logo
Ефимова Л

§ 2. Нормотворческая функция

Агентства по страхованию вкладов

Агентство является специализированной организацией по управлению системой обязательного страхования вкладов физических лиц в банках. Поэтому в случаях, прямо предусмотренных Законом о страховании вкладов, АСВ наделено правом издавать некоторые общеобязательные акты, имеющие непосредственное отношение к процессу функционирования системы страхования вкладов. В соответствии с Законом о страховании вкладов Агентство имеет право:

- устанавливать порядок ведения реестра банков (ч. 4 ст. 28);

- определять порядок исчисления расчетной базы (ч. 9 ст. 36);

- устанавливать ставку страховых взносов в фонд страхования вкладов (ч. 7 ст. 36).

АСВ реализовало предоставленные ему нормотворческие полномочия, издав следующие нормативные акты: Порядок расчета страховых взносов, утв. решением совета директоров АСВ от 3 февраля 2004 г. (протокол N 3); Порядок уплаты страховых взносов, утвержден решением правления АСВ от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2); Порядок ведения реестра банков, утвержден решением правления АСВ от 19 февраля 2004 г. (протокол N 5); Порядок конкурсного отбора банков-агентов, утвержден решением совета директоров АСВ от 17 сентября 2004 г. (протокол N 6); решение совета директоров АСВ от 23 марта 2007 г. "О ставке страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов" (протокол N 1, раздел 3). Известно, что издание нормативных правовых актов в соответствии со сложившейся традицией относится к компетенции органов государственной власти. Указанные выше акты, изданные АСВ, к числу нормативных правовых актов законодательством прямо не отнесены. Однако из контекста Закона следует, что они устанавливают правила для кредитных организаций с неограниченным числом участников. Учитывая это обстоятельство, в литературе был сделан справедливый вывод о том, что акты АСВ фактически являются нормативно-правовыми. Чтобы исключить такую непоследовательность законодателя, предложено два пути. Допустимо прямо закрепить за АСВ право издавать нормативные правовые акты, предусмотреть порядок их регистрации в Министерстве юстиции РФ. В этом случае АСВ фактически будет признано органом исполнительной власти. Возможен и другой путь - лишить АСВ права издавать общеобязательные акты <1>. Второй путь представляется нецелесообразным.

--------------------------------

<1> Голубев С.А., Гузнов А.Г., Комиссарова М.В. Система страхования вкладов: вопросы взаимоотношения Банка России и Агентства по страхованию вкладов // Банковское право. 2005. N 1. С. 12.