Методические указания:
Одной из функций государства является регулирование общественных отношений. Государство может эффективно осуществлять эту функцию, формируя систему законодательства. Для этого государство обеспечивает определенный единообразный порядок принятия законов.
В первом вопросе рассматривается понятие законодательного процесса и основные действия (этапы), с помощью которых постепенно «рождается» закон.
Законодательный процесс – регламентированный правовыми нормами порядок деятельности по принятию законов, включающий ряд последовательных этапов: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта в нескольких чтениях и принятие закона Государственной Думой, одобрение закона Советом Федерации, подписание, обнародование закона Президентом РФ и процедура вступления закона в силу.
Особенность законодательного процесса в том, что вся деятельность осуществляется парламентом, но Конституция РФ закрепляет еще и участие Президента РФ в этом процессе.
Студенту необходимо усвоить конституционно-правовые основы законодательного процесса. Правовое регулирование законодательного процесса в большинстве стран мира осуществляется конституционными нормами. Некоторые процедурно-процессуальные действия в России регулируются федеральным законодательством и регламентами палат парламента.
Второй вопрос посвящен первому этапу законодательного процесса – законодательной инициативе. Это понятие дают многие авторы учебников по теории государства и права.
Известный русский юрист. Е.Н.Трубецкой отмечал, что для возникновения закона нужно, чтобы кто-нибудь указал на жизненную потребность, которая вызывает тот или иной законопроект. Под законодательной инициативой он понимал «чье-либо однозначное заявление, обращение к законодателю о необходимости издания нового закона или отмены старого»11.
В современной теории права законодательную инициативу рассматривают как право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом.
Конституция РФ (ст. 104 п. 1) закрепляет это право за определенными лицами и государственными органами, которые называют субъектами права законодательной инициативы. Необходимо усвоить перечень этих субъектов.
Конституция РФ не раскрывает форм законодательной инициативы. Регламент Государственной Думы (ст. 95) дает перечень форм законодательной инициативы путем внесения в парламент:
законопроектов, поправок к законопроектам;
законодательных предложений о разработке и принятии новых законов;
законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо признание этих законов утратившими силу;
предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ.
Регламент Государственной Думы закрепляет порядок внесения в нее законопроекта и дает обязательный перечень сопутствующих документов к нему. По этим проблемам см. базовое учебное пособие, а также [10], [22, гл. 4 § 2], [27, гл. I § 1], [28].
В третьем вопросе необходимо изучить ст. 105, 108 Конституции РФ, некоторые положения Регламента Государственной Думы. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г.
Второй этап законодательного процесса начинается с передачи законопроекта из Совета Государственной Думы в комитет, который будет готовить его к слушаниям. Необходимо по лекции и базовому учебному пособию уяснить следующие детали прохождения закона в Государственной Думе:
все законопроекты проходят три чтении, лишь бюджет принимается в четырех чтениях;
какие решения могут принимать депутаты в каждом чтении;
какова процедура проведения каждого чтения законопроекта;
как принимаются законы в третьем чтении;
в чем отличие процедуры принятия в Государственной Думе федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов.
Также см. [7|, [9], [20], [23, гл. 4 § 3].
В четвертом вопросе рассматриваются проблемы одобрения Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой. Студенту необходимо прочесть ст. 105, 106, 108 Конституции РФ и положения регламента Совета Федерации, обратить внимание, когда Совет Федерации может не рассматривать принятый Государственной Думой закон, каковы согласительные процедуры между Советом Федерации и Государственной Думой. По данной проблеме также см. [22, гл. 4 § 4].
В пятом вопросе изучаются конституционно-правовые основы участия Президента РФ в законодательном процессе и рассматривается последняя стадия – вступление закона в силу (см. [6]).
По этому вопросу см. также [22] и [27, гл. 2]. Для общего представления об эффективности законодательного процесса см. [18].
- Конституционное право России
- 030501 «Юриспруденция»
- Тема 1. Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина.
- Методические указания:
- Тема 2. Конституция – основной закон Российской Федерации.
- Методические указания:
- Тема 3. Конституционный строй Российской Федерации и его основы.
- Методические указания:
- Тема 4. Конституционно-правовой статус личности в рф.
- Методические указания:
- Тема 5. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации.
- Методические указания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Тема 6. Федеративное устройство России.
- Методические указания:
- Тема 7. Конституционная система государственных органов Российской Федерации.
- Методические указания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Тема 8. Президент Российской Федерации.
- Методические указания:
- Тема 9. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- Методические указания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Тема 10. Законодательный процесс в Российской Федерации.
- Методические указания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Тема 11. Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти..
- Методические указания:
- Тема 12. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации.
- Методические указания:
- Контрольные вопросы и задания:
- Тема 13. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- Методические указания:
- Тема 14. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
- Методические указания: