территориальную организацию государства;

правовое положение (конституционно-правовой статус) государства в целом и его частей;

принципы их взаимоотношений, предметы ведения и разграничение полномочий между государственными органами федерации и ее субъектов.

Из курса теории государства и права студенту известны три формы государственного устройства: унитарная, федеративная, конфедеративная.

На выбор формы государственного устройства влияет много факторов, но в первую очередь наличие у народа возможности реализовать свой национальный суверенитет.

Правовое оформление федерации осуществляется двумя способами – на основе договора и на основе конституции. Договорная федерация создается путем заключения самостоятельными государствами договора об объединении (США). Конституционная федерация создается на основе конституции, в которой закрепляется политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная центральной властью (Россия).

Конституционные нормы (гл. 1 ст. 1, 4, 5 и гл. 3) закрепляют федеративную форму государственного устройства России. Кроме конституционных норм государственное устройство закрепляется также в нормах конституций республик, уставах субъектов РФ, Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. и других нормативных актах.

Государственное устройство многонациональной России основано на следующих закрепленных правовыми актами принципах:

добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство (преамбула Конституции РФ и др.);

суверенность и равноправие наций (ст. 5 п. 3, ст. 19 п. 2 и др.);

федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией;

национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации (ст. 5);

государственная целостность Российской Федерации (ст. 5 п. 3, ст. 15, 67, 68, 74, 75, 77);

разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов (ст. 5, 71, 72);

равноправие субъектов Федерации (ст. 5 п. 4, ст. 11 п. 2, ст. 72, 73. 76, 95, 104).

При рассмотрении второго вопроса студенту необходимо внимательно ознакомиться с соответствующими параграфами базового учебного пособия. Для подготовки доклада см. [13].

Возникшая в результате Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она занимала территорию дореволюционной России. Однако многонациональный состав населения России, усиление национально-освободительного движения, возникшего еще до революции, провозглашенный принцип права наций на самоопределение привели к изменению государственного устройства России. В конце 1917 г. Финляндия стала независимым государством. В декабре 1917 г. была провозглашена независимая Украинская Советская Республика. Одновременно шел процесс усложнения формы государстве иного единства самой Российской Советской Республики, превращения ее в федеративное государство. Официально это было сделано на Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила федеративную форму государственного устройства Советской России, основанную на национально-территориальном принципе.

Россия была провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств;

Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией (а не конституционно-договорной);

Россия создавалась как асимметричная федерация;

субъекты РФ создавались как по национально-территориальному, так и по территориальному признаку;

субъекты РФ не обладали правом выхода из ее состава;

статус субъекта РФ может быть изменен.

Рассматриваемый вопрос – один из ключевых в данной теме. Эту проблему начинаем рассматривать с доклада одного из студентов: «Особенности современного развития РФ».

Правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Они определяют Российскую Федерацию как:

независимое суверенное государство;

полноправный субъект мирового сообщества.

Они указывают, что:

завершен определенный этап реформирования государственного устройства;

качественно изменились взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами;

определена типология субъектов, уровни перераспределения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Характерными элементами конституционно-правового статуса РФ являются:

учредительный характер федеральной государственной власти;

территориальное единство;

единое конституционное пространство;

единое гражданство;

наличие легитимных властных структур;

наличие федеральной собственности;

наличие единой денежной и кредитной систем;

единые Вооруженные Силы;

государственный язык – русский;

абсолютная международная правосубъектность;

государственные символы (Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, столица).

При подготовке данной части вопроса студенту необходимо внимательно изучить гл. 3 Конституции РФ. Все элементы статуса Федерации закреплены нормами конституции. Более подробное разъяснение каждого элемента конституционно-правового статуса РФ, закрепленного в Основном законе государства и текущем законодательстве. Перечень нормативных актов, с которыми необходимо ознакомиться студенту, приведен в списке литературы к данной теме.

Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Федерации, реализуемых органами ее государственной власти как исключительно (ст. 71), так и совместно с субъектами (ст. 72).

Студенту необходимо изучить предметы исключительного ведения Федерации (ст. 71 Конституции РФ):

в сфере государственного строительства;

в сфере экономического и социально-культурного строительства;

в сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета.

Статья 72 Конституции РФ определяет круг совместных предметов ведения Федерации и ее субъектов.

Необходимо подчеркнуть, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы.

При рассмотрении третьего вопроса студентам необходимо уяснить конституционно-правовой статус субъектов Федерации: республик в составе РФ; краев, областей, городов федерального значения; автономной области и автономных округов.

1. Республика в составе РФ есть национально-государственное образование в форме унитарного государства, статус которого определяется Конституцией РФ, конституцией республики, Федеративным договором от 31 марта 1992 г. (см. ст. 5, 66 Конституции РФ).

Наряду с предметами совместного ведения РФ и республик в ее составе, имеется ряд предметов ведения, относящихся к исключительному ведению республики. Студент должен ознакомиться со ст. 63 Конституции Республики Бурятия, где изложены исключительные предметы ее ведения:

принятие Конституции Республики Бурятия, внесение в нее изменений и дополнений, контроль за ее соблюдением;

законодательство Республики Бурятия;

территория и административно-территориальное устройство Республики Бурятия;

защита государственно-правового статуса Республики Бурятия;

установление системы республиканских органов власти, порядок их организации и деятельности, формирование государственных органон республики, обеспечение деятельности органов местного самоуправления;

государственная собственность Республики Бурятия;

государственная служба и основы муниципальной службы в Республике Бурятия;

республиканский бюджет, республиканские налоги и сборы, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития;

правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития республики;

осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств; административно-территориальных образований иностранных государств;

представительство и участие в деятельности международных органов в рамках организаций, созданных специально для этой цели;

заключение Федеративного договора, межпарламентских и межправительственных договоров и соглашений;

государственные награды и почетные звания Республики Бурятия;

Другие вопросы, отнесенные Конституцией Республики Бурятия к ведению государственных органов Республики Бурятия7.

2. Край, область, город федерального значения – это государственно-территориальное образование (в составе РФ – 9 краев, 46 областей, два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург), им придан статус субъектов РФ, который определяется федеральной Конституцией, Федеративным договором от 31 марта 1992 г. и их уставами.

Все они обладают исключительными предметами ведения, закрепленными в их уставах. Так в ст. 16 Устава Челябинской области закреплено, что в ведении области находится:

принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов области, контроль за их соблюдением;

определение административно-территориального устройства области;

установление системы областных органов государственной власти, порядка их организаций и деятельности; участие в формировании областных органов государственной власти;

законодательное содействие организации местного самоуправления;

областная государственная собственность и управление ею;

определение политики области и принятие областных программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития области;

финансовое, валютное, денежно-кредитное регулирование в пределах полномочий области; областные экономические службы;

областной бюджет, областные налоги и сборы, областные внебюджетные фонды;

областные энергетические, транспортные, информационные и иные системы жизнеобеспечения;

международные и внешнеэкономические отношения области;

областная государственная служба8.

3. В составе Российской Федерации находится Еврейская автономная область и четыре автономных округа. Еврейская автономная область – это национально-государственное образование. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г она включена в РФ непосредственно. Автономный округ – национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народов и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации – через край, область или непосредственно9. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав РФ10. Остальные три округа входят в состав областей. Автономная область и автономные округа имеют свои предметы ведения. Все субъекты, как и РФ, имеют определенные элементы конституционно-правового статуса.

Рассматривая конституционно-правовой статус субъектов РФ, можно заслушать подготовленные студентами сообщения:

«Порядок принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта».

«Развитие договорных отношений между РФ и ее субъектами»

Одна из дискуссионных проблем среди элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ – их международная правосубъектность. На семинаре можно сделать сообщение по этой проблеме.

Четвертый вопрос. Исходя из предметов ведения административно-территориальное деление регулируется субъектами РФ. С проблемами правового регулирования и административно-территориального устройства студент может ознакомиться по учебному пособию, выделив:

районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения;

районы в городах;

поселки (рабочие, дачные, курортные);

сельские поселения;

закрытые административно-территориальные образования.

Порядок образования, преобразования, установления границ различных административно-территориальных единиц регулируется законодательством субъектов РФ.