logo
Шпоры

Государственные органы. Суд в системе гос.Органов

Гос.орган – это структурный элемент механизма гос-ва, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах гос-ой деят-ти. Признаки: 1.наличие гос-но-властных полномочий; 2.органы гос-ва обр-ся в законодат порядке (т.е. их деят-ть осущ-ся строго на правовой основе); 3.орган гос-ва обладает своей структурой, вн устройством и состоит из должностных лиц и госслужащих; орган гос-ва имеет собственную материальную базу (т.е. финансируется из фед бюджета); 4.каждый орган гос власти наделен определенными полнрмочиями, явл частью механизма гос-ва и тнсно взаимосвязан с иными органами. Виды: По структуре или спо­собу орг-ции они классифицируются на простые и сложные. Простые не имеют вн подразделений. Примером может служить нотариат. Слож­ные, напротив, обладают соответствующей орг-цией. К ним относятся: Го­с-но-правовое управление при Президенте РФ, министерства и ведом­ства и др. Органы гос-ва также можно классифицировать по субъектам формиро­вания. В этом случае они подразделяются на представительные органы и органы, формируемые другими органами гос-ва. В зависимости от тер-ной сферы деят-ти органы гос-ва подразделяются на фед-ные, органы субъектов РФ, тер-ные. По наличию того или иного объема властных полно­мочий выделяются: высшие и местные органы гос-ва. -» Высшие органы гос-ва осущ-ют власт­ные полномочия на тер-рии всего гос-ва. -» Местные органы гос-ва осущ-ют свою деят-ть в пределах адм-но-тер-­ных единиц. По характеру компетенции (полномочий) их можно разделять на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. -» К органам общей компетенции, например, можно от­нести правительство, поскольку оно решает широкий спектр вопросов. -» К органам специальной компетенции можно отнес­ти министерства, к-ые осущ-ют один вид дея­т-ти, выполняют одну функцию государства (МВД, министерство юстиции, Прокуратура, ФСБ). По сфере распространения характер и содержание полномочий  приводит к разделению органов управления на органы общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции.  По порядку осущ-ия компетенции можно выде­лить коллегиальные и единоначальные гос органы.* коллегиальным органам относится парламент (Федеральное Собрание РФ). * К единоначальным органам относится Президент. По срокам полномочий выделяются постоянные и вре­менные органы гос-ва. -» Постоянные органы гос-ва создаются без ог­раничения срока действия. -» Временные органы создаются для выполнения крат­косрочных задач и для достижения краткосрочных целей. Наиболее существенное значение имеет деление гос органов по характеру выполняемых ими задач или иначе по принципу разделения властей. В зависимости от этого основания го­с органы подразделяются на представительные (законод), исп и суд (правоохранительные) органы.-» К законод органам относится высший пред­ставительный орган гос-ва - парламент, основной ф-ей к-ого явл принятие и издание законов. -» К исп органам относится правительство, к-ое непосредственно управляет гос-ом. Свою деят-ть правительство осущ-ет с помощью многочисленных органов гос-ва. -» К судебным органам относятся суды различных компетенций, к-ые реализуют правосудие посред­ством судопроизводства. Соподчиненность органов между собой. Это позволяет разделить органы на вышестоящие и нижестоящие.  По форме реализации гос деят-ти выделяют контрольно-надзорные органы гос-ва. Источник финансирования служит способом выделить бюджетные органы и внебюджетные, экономически самостоятельные. Основными принципами, к-ми рук-ся органы гос власти, явл: принцип разделения властей (т.е. самостоятельное ф-ние каждой ветви власти в целях искл произвола в их деят-ти); принцип гласности (информирование населения о деят-ти гос органов); принцип законности (строгое и неукоснительное соблюдение конституции, законов и подзаконных нпа всеми органами гос-ва); принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (все органы гос-ва обязаны признавать, соблюдать и защищать их права и свободы); принцип профессионализма (в гос органах должны работать квалифицированные специалисты, к-ые гарантировали бы высокий уровень и качество их работы). Суд в системе органов гос власти. Статьей 1 Закона о статусе судей определено, что судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осущ-ию правосудия представителей народа. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законод и исп властей. Судьи – носители суд власти. Основное качественное отличие деят-ти органов судебной власти от деят-ти других органов гос власти в гражданской (экономической) сфере человеческой деят-ти заключается в том, что движущей силой, "запускающей" весь механизм судебного процесса, является непосредственный интерес конкретного гражданина (субъекта экономической деят-ти). Суд, за небольшим исключением, касающимся, так сказать, самозащиты, не вправе инициировать собственную деят-ть по осущ-ию правосудия.