3.3. Виды произведений.
Произведения бывают обнародованные и необнародованные, опубликованные и неопубликованные, оригинальные и производные, служебные и неслужебные.
Обнародованием признается осуществеленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
Опубликованием считается выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Оригинальным является произведение все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором.
Производным является произведение, при создании которого частично заимствуется охраняемые элементы чужого произведения (переводы, аранжировки, аннотации, обзоры). Эти произведения должны иметь творческую самостоятельность по сравнению с оригиналом и соблюдать права автора произведения, которое подверглось переделке (с автором должен быть заключен договор на использование его труда для создания на его основе другого произведения).
Служебные произведения – это произведения созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В Российском законодательстве авторское право на служебное произведение принадлежит автору. Однако, согласно ст. 14 п.2 ЗоАП исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Это означает, что автор не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение для использования другим лицам. Напротив, работодатель может использовать произведение как в своих целях, так и выдавать разрешение на его использование третьим лицам. Размер вознаграждения за использование такого произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.
Лекция 4.
Субъекты авторского права. Права авторов произведений науки, литературы и искусства.
Субъекты авторского права.
Субъектами авторского права согласно российскому законодательству могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также российское государство в целом.
1. Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений науки, литературы и искусства. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Это может быть любое физическое лицо не зависимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторское право у создателя возникает сразу как только произведение облекается в объективную форму.
За малолетних (не достигших 14 лет) и недееспособных авторское право осуществляют их родители или опекуны. Они заключают от имени этих авторов договоры, выступают в защиту их прав. Но это не значит, что родители или опекуны принимают на себя какие либо обязательства по договорам и несут ответственность за их исполнение. Стороной по договору является сам автор, а родители и опекуны лишь выступают от его имени.
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) авторы осуществляют свои авторские права самостоятельно. Что является исключением из правил, т.к. граждане могут самостоятельно осуществлять свои гражданские права лишь с 18 лет. Это отступление от правил вполне оправдано, т.к. в данном возрасте можно предполагать достаточную зрелость несовершеннолетних для разумного распоряжения творческими результатами.
1.2. Наряду с физическими лицами обладателями авторских прав по российскому законодательству могут быть и юридические лица. Если они являются правопреемниками создателей произведений. Юридическое лицо может приобрести авторские правомочия
-
по договору с автором;
-
в силу того, что произведение создано в порядке выполнения служебного задания (например, должностные инструкции);
-
по завещанию автора.
Во всех этих случаях юридическое лицо становится обладателем производного (первоначального быть не может ст. 1 ЗоАП) авторского права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к юридическому лицу по указанным выше основаниям.
1.2.Субъектами авторского права признаются также и иностранцы. Но охрана их авторских прав зависит от ряда условий. Признаются и охраняются авторские права иностранцев если:
-
если произведение обнародовано на территории России, либо не обнародовано, но находится на ее территории в объективной форме (п.1 ст.5 ЗоАП);
-
если произведение обнародовано или находится в объективной форме за пределами России, его охрана осуществляется в соответствии с международными договорами РФ. Согласно международной конвенции об авторском праве на территории России охраняются все произведения граждан стран–участниц этой конвенции, если они вышли в свет после 27 июля 1973 г. (даты присоединения СССР к Всемирной конвенции);
-
произведение считается опубликованным в РФ, если в течении 30 дней после первой публикации за пределами РФ оно было опубликовано (а не обнародованно) на территории РФ.
2. Соавторство. Авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух и более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст.10 ЗоАП). Существует несколько условий соавторства:
- О соавторстве следует говорить, если усилием нескольких авторов создано единое коллективное произведение. Если в случае с написанием картины или романа все ясно, т.к. эти произведения являются одним неразрывным целым. Если же каждая часть произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована самостоятельно (например стихи и музыка в песне, главы учебника) то ясно, что коллективное соединение не может быть создано в результате механического соединения частей (между ними должна быть логическая увязка) ели изъять одну часть, то произведение теряет смысл в этом случае тоже имеет место соавторство. А вот например иллюстрации книги не могут повлиять на ее литературное достоинство, поэтому в данном случае писатель и художник не являются в данном случае соавторами.
- Второе условие, что произведение должно являться совместным трудом нескольких лиц. Понимается не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать над произведением сообща, или каждый из них создает какую-то обособленную часть, или один из них может доработать результат другого. При этом если какое то лицо оказывает помощь в создании произведения, давало советы (например редактор или консультант), то если его работа не выходит за пределы своих обязанностей, он не может претендовать на соавторство. Редактор обязан помочь автору улучшить его произведение, исправить недостатки, но все изменения вносятся самим автором, который может согласиться или не согласиться с мнением редактора.
