logo
Ефимова Л

§ 9. Перевод проблемного банка под управление

Агентства по страхованию вкладов

Банк, нуждающийся в применении мер по предупреждению банкротства, может быть переведен под управление АСВ экономическими методами. Для этого АСВ должно приобрести контрольный пакет акций (долей) этого банка. Такой результат может быть получен традиционным способом путем приобретения акций банка на фондовом рынке, включая акции дополнительного выпуска. Однако чаще всего приобретение АСВ контрольного пакета акций (долей) проблемного банка сопровождается предварительным уменьшением его уставного капитала.

В результате уменьшения уставного капитала проблемного банка с последующим увеличением его размера за счет эмиссии дополнительных акций фактически происходит смена правообладателя капитала банка. Допустим, АСВ установило, что проблемный банк имеет отрицательный капитал. Агентство должно обратиться в Банк России с просьбой принять решение об уменьшении уставного капитала этого банка до 1 руб. Затем принимается решение о выпуске дополнительных акций, которые в полном объеме приобретаются Агентством. Независимо от номинала всех вновь выпущенных дополнительных акций (который, очевидно, будет больше 1 руб.) Агентство приобретает абсолютное большинство голосов в акционерном банке. В результате у АСВ возникает право на полное, безусловное и безраздельное управление проблемным банком. Впоследствии любые решения по управлению этим банком принимаются Агентством на общем собрании акционеров.

Правоотношения, возникающие в ходе указанного изменения уставного капитала банка, урегулированы ст. 7 Закона N 175-ФЗ. В ч. ч. 3 - 9 ст. 7 Закона N 175-ФЗ определен порядок уменьшения уставного капитала банка, а в ч. ч. ч. 12 и 13 ст. 7 Закона N 175-ФЗ установлен порядок увеличения уставного капитала банка за счет приобретения Агентством акций дополнительного выпуска.

Аналогичная процедура ранее применялась в рамках отмененного Закона о реструктуризации. В соответствии с ранее действовавшим порядком ныне упраздненное Агентство по реструктуризации кредитных организаций не приостанавливало полномочий каких-либо органов управления, а ставило под контроль финансово неустойчивый банк в два этапа. Во-первых, АРКО принимало решение о принудительном уменьшении уставного капитала банка (п. п. 2 и 3 ст. 10, ст. 11 Закона о реструктуризации), а во-вторых, о его увеличении за счет дополнительной эмиссии акций (долей) (ст. 12 Закона о реструктуризации), приобретаемых АРКО. Получив таким образом контрольный пакет акций, АРКО начинало проводить свои решения через общее собрание. Таков был механизм перевода кредитной организации под управление АРКО в соответствии с прежним Законом о реструктуризации. В результате АРКО получало возможность управлять проблемной кредитной организацией экономическими (а не административными, как Банк России) методами через общее собрание в целях ее дальнейшего финансового оздоровления. Законодатель учел этот исторический опыт и воспроизвел указанный механизм в ст. 7 Закона N 175-ФЗ. Однако по действующему Закону решение об уменьшении уставного капитала проблемного банка принимает Банк России, а не АСВ.