Непрерывное образование и самообразование
Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели».
Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования... Оно (воспитание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»'.
Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования.
Институт непрерывного образования охватывает школу и внешкольные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учебное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (отличие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. Отличие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов».
Граница между образованием и самообразованием не является жесткой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо предполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, производственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования».
Структура института непрерывного образования включает те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение (см. табл. 1).
Таблица 1
Уровни общественного Формы знания учебного познания | Необходимые всем первоосновы науки и культуры | Специально-профессиональные знания, умения навыки | |
ОБУЧЕНИЕ (формально-регламенгиро-ванное учебное познание) | Базовое | Дошкольные учреждения, средняя школа | Средняя специальная и высшая школа |
| Дополнитель-ное | Углубленное изучение отдельных предметов | Системы повышения квалификации, производственное обучение, профессиональные курсы |
САМООБУЧЕНИЕ (неформальное учебное познание) | Культурно-досуговые учреждения (библиотеки, клубы, музеи, лектории и т.д); Средства массовой коммуникации | Службы научно-технической информации; Специальные научные библиотеки; Профессиональные общества; Научные общества |
Практически службы научно-технической информации доводят общественное знание до сведения своих абонентов в двух режимах: 1) текущее информирование посредством создания информационных сайтов, реферативных журналов, библиографических бюллетеней, экспресс-информации, периодических обзоров и других информационных изданий или посредством избирательного (индивидуализированного) распределения текущей информации; 2) справочное обслуживание (режим «запрос-ответ», ретроспективный поиск), где предусматривается выдача не только текущей, но и ранее поступившей информации. Именно текущее информирование представляет собой не что иное, как средство обновления и поддержания квалификации специалистов на современном уровне, оно всеми своими формами работает на образовательную функцию служб НТИ. Конечно, и справочное обслуживание, обращение к базам и банкам данных информационных служб расширяет и обогащает кругозор специалистов, служит незаменимым инструментом самообразования специалистов.
Таким образом, правомерно сделать ряд следующих выводов. В российских условиях институт непрерывного образования не оформился, но есть главные предпосылки для его формирования, к которым относится прежде всего сеть культурно-досуговых учреждений, средств массовой информации, служб научно-технической информации.
Культурно-досуговые учреждения и средства массовой информации активно выполняют внешкольно-образовательную функцию; для служб НТИ развитие образовательных функций связано с формированием электронной коммуникации.
Система непрерывного образования непосредственно влияет на образованность и интеллектуальность личности и опосредованно - на духовность. Поскольку степень образованности (культурности) и интеллектуальности - показатель индивидуальности личности, то непрерывное образование выполняет как индивидуализирующие, так и социализирующие функции.
Обратим внимание: самореализация непрофессиональная, а социализация или индивидуализация внешкольная.
Духовно-психическая структура личности как социально-культурной единицы приобретает вид пирамиды.
Институт непрерывного образования представляет для нас особый интерес, поскольку в нем отчетливо выделен уровень самообучения, удовлетворяющий потребности личности в индивидуализации. В отличие от школ и библиотек институт непрерывного образования появился в социально-культурной системе сравнительно недавно - не более полувека назад.
Науковеды попытались проследить темпы прироста научного знания, взяв за точку отсчета начало нашей эры. Первое удвоение объема научных знаний произошло к началу ХУШ века1, т.е. к началу становления промышленной культуры в Западной Европе. Благодаря медленному темпу роста знаний, если профессионал овладевал соответствующим фрагментом культурного наследия во время обучения, то этой подготовки ему хватало на всю жизнь, и никакого повышения квалификации не требовалось. Следующий период удвоения длился 200 лет (до начала XX века); он также был значительно больше длительности человеческой жизни, и проблема доучивания и переучивания практически не возникала.
Третий период удвоения знаний оценивается в 50 лет (с начала XX века до 1950 года), т.е. был соизмерим с длительностью творческой жизни человека. Здесь уже нельзя было обойтись без последипломного обучения. Именно тогда возникли учреждения повышения квалификации врачей, учителей, инженеров. Но обучение носило эпизодический, в лучшем случае - периодический характер, что до поры до времени себя оправдывало.
Мировая практика показывает, что нужна опирающаяся на поддержку народа государственная политика реализации образовательных интересов на базе школы, ориентированной на общечеловеческую цивилизацию и национальную культуру. Удовлетворение духовных интересов и потребностей детей и взрослых нуждается в расширении образовательного пространства, интеграции всех видов учебных заведений с неформальными организациями. Очень важно использовать широкие возможности локального социума, рекреационных и культурных учреждений и масс-медиа. Здесь можно использовать классификацию сфер образовательной деятельности, применяемую специалистами к области непрерывного образования: институциональная (школы, профтехшколы, колледжи, вузы и т.д.), внеинституциональная (библиотеки, музеи, журналы, телевидение и т.д.) и окказиональная, протекающая спонтанно (семья, улица, соседи и т.д.).
