logo
Ефимова Л

§ 1. Виды банков

В соответствии со ст. 1 Закона о банках кредитные организации различаются в зависимости от видов выполняемых ими операций.

Виды банков. В определении банка, содержащемся в ст. 1 Закона о банках, выделены следующие три главных признака банка. Во-первых, банк - это кредитная организация. Во-вторых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. В-третьих, только банк вправе осуществлять указанные операции в этой совокупности. Если хотя бы один из указанных признаков отсутствует, организация не может рассматриваться как банк.

Анализ законодательства и банковской практики позволяет выделить следующие виды банков.

1. Универсальные (осуществляющие широкий круг банковских операций) и специализированные (оказывающие преимущественно какой-то один вид банковских услуг). В России, как и в других странах, практика идет в основном по пути создания универсальных банков. Поэтому такая классификация является в известной мере условной. Можно, однако, выделить отдельные банки, история создания и развития которых позволяет сделать вывод о некоторой специализации на какой-либо одной группе банковских операций. Например, Сберегательный банк РФ преимущественно обслуживает физических лиц. Поэтому его специализация - сберегательное дело. Однако этот банк имеет генеральную лицензию и поэтому оказывает клиентуре весь спектр банковских услуг, как и любой другой банк. Головной банк банковской группы ВТБ - ОАО "Банк ВТБ" - специализируется на обслуживании крупного и среднего бизнеса, ЗАО "Банк ВТБ-24" - на обслуживании физических лиц и ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад" - на обслуживании юридических лиц, расположенных на Северо-Западе России.

2. Банки, имеющие филиалы, и бесфилиальные банки. В литературе отмечается <1>, что в настоящее время тенденция развития банковского законодательства идет по пути разделения банков на категории в зависимости от величины активов и наличия филиальной сети. Об этом свидетельствует использование в нормативных актах Банка России термина "крупная кредитная организация с широкой сетью подразделений" (далее - крупная кредитная организация), под которой понимается кредитная организация, имеющая подразделения более чем в 80% субъектов Российской Федерации и величину активов 1,5 и более трл. руб. Появление указанной категории кредитных организаций связано с появлением особенностей в правовом регулировании их деятельности. Так, в соответствии с указанием Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" <2>, Положением Банка России от 7 августа 2009 г. N 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" <3> для крупных кредитных организаций, имеющих филиалы, установлены иные сроки представления отчетности, расчета обязательных резервов в сравнении со сроками представления документов кредитной организацией, не являющейся крупной. К крупным кредитным организациям применяется механизм усреднения обязательных резервов. Инструкцией Банка России от 24 августа 1998 г. N 76-И "Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранных государств" <4> установлены особенности организации банковского надзора за указанной категорией кредитных организаций. Инструкцией определено, что необходимость выделения банков, имеющих филиалы, в самостоятельную надзорную категорию объясняется тем, что эти банки наряду с общими рисками, присущими банковской деятельности, подвержены повышенным региональному и страновому рискам, а также дополнительному риску потери управляемости.

--------------------------------

<1> См.: Сингур О.И. Правовые аспекты восстановления платежеспособности кредитных организаций: Канд. дис. М., 2008. С. 178 - 179.

<2> Вестник Банка России. 2009. N 75 - 76.

<3> Вестник Банка России. 2009. N 55.

<4> Вестник Банка России. 1998. N 63.

3. Акционерные и паевые банки. Паевыми называются банки, созданные в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Такое название не носит правовой характер, а является исторически сложившимся.

4. Характер инвестиций в уставные капиталы банков позволяет различать государственные (муниципальные) и частные банки, а также банки с иностранными инвестициями.

По общему правилу ст. 11 Закона о банках использование средств бюджетов всех уровней, а также иного государственного и муниципального имущества для формирования уставных капиталов банков не допускается. Исключения из этого правила должны быть специально предусмотрены законодательными актами соответствующего уровня. Этими же актами может определяться доля участия государственных или муниципальных средств в капиталах банков. Так, участие Российской Федерации в уставном капитале Сбербанка России осуществляется через Банк России в соответствии со ст. 8 Закона о Банке России.

