logo
029643_E84B2_lekcii_po_zashite_intellektualnoy_

2. Оформление заявки на изобретение.

Правовая охрана изобретений осуществляется посредством патентов – документов, в которых фиксируется автор изобретения, его владелец, сущность изобретения и ряд важнейших дат например, дата приоритета и дата публикации.

Охрана, которую удостоверяет патент, означает, что каждый, кто хочет использовать изобретение, должен получить разрешение от лица, получившего патент на использование этого изобретения. Использование изобретения без разрешения патентообладателя является противозаконным. Патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки.

Важность патентования изобретения докажем на примере: Российский математик-программист Алексей Пожитнов а 1985 году изобрел на компьютере “Электроника 60” игру-головоломку “Тетрис” (падающие фигуры разной формы). Сегодня эта игра, без преувеличения, известна всемдетям и взрослым во всм мире. Тогда СССР еще не присоединился к международным конвенциям по защите программного обеспечения, да и своих законов об интеллектуальной собственности не было. Игра попала в руки предприимчивых иностранцев, которые придумали немало коммерческих вариантов ее реализации в разных формах и присвоили себе право на выдачу лицензии на нее другим производителям.

К лету 1986 года игра начала завоевывать популярность в Венгрии и других странах. Число носителей информациии форматов незатейлевой игры, которую легко адаптировать росло с каждым днем. “Тетрис” становился бестселлером в европе, Азии. Автор игры получил лишь несколько недорогих подарков от заграничных визитеров, а также служебную премию, персональный компьютери несколькоподарков от Академии наук. Если бы Пожитнов, придумавший “Тетрис”, оформил свои права на придуманну. Программу для ЭВМ как на объект интеллектуальной собственности, то получал бы процент от всех вариантов использования игры-головоломки на рынке и стал бы мультимиллионером. Однако, тогда не было законов, согласно которым он мог бы оформить свои права, хотя точно знали, кто является автором игры.

Оформление патента следует начинать с четкого определения объекта изобретения. Далее следует составить описание объекта и приступить к поиску аналогов.