Современная философия образования исходит из идеи превращения образования в образ жизни, изменения установки личности в зависимости от потребления знаний.
Ясно, что само по себе привитие навыков самообразования, развитие личных познавательных интересов недостаточно. Необходимо создать сеть учреждений внешкольного и послешкольного образования, т.е. сформировать институт непрерывного образования, который является вторичным по отношению к первичному институту школьного обучения.
Под непрерывным образованием обычно понимают продолжающуюся всю жизнь систематическую, добровольную и социально регулируемую деятельность каждого человека по приобретению и обновлению как общих, так и профессионально-специализированных знаний, умений и навыков. Непрерывность образования предполагает преемственность и взаимное дополнение формально регламентированного обучения и неформального инициативного самообразования (самообучения), единство противоположных начал - общественных требований к социализации и профессионализации и индивидуальных интересов, склонностей и спо-
Дополнительное образование
С 1992 года в Российской Федерации получила дальнейшее развитие система дополнительного образования детей и взрослых на базе секций внешкольных учреждений, традиций и опыта социально-культурной деятельности в области внешкольного воспитания.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» внешкольные учреждения были преобразованы в учреждения дополнительного образования.
Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего, как специалиста уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития.
Во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации.
В-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуго-вые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у взрослых.
В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов может быть признано дополнительное образование, организуемое учреждениями, основное предназначение которых - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Образовательные учреждения призваны создавать условия для творческой самореализации личности, при этом концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них, ориентировать свою деятельность на свободно возникающие и растущие в процессе познания интересы к различным сферам жизни. Отсутствие принуждения, свобода выбора занятий делает учреждения дополнительного образования привлекательными для любого ребенка в любом возрасте - и в 5, и в 18 лет. Переход внешкольных учреждений в новое качественное состояние совпадает во времени с процессом осмысления дополнительного образования не только как нового явления для отечественной педагогики, но и как одной из составляющих педагогики развития.
Сильной стороной дополнительного образования является наличие и постоянное развитие социокультурного и этнокультурного потенциала, что постоянно отражается на его сущностных характеристиках и стратегии. Авторские социокультурные школы, проекты и программы направлены на развитие и саморазвитие творческих способностей учащихся.
Благодаря институту дополнительного образования не только обогащается сама идея вариативного образования, но и расширяется партнерство социально-культурных, образовательных учреждений.
Учреждения дополнительного образования становятся центрами мотивационного развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Вместе со всеми социально-культурными институтами учреждения дополнительного образования составляют в каждом регионе разноуровневую и целостную систему, позволяющую индивидуализировать образовательную траекторию человека в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства.
Наблюдается тенденция интеграции общего и дополнительного образования. Лучшие студии и центры детского творчества, школы раннего развития ребенка, и другие учреждения дополнительного образования становятся базами для лицеев, колледжей, гимназий. Усилия, предпринятые органами управления образованием, позволили не только сохранить, но и увеличить сеть внешкольных учреждений. Вместе с музыкальными, хореографическими, художественными школами и студиями, школами искусств, спортивными школами появились новые их виды: школы народных ремесел, реабилитационные, досуговые и другие центры.
Для решения проблем переходного периода проводятся совещания, семинары, конференции по освоению современных подходов к организации дополнительного образования детей, осмыслению его характеристик, формированию массива авторских программ дополнительного образования с учетом их видового и тематического разнообразия.
Вместе с тем переходный период был осложнен неразвитостью программного оснащения системы дополнительного образования. По целому ряду образовательных областей отсутствовали разноуровневые программы, способствующие осознанию ребенком своих возможностей и его профессиональному самоопределению. Значительная часть программ была рассчитана на репродуктивную деятельность и не предусматривала самостоятельного поиска решений: многие программы были не связаны между собой, из-за чего было невозможно интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию личности. Программы не дифференцировались в зависимости от пола, физических, интеллектуальных возможностей ребенка, условий его жизни.
Создание системы дополнительного образования детей являлось составной частью реформы образования в России. Превращение внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей включает: разработку концептуальных основ деятельности учреждений этого типа; укрепление и упорядочение их программно-методической, нормативно-правовой, кадровой и финансово-экономической базы; принятие на федеральном и региональном уровнях необходимых управленческих решений.
Наиболее типичные из них: оснащенность образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью; предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени на их освоение; многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-деятельностный характер образовательного процесса; профориентация, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования; социокультурная направленность всех мероприятий.
Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет финансовых сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже в какой-то мере освоил этот род деятельности; за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.
Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем - многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждениям дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «Я».
Дополнительное образование не может рассматриваться как придаток школы. Этот вид образования - самостоятельный и самоценный -никогда никакой школой заменен не будет, т.к. чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, которые сама школа удовлетворить в полной мере не может.
Школа и учреждения дополнительного образования - не конкуренты друг другу. Их взаимовлияние требует специального исследования. Но можно определенно утверждать, что учреждения дополнительного образования компенсируют недостатки и противоречия не отдельно взятых школ, а школьного образования в целом. В то же время надо отметить, что на базе крупнейших учреждений дополнительного образования детей всё чаше появляются общеобразовательные структуры элитарного характера (лицеи, гимназии и другие).
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволяет им удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Содержание этой работы диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека».
Поэтому педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.
С самого начала дополнительное образование характеризуется как одна из наиболее ярко выраженных разновидностей вариативного образования и эффективных форм общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность общества.
Особая актуальность института дополнительного образования состоит в том, что он изначально ориентирован на свободный выбор человеком видов и форм социокультурной, в частности образовательной, деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации способностей.
Профессиональное образование и карьера
В системе современного российского образования прочно утвердились такие общепринятые в практике мироюго бизнеса и менеджмента понятия, как карьера, предпринимательство, коммерция. На протяжении многих предшествующих лет в отечественном управленческом лексиконе, тем более в понятийном аппарате социально-культурного профиля, они либо совсем не употреблялись, либо в них вкладывался совершенно иной, характерный для времен застоя, социальный смысл.
Сегодня нельзя рассматривать образование только как важнейшую общественную сферу социально-культурной деятельности, как средство профессиональной подготовки специалиста в отрыве от его дальнейшего карьерного роста. Совершенно очевидной стала необходимость более широкого введения понятая «карьерный рост» в общественную практику социально-культурной деятельности, одновременного раскрытия его глубокого нравственного смысла и этической основы.
Карьера в переводе с французского означает «успешное продвижение в служебной, общественной, научной и прочей деятельности». Перспектива карьерного роста имеет важное психологическое значение для тех, кто достоин продвижения по иерархической лестнице в различных областях социально-культурной деятельности. Она выступает как мощный фактор духовного и профессионального самодвижения и саморазвития личности со всеми вытекающими отсюда для неё благоприятными последствиями. В практическом опыте учреждений социально-культурной сферы карьера является средством стимулирования творческой активности, углубления личного интереса у людей с незаурядным личностным и служебным потенциалом.
В конечном итоге руководители и сотрудники учреждений культуры и досуга заявляют о себе профессионально. Особым признанием и поддержкой пользуются такие качества профессионала социально-культурной сферы, как предприимчивость, инициативность, изобретательность и мастерство в реализации творческих замыслов и идей. Одним из слагаемых предприимчивости является нравственный подход к делу, высокий профессиональный долг и ответственность. В свое время А.С. Макаренко, говоря о деловитости, подчеркивал, что это явление не только экономического, но и нравственного порядка. Через деловитость утверждается личное достоинство человека, его профессиональная честь.
Однако сознательное ограничение подхода к карьерному росту рамками той или иной профессии невольно приводит к односторонности в оценке карьерных возможностей того или иного специалиста. Многообразие как видов и способов социально-культурной деятельности, так и существующих на сегодня потребностей самой социально-культурной среды дает право говорить о широком диапазоне возможностей для карьерного роста человека в этой среде.
Опираясь на позиции общественных наук, изучающих современные социальные отношения и социальные связи, карьеру в широком контексте правомерно рассматривать как активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способов его жизнедеятельности и, как следствие, достижение соответствующего, достаточно устойчивого социального статуса в сфере этой жизнедеятельности.
Сферу дополнительного образования правомерно рассматривать как в известной мере инновационный социально-культурный институт, куда человек приходит сам, ведомый своими интересами, своими мотивами к познанию и творчеству.
Сильной стороной дополнительного образования служит наличие и постоянное развитие социокультурного и этнокультурного потенциала, что постоянно отражается на его сущностных характеристиках и стратегии. Авторские социокультурные школы, проекты и программы направлены на развитие и саморазвитие творческих способностей учащихся.
Вместе со всеми социально-культурными институтами учреждения дополнительного образования составляют в каждом регионе разноуровневую и целостную систему, позволяющую индивидуализировать образовательную траекторию человека в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства.
Чтобы повысить роль образования, этого крупнейшего социально-культурного института в реализации программ развития культуры, спорта, социальной защиты населения, очень важно учитывать все аспекты влияния образования на жизнь региона.
Для восстановления практики социализации и воспитания, сохранения детей здоровыми в условиях деформированного социума необходимо решить проблему стабилизации образовательного пространства в рамках существующей социально-культурной сферы.
Для этого на протяжении последних лет отрабатываются модели новой перспективной адаптивной школы, как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям; предпринимаются попытки интеграции различных типов образовательных учреждений в целях формирования единого образовательного пространства и создания условий для трудовой деятельности подростