logo
Экзамен по гражданскому праву Ч

74. Оформление прав на товарный знак

Товарный знак - обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное) «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».

Исключительные права на товарный знак возникают лишь после его регистрации в уполномоченном государственном органе.

Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.

В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Процедура регистрации товарного знака

  1. Создание проекта будущего товарного знака (словесного, изобразительного или комбинированного).

  2. Проверка созданного обозначения на "чистоту", т.е. на возможность его регистрации (патентный поиск).

  3. Корректировка обозначения.

  4. Подача будущего товарного знака на регистрацию в Роспатент (ФИПС) и получение приоритетной справки.

  5. "Формальная экспертиза". Как результат, получение уведомления о принятии заявки к рассмотрению.

  6. Непосредственно экспертиза, результатом которой является решение "о регистрации" или отказ.

  7. В случае положительного решения, выдача свидетельства на товарный знак.

Право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ). Право на товарный знак дает его обладателю возможность неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых товаров.

Свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено еще на 10 лет, и так неограниченное число раз.