logo
Шпоры

Теории происхождения государства

К основным теориям относятся теологическая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), органическая, психологическая, насилия, Экономическая (классовая), ирригационная. Теологическая теория господствовала в средние века, в наст.время в ряде исламских гос-в (Иран, Саудовская Аравия) носит офиц.хар-р. Представители – Фома Аквинский, Аврелий Августин. Суть в том, что по мнению авторов, гос-во возникло по воле бога. Следовательно, гос-во, его институты, власть: вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; правители явл выразителями воли бога на земле. Эта теория призывает: принять гос-во и власть как данность, получ. Свыше; признать власть монархов святой и происходящей от бога. Суть патриарх.теории в том, что гос-во возникает по модели семьи. След-но, власть правителя явл. Продолжением отцовском власти в семье. Согласно этой теории: монарх явл. отцом всего народа; благосостояние общества не возможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их; власть короля ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. Основоположником считается Аристотель, в Китае развивал Конфуций. Теория общ-ого договора противостояла феод.сословному гос-ву, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Представители Гроций, Локк Монтескье, Руссо, Радищев. Также эта теория получила название естественно-правовой. В большинство концепций входит идея ествеств.права , т.е наличия у человека неотъемленных, естеств.прав, полученных от бога или природы. Суть – в основе гос-ва лежит общ-ый договор, к-ый состоит в след-ем: первоначально люди находились в первобытном состоянии; каждый преследовал свои интересы, что приводило к войне всех против всех, в рез-те к-ой неорганиз-ое общ-во могло уничтожить само себя. Чтобы этого не случилось люди закл.общ-ый договор, в силу к-ого каждый отказался от части своих прав ради взаимного выживания. В рез-те был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – гос-во. Теория имела большое прогрессивное значение: были разрушены идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутсвия у народа возможности повлиять на власть; фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу; сделан шаг с созданию гражд.общ-ва. Органическая теория была выдвинута во втор.половине 19 века Гербертом Спенсером. Суть: гос-во возникает и развивается подобно биолог.организму: люди образуют гос-во, как клетки живой организм; гос.институты подобны частям организма: правители-головному мозгу, почта, транспорт – кровеносной системе, рабочие и крестьяне-рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспеч.его жизнедеят-ть), а господствующие-внешние (оборона, нападение); между гос-ми, как в живой среде, идет конкуренция и в рез-те естеств.отбора выживают самые приспособленные, т.е. разумно организованные. Основоположником психологич.теории считиется польско-российский юрист и социолог Петражицкий. Суть гос-во возникло благодаря особым свойствам психики человека: желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; желание Сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми; способность сильных личностей оказать псих.воздействие на массы и подчинить их своей воле; желание отдельных личностей не подчиняться обществу-сопротивл.власти, совершать преступления Теорию насилия разрабатывали Дюринг, Гумплович, Каутский. Причину происхождения и основу полит.власти они видели не в эконом.отношениях, а в завоеваниях, насилии, порабощении. Насилие выражалось в присвоении матер.благ и средств производства сильным (вооруженным) мньшинством: сбор дани, расширении подвластных территорий. Суть ирригационной теории-гос-во возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рекпутем эффект.использования их вод. Историко-материалистическая концепция включает два под­хода. Один из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов, непримиримости классовой борь­бы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других клас­сов. Второй подход исходит из того, что в результате экономи­ческого развития усложняются само общество, его производи­тельная и распределительная сферы. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе: произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля); возник прибавочный продукт; в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров; появились частная собственность и публичная власть. для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.