logo
Экзамен по гражданскому праву Ч

73. Понятие, функции и виды товарных знаков (знаков обслуживания).

Товарный знак - обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное) «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц ((например, фирменные пакеты, конверты, бланки, этикетки и т.д. (например, фирменные пакеты, конверты, бланки, этикетки и т.д.).

Право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ). Право на товарный знак дает его обладателю возможность неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых товаров.

Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.

Примеры, которые помогут понять, какие товарные знаки являются:

словесными — «Apple» для компьютеров, Deutsche Bank для банка;

произвольными или вымышленными обозначениями — Coca-Cola, Nikon, Sony;

именами — Ford, Peugeot, Hilton (отель);

слоганами — «Летай мной» для авиалинии;

содержащими элементы — трёхлучевая звезда для Mercedes-Benz;

цифры — одеколон 4711;

буквы — GM, FIAT, VW, KLM;

картинки или символы — Lacoste (маленький крокодил);

звуками — мелодия мобильного телефона Nokia, Philips и др.

Свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено еще на 10 лет, и так неограниченное число раз.[