Частные банки создаются юридическими и физическими лицами на общих основаниях.

Законодательству известны следующие формы участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Из ст. ст. 17 и 18 Закона о банках, а также из ч. 8 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что на территории Российской Федерации могут создаваться кредитные организации с иностранными инвестициями и открываться филиалы иностранных банков. Кредитные организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами российского права, созданными по законодательству Российской Федерации, которые отличаются от других кредитных организаций только составом участников (все или часть из которых - нерезиденты), а также источником формирования уставного капитала: полностью или частично - средства нерезидентов.

Понятие филиалов иностранных банков может быть раскрыто прежде всего через понятие "иностранный банк". В соответствии со ст. 1 Закона о банках иностранным следует считать банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Следовательно, критерий для выявления статуса банка должен определяться личным законом иностранного юридического лица, т.е. иностранным, а не российским правом. Аналогичным образом российский законодатель определяет понятие "филиал иностранного банка". Из редакции ч. 8 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что филиалами иностранных кредитных организаций могут быть признаны только те организации, которые созданы как филиалы банков в соответствии с законодательством иностранных государств. Однако для осуществления банковской деятельности на территории Российской Федерации они должны иметь лицензию Центрального банка РФ. Таким образом, статус филиала иностранного банка должен определяться по законодательству головного банка, а объем специальной дееспособности его филиала, действующего на территории Российской Федерации, - по лицензии Банка России, т.е. фактически по российскому законодательству.

Российские банки с иностранным участием и филиалы иностранных банков могут открываться на территории Российской Федерации только в пределах квоты (предельного размера) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ. Предполагается, что Банк России обязан прекращать выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков при достижении указанной квоты. В соответствии со ст. 18 Закона о банках размер квоты должен устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. На сегодняшний день такой федеральный закон отсутствует. В 1993 г. решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (протокол N 13 от 29 марта 1993 г.) был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%.

В настоящее время в России наблюдается резкий рост доли зарубежного капитала в российской банковской системе, который, по мнению аналитиков, угрожает суверенитету страны. По оценкам президента Ассоциации российских банков Г.А. Тосуняна, в течение первой половины 2007 г. присутствие иностранцев выросло с 15 до 21%, а после вступления в ВТО рискует подняться до 67%. В апреле 2007 г. бельгийская группа КВС приобрела 92,5% акций Абсолют-банка. В 2006 г. венгерский OTP Bank купил 96,4% Инвестсбербанка. В основном все ведущие страны позволяют иностранному капиталу иметь долю не более 10 - 15%, максимум 20%, подчеркнул Г.А. Тосунян. В Германии и Италии доля иностранного присутствия в совокупном капитале банковской системы составляет 6 - 7%, в США - 7%, во Франции, Испании и Нидерландах - 12 - 14%, в Турции и на Украине - более 35%, в Польше и Латвии - 65%, в Великобритании и Финляндии - 60 - 70%, в Чехии и Венгрии - 70 - 80%, в Литве - 85%, в Эстонии - 98%. Меньше всего доля иностранцев в китайских банках - 2% <1>.

--------------------------------

<1> Иностранцы наступают // Газета.ru. Финансы. 31 августа 2007 г.

Особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями определяются Положением ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 437 "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями" <1>. Для увеличения своего уставного капитала за счет средств нерезидентов кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов. В свою очередь, участники кредитной организации - резиденты должны также получить предварительное разрешение Банка России на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 1997. N 25.

На практике кредитные организации с иностранными инвестициями создаются в разных формах, в том числе в виде дочерних банков со стопроцентным иностранным капиталом. Центральный банк РФ препятствует открытию на территории Российской Федерации филиалов иностранных банков, которые на сегодняшний день полностью отсутствуют.

Характер инвестиций в уставные капиталы банков (государственные, муниципальные, частные, иностранные), как правило, не влияет на имущественные права банков, образованных с их участием. Практически все банки, созданные по законодательству Российской Федерации, считаются собственниками имущества, переданного в их уставный капитал. Исключение составляют Центральный банк РФ (особое вещное право) и филиалы иностранных банков (собственник определяется по иностранному законодательству).