- Еще одно условие, что вклад лиц претендующих на соавторство произведения должен носить творческий характер. Нет оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.д.). Очень часто суды рассматривают дела, когда один человек рассказывает писателю истории из своей жизни, а писатель на основе этого материала создает роман. Даже если эти два человека работали совместно, рассказчик не признается соавтором, если художественную, творческую форму, образы и содержание создает писатель, а рассказчик просто делится воспоминаниями отдельных эпизодов из своей жизни. И наоборот, если лицо, записывающее воспоминания не внесло ничего нового ни в содержание ни во внутреннюю форму произведения, а лишь выполняло техническую работу, то автором признается рассказчик. Если же в создании художественной формы произведения принимали участие и рассказчик и писатель, то можно говорить о соавторстве. Поэтому критерием, помогающим установить действительного автора произведения является творческий характер внесенного в создание произведения вклада.
- И наконец последнее условие – это наличие соглашения о возникновении соавторства. Под эти соглашением понимается взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу.
2.1. Осуществление авторских прав на коллективные произведения. Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем авторам сообщая, независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Закон характеризует права соавторов как совместные (п.1 ст. 10 ЗоАП). Из этого следует, что вопрос об использовании коллективного произведения решается всеми авторами сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. Если соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, то он передается на разрешение в суд. Но закон не запрещает соавторам заключить между собой письменное соглашение, осуществляющее иной порядок осуществления их авторских прав. Например, соавторы могут поручить осуществление авторских прав одному из соавторов, могут договориться о принципах распределения авторского вознаграждения. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения.
2.2. Виды соавторства. Соавторство бывает двух видов нераздельное и раздельное.
При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более соавторами, представляет единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения и результаты коллективного творческого труда не могут быть практически выделены. (романы Ильфа и Петрова)
При раздельном соавторстве коллективное произведение является целым, но состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, при этом известно кем из авторов созданы эти части. (например музыкально-драматическое произведение, учебник).
Если произведение признано нераздельным, то авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются авторами только сообща. Если один из соавторов нарушил свои обязательства по по созданию произведения, то все соавторы несут за это ответственность.
При раздельном соавторстве использование коллективного произведения в целом также осуществляется по взаимному согласию всех авторов. Однако каждый соавтор вправе распоряжаться самостоятельно, без согласия соавторов своей частью. Соавторы отвечают лишь за свою часть произведения и не несут ответственности за нарушение обязательств другими соавторами.
2.3.Соавторством не является:
-
совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составлять единое целое (например, писатель создавший книгу и художник иллюстраций к ней);
-
если в результате соединения произведений, созданных разными авторами, появляется новый объект авторского права (энциклопедический словарь, журнал). Это новые произведения как результат творческой деятельности по подборке и систематизации материала.
-
в случае дозволенного законом использования чужого опубликованного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (автор романа и автор созданного по его основе сценария, автор произведения и переводчик).
3.Наследники и иные правопреемники. Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав может осуществляться либо по закону, либо по завещанию.
При наследовании по закону наследниками могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников (жена, мать, отец, дети, сестры, братья, племянники и т.д.). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину или юридическому лицу, которое указано в завещании. Если умерший автор не имеет законных наследников и не составил завещания, то его авторское право к государству не переходит (в отличие от права собственности), а прекращается.
В теории авторского права наследники рассматриваются как носители производного авторского права. Их авторское право возникает не в силу создания произведения, а на основе открытия наследства, вхождения в круг наследников по закону или завещанию. Следует отметить, что действующие авторское и наследственное законодательство не содержит четких прав наследников. Поэтому конкретные правила выводятся путем толкования многих норм закона и анализа судебной и нотариальной практики. Отметим следующие особенности наследственных авторских прав:
* Согласно ст. 29 ЗоАП по наследству не переходят право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Следовательно, все остальные авторские права, в частности право на обнародование, использование вознаграждение, могут передаваться по наследству. Это теоретически, но на практике возникает множество вопросов. Может ли наследник опубликовать произведение, если автор не хотел этого при жизни, может ли наследник дать согласие на переделку произведения, если автор на это не соглашался и т.д. В практике известно не мало случаев, когда автор возражал против экранизации литературного произведения. К сожалению, прямого ответа на эти вопросы нет. На практике их решение передается на усмотрение наследников.
* Еще одна проблема связана с неприкосновенностью произведений умерших авторов. Закон указывает на то, что право на защиту репутации автора по наследству не переходит, однако на наследников возлагается охрана этого права. Как соотнести эти два понятия в законе не указывается. Однако, очевидно, что сферы действия права на защиту репутации автора произведения, которое принадлежит лишь самому автору и право на охрану указанного права, которое принадлежит наследнику, совпадают не полностью, хотя второе базируется на первом. Автор осуществляет свое право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству, может внести или разрешить внести в произведение изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, этого сделать не может. Он может дать согласие на внесение в произведение редакционной поправки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или комментарием. Однако при этом главной его задачей является сохранение сущности и оригинальности произведения автора.
Следует заметить, что охрана неприкосновенности произведения осуществляется наследниками лишь в том случае, если автор в завещании не указал лицо, на которое он возлагает охрану прав авторства, права на имя и права на защиту своей репутации. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. В случае его смерти или отказа от осуществления своих прав до истечения срока действия авторского права (50 лет) эти полномочия переходят к наследникам.
* Следующим моментом является то, что супругу(ге) умершего автора выделяется доля в общем имуществе нажитом в период брака (ст.33-34 Семейного кодекса РФ, ст. 256 ГК РФ), если нет другого договора (например, брачного). Понятно, что в эту долю входят имущественные права автора, например, гонорар. Переходящие по наследству личные неимущественные права автора принадлежат только ему и его супруг (а) никаких дополнительных прав по сравнению с другими наследниками не имеет. Что же касается принадлежащего автору права на получение вознаграждения, которое не было реализовано им при жизни, то оно целиком включается в наследственную массу и супруг(а) не вправе претендовать на выплату половины вознаграждения.
* При вступлении в наследство по российскому законодательству не допускается частичное принятие или частичный отказ от наследства. Это распространяется и на авторское право. Поэтому, вступая в наследство какой либо части имущества означает и принятие наследства авторских прав. Для этого, не нужно соблюдать какие то формальности. Однако, если наследство состоит лишь из авторского права или кому либо из наследников завещаны лишь авторские права, фактическое вступление в права наследования невозможно. В этом случае наследник должен обратиться к нотариусу и получить свидетельство о праве на наследство.
* Права наследников ограничены установленным законом сроком и действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
* Авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, т.е. авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется наследниками по взаимному согласию. Если такового нет (например один наследник не дает согласие на переиздание), то в судебном порядке. Исключение составляет право на получение гонорара. Он может делиться между наследниками в любой пропорции в соответствии с завещанием или по соглашению между наследниками.
* Если произведение было создано в соавторстве, то согласно ст. 27 п.4 ЗоАП права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора. Из этого следует, что оставшиеся в живых соавторы должны согласовывать свои действия с наследниками умершего автора. При этом следует учитывать, что в случае смерти наследников, принадлежащие им права, могут переходить к их наследникам и т.д. в течение всего срока действия авторского права. Права умершего соавтора, который не оставил наследников прекращаются.
3.1.Наряду с авторами и наследниками субъектами авторского права выступают иные правопреемники. Это нововведение появилось в Российском законодательстве после присоединения СССР к Всемирной конвенции об авторском праве в 1974 году. В роли таких иных субъектов могут выступать издательства, театры, киностудии. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и их наследниками авторских договоров. Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими в соответствии с договором.
4.Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В соответствии со ст.44 ЗоАП эти организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение на радио, телевидении, воспроизведение путем механической, магнитной записи, репродуцирование). Это новое для России явление. Указом Президента РФ “О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав” от 7 октября 1993 года было создано Российское авторское общество (РАО) с целью реализации и защиты авторских прав. Наряду с РАО могут быть созданы и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе и они появились. Но как показала практика оказались недееспособны. В капиталистических странах действует несколько крупных организаций такого рода.
Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава, утверждаемом в порядке установленным законодательством. Они не в праве заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений, полученных для управления. Деятельность этих организаций осуществляется в интересах обладателей авторских прав. В отличие от организаций, приобретающих авторские права на использование произведений на основании авторских договоров и становящихся в силу этого полноправными обладателями этих прав, организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, владельцами авторских прав не становятся. В отношения с третьими лицами они вступают как представители авторов.
Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров.
Среди основных функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, которые закреплены ст. 46 ЗоАП, можно выделить три основные:
- Эти организации предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежного права. Выдача лицензий означает, что у пользователя появляется право на использование произведения. Согласно закону условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории, а отказ в выдаче лицензии без достаточных оснований не допускается. Так например, в РАО ставки лицензионной платы за публичное исполнение произведений для бюджетных организаций (например филармоний, концертных залов) в два раза ниже ставок для коммерческих организаций.
- Следующая задача организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе является сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав.
- И, наконец третья функция подобных организаций это распределение и регулярная выплата собранного вознаграждения обладателям авторских и смежных прав. Из собранного вознаграждения вычитаются суммы на покрытие фактических расходов по сбору, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этими организациями с согласия и в интересах представляемых ими обладателей авторских и смежных прав. Вся оставшаяся часть собранных сумм распределяется между авторами пропорционально фактическому использованию произведений. Одновременно с выплатой организация предоставляет обладателям авторских прав отчеты содержащие сведения об использовании их прав.
Права авторов произведений науки, литературы, искусства.
В результате создания произведения автор приобретает ряд прав личного неимущественного и имущественного характера. Эти права в авторском законодательстве именуются исключительными. Исключительный характер авторских прав состоит в признании того, что только сам обладатель авторского права может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения.
Виды авторских прав.
К личным неимущественным правам относятся:
1. Право авторства. В юридической науке право авторства характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того от данного права нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется произведение кем-либо или нет. Для признания лица автором произведения не требуется выполнение каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.
Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства (плагиате), так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Право авторства неразрывно связано с личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Конечно, и после смерти автора оно признается и охраняется, но уже как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Из права авторства вытекают и все остальные права.
2. Право на авторское имя. Согласно ст. 15 ЗоАП автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов, автор реализует свое право на имя. Право на авторское имя, как и право авторства возникает из самого факта создания произведения и не может быть передано кому-либо другому, но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случае обнародования произведения. Право на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса.
Автор помещает свое имя на обложке, афише, в титрах или объявлять его перед исполнением. Как уже говорилось, существует три способа осуществлять свое право на авторское имя. Подлинное имя указывается как в полном объеме (Ф.И.О.), так и частично (инициалы и фамилия, имя и фамилия). Если произведение подписывается только инициалами, то оно считается анонимным. При опубликовании коллективного произведение имена указываются в той последовательности и форме, которая оговорена соавторами. В спорных случаях их располагают в алфавитном порядке. При использовании произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая согласована с автором оригинала. Нарушением права на имя в данном способе его будет неуказание имени, а так же его искажение. Право на имя может быть нарушено при цитировании чужих произведений, без указания источника заимствования.
Следующий способ обозначения авторского имени – псевдоним.М. Горький, А.Ахматова, Д.Бедный вошли в историю под вымышленными именами. Псевдоним может быть любой (если он не нарушает нормы нравственности и не носит оскорбительный характер). Псевдоним не должен искажаться. Особым нарушением будет раскрытие псевдонима автора без его согласия.
Иногда автор вовсе не указывает своего имени. Обнародование произведение без имени автора не значит, что автор отказывается от своих авторских прав. Но проблема в том, что доказать авторство на анонимное произведение трудно. Обычно оно подтверждается организацией которая использовала произведение и знает имя автора. Как и псевдоним, аноним может быть раскрыт без согласия автора только по запросу суда.
Наряду с создателями произведений правом на обозначение своего имени могут пользоваться организации, если произведение было создано по их созданию.
3. Право на защиту репутации автора. Автор заинтересован, чтобы его произведение было обнародовано и в дальнейшем использовалось в том же виде в котором автор признал его достойным для представления обществу. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Содержание данного права состоит в том, что при создании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие либо изменения как в само произведение, так и в его название, и кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать его произведение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и другими пояснениями. В частности нельзя без согласия автора сокращать объем произведения, менять местами главы, нарушать целостность произведения и т.п. Это право также возникает с момента создания произведения и прекращается со смертью автора. Любые изменения вносятся с письменного согласия автора Изменения вносимые в коллективные произведения должны согласовываться с каждым из соавторов. Если хотя бы один из соавторов возражает против изменений, то произведение не может быть изменено. Не считаются нарушением прав репутации автора отрывки с информационными целями (например реклама кинофильма), критика, пародии. Право на защиту репутации автора не переходит по наследству, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав. Это выражается в том, что например, автор может дать согласие внести изменение в произведение, а наследники нет. (их права носят только охранный характер, следить за тем, чтобы произведение не искажалось). Права наследников права защиты репутации автора сроком не ограничиваются, если у автора нет наследников, то эту функцию берет на себя государство.
4. Право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность этого права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор решает два вопроса: во-первых, готово ли его произведение для доведения до определенного круга лиц; во-вторых, решается вопрос о времени, месте и способе обнародования. Автор может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародование зависит от вида произведения и от желания самого автора. (Например, литературное произведение можно опубликовать, публично исполнить, передать в эфир).
При жизни автор сам решает вопрос об обнародовании произведения, никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Если произведение коллективное, то согласие на обнародование должны дать все соавторы.
Согласно ст.15 п.2 ЗоАП автор может отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения и публично оповестить о его отзыве. Но автор должен возместить пользователю убытки, которые он понес в результате такого решения, включая упущенную выгоду. (например изготовленные экземпляры произведения изымаются из обращения за счет автора). При отзыве произведения автор не обязан обосновывать свое решение. Здесь есть одна тонкость, автор не может потребовать вернуть ему материальный носитель произведения, если он стал объектом права собственности другого человека. (Например, автор не может потребовать вернуть созданную им картину, у их новых владельцев). В отличие от остальных неимущественных авторских прав право на обнародование может переходить к другим лицам (наследникам). Если автор не дал согласие на обнародование произведения при жизни, то наследники решают этот вопрос по своему усмотрению.
Имущественные права авторов:
Право на использование произведения дает возможность автору самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и его использование. Открывая возможность доступа третьим лицам автор определяет те способы, с помощью которых его произведение будет использовано.
В соответствии с п.2 ст. 16 ЗоАП исключительные права автора на использование произведение означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
-
воспроизводить произведение;
-
распространять экземпляры произведения любым способом;
-
импортировать экземпляры произведения в целях распространения;
-
публично показывать произведение;
-
публично исполнять произведение;
-
сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир;
-
переводить произведение;
-
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение;
Права на использование произведения могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, которым автор разрешает использовать произведение. После смерти автора эти имущественные права переходят к наследникам, по усмотрению которых осуществляется доступ к произведению других лиц.
-
Право на воспроизведение и право доступа. Право на воспроизведение,
есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами. Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме, независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще.
С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, неразрывно связано право доступа. Сущность этого права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения.
2. Право на распространение и право на импорт. Это право заключается в том, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. (п. 2 ст. 16 ЗоАП). Закон распространяется только на те произведения, которые зафиксированы на материальном носителе.
Продажа означает реализацию копий произведений за плату. Сдача в прокат – это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения коммерческой выгоды. Экземпляры могут передаваться третьим лицам и бесплатно (библиотеки).
Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается дальнейшее их распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (п. 3 ст. 16 ЗоАП). Это значит, что согласие автора требуется только на первую продажу экземпляров произведения, дальше они циркулируют в гражданском обороте свободно, не нарушая авторских прав. Собственник экземпляра может свободно его продать, подарить, обменять, но он не имеет права без согласия автора сдавать его в прокат, так как данное право сохраняется за автором.
Право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт). В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны может свободно там использоваться. Если ввоз экземпляров произведения не имеет цель распространения т.е. продажи (для личных нужд, участие в выставке), то автор не вправе его запретить.
- Защита интеллектуальной собственности (лекции)
- История развития права на интеллектуальную собственность.
- 1.2. Понятие интеллектуальной собственности.
- Институт авторского права и смежных прав.
- Институт патентного права
- Институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ и услуг).
- Институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.
- 3.1. Понятие авторского права и его источники
- 3.2. Понятие и признаки объекта авторского права
- Литературные произведения
- 5. Произведения изобразительного искусства.
- 6. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.
- 7. Картографические произведения.
- 3.3. Виды произведений.
- Право на публичный показ и право на публичное исполнение.
- 5. Иные права авторов.
- Авторский договор.
- Классификация авторских договоров.
- Элементы авторских договоров
- 2. Объекты патентно-правовых отношений
- 2.1.Объекты изобретений и их характеристики
- 2.2. Полезные модели.
- 2.3. Промышленные образцы
- 3. Субъекты патентно-правовых отношений
- 4. Федеральный орган исполнительной власти
- 1. Условия патентоспособности.
- 1.1.Новизна
- 1.2.Изобретательский уровень
- 1.3. Промышленная применимость.
- 2. Оформление заявки на изобретение.
- 2.1. Поиск аналогов.
- 2.2. Международная классификация изобретений (мки)
- 2.3. Прототип изобретения
- 2.4. Составление и подача заявки на выдачу патента
- 2.4.1. Заявление.
- 2.4.2. Описание изобретения.
- 2.4.6. Оформление документов заявки.
- 3. Рассмотрение заявки и выдача патента
- 1. Неимущественные неотчуждаемые права авторов.
- 2. Неимущественные отчуждаемые права авторов.
- 3. Имущественные права авторов, заявителей и патентообладателей.
- 1. Договор об уступке патента
- Лицензионный договор
- 1. Товарный знак.
- 2. Наименование места происхождения товара
- Фирменное наименование