89. Организация охраны труда
Организации охраны труда посвящена 35 глава ТК РФ состоящая из статей 216- 218
Статья 216. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Часть вторая утратила силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Статья 217. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
- 1.Понятие труда и его роль в жизни общества и человека.
- 2.Понятие принудительного труда. Отдельные виды работ, не относящиеся к принудительному труду.
- 3.Основные принципы правового регулирования труда.
- 4.Предмет трудового права как отрасли права.
- 5.Метод трудового права и его особенности.
- 6.Понятие трудового права и его отграничение от смежных отраслей права
- 7.Система трудового права как отрасли и как науки
- 8.Сфера действия норм трудового права
- 9.Цели и задачи трудового законодательства
- 10.Роль и функция трудового права
- 11.Источники трудового права: понятие и виды.
- 12.Конституция рф как источник трудового права.
- 13.Общая характеристика Трудового Кодекса рф.
- 14.Фз о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (общие положения).
- 15.Фз о занятости населения в рф (общие положения).
- 16.Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда. Факторы дифференциации.
- 17.Общее и специальное законодательство о труде
- 18.Значение руководящих постановлений Пленумов Верховного Суда рф в единообразном применении законодательства о труде
- 19.Конституционные принципы правового регулирования труда.
- 20.Субъекты трудового права (общая характеристика).
- 21.Основные трудовые права и обязанности работников
- 22.Организация и ее руководитель как субъекты трудового права
- 23.Основная функция профсоюзов и их полномочия
- 24.Порядок принятия решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа
- 25.Система правоотношений в системе науки трудового права
- 26.Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, трудовая праводееспособность
- 27.Содержание трудового правоотношения.
- 28.Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
- 29.Правоотношения, непосредственно связанные с трудовым правоотношением. Их субъекты и содержание
- 30.Понятие и принципы социального партнерства.
- 31.Понятие и стороны коллективного договора, его значение в условиях рыночной экономики.
- 32.Структура и содержание коллективного договора.
- 33.Порядок заключения коллективных договоров и сроки их действия.
- 34.Содержание соглашений. Порядок заключения, изменения соглашений и контроль за их выполнением.
- 35.Ответственность сторон социального партнерства.
- 36.Понятие занятости. Круг граждан, считающихся занятыми. Правовой статус безработного.
- 37.Понятие безработного. Гарантии и компенсации безработным.
- 38.Право граждан на трудоустройство через посредничество службы занятости.
- 39.Свобода труда. Запрещение принудительного труда.
- 40.Понятие трудового договора и его отличие от гражданско-правовых договоров о труде. Содержание трудового договора.
- 41.Стороны трудового договора.
- 42.Защита персональных данных работника
- 43.Порядок заключения трудового договора
- 44.Виды трудовых договоров и условия их заключения
- 45.Срочный трудовой договор
- 46.Аттестация работников
- 47.Правовые последствия аттестации
- 48.Понятие и виды переводов на другую работу
- 49.Временный перевод на другую работу
- 50.Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
- 51.Расторжение трудового договора по инициативе работника
- 52.Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
- 53.Увольнение работника за нарушение трудовых обязанностей.
- 54.Расторжение срочного трудового договора
- 55.Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
- 56.Дополнительные гарантии при увольнении некоторых категорий работников
- 57.Порядок увольнения работника и производства расчета. Выходные пособия
- 58.Правовые последствия незаконного перевода и увольнения
- 59.Понятие и виды рабочего времени
- 60.Режим и учет рабочего времени. Порядок его установления
- 61.Работа в режиме гибкого рабочего времени
- 62.Понятие сверхурочных работ. Порядок привлечения и компенсации
- 63.Порядок привлечения к работе в выходные и праздничные дни и ее компенсация.
- 63. Порядок привлечения к работе в выходные и праздничные дни и ее компенсация.
- 64. Правовое регулирование работ, выполняемых по совместительству.
- 65. Совмещение профессий (должностей) и его отличие от совместительства.
- 66. Понятие и виды времени отдыха.
- 67. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков.
- 68. Ежегодные основные отпуска, порядок их предоставления.
- 69. Дополнительные отпуска, порядок их предоставления и продолжительность.
- 70. Оплата труда работников и правовые методы ее установления.
- 71. Тарифная система и ее элементы. Права предприятия по организации оплаты труда.
- 72. Системы оплаты труда.
- 73. Формы материального стимулирования труда работников: премии, вознаграждения по итогам работы за год.
- 86. Дисциплинарные взыскания, порядок их наложения, обжалования и снятия
- 87. Ученический договор: его содержание, срок, форма и действие.
- 88. Понятие, содержание и значение охраны труда как правового института.
- 89. Организация охраны труда
- 90. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
- 91. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный организации: понятие, основание, пределы.
- 92. Ограниченная материальная ответственность работников.
- 93. Полная материальная ответственность работников.
- 94.Определение размера ущерба, причиненного работником, и порядок его возмещения.
- 95.Материальная ответственность работодателя перед работником и ее виды