logo
Шпоры

Принцип разделения властей

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье. В Советском гос-ве принцип разделения властей отвергался как "буржуазный" и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о гос-ном суверенитете РСФСР и закреплён в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР. Содержание и значение принципа разделения властей. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей явл одним из важнейших принципов орг-ции гос-ной власти ф-ния правового гос-ва. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деят-ть осущ-тся законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деят-ть - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких ф-ций, как законотворчество, гос-ное управление, правосудие, гос-ный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа гос-ной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Разделение властей в современном российском гос-ве. Принцип разделения властей явл основополагающим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ гос-ную власть осущ-ют Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент РФ, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и ГосДумы), Правительство РФ (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осущ-ют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие фед органы исполнительной власти - фед министерства, гос-ные комитеты, фед службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы. Некоторые гос органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деят-ть Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах фед округа), органы прокуратуры РФ (осущ-ют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие ф-ции), ЦБ РФ (основная ф-ция, к-ую он осущ-ет независимо от др органов гос власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), ЦИК РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осущ-ет контроль за исполнением феде бюджета), Уполномоченный по правам человека в РФ (рассматривает жалобы граждан РФ и др заявителей на решения и действия гос органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие фед гос органы не относятся ни к одной из основных ветвей гос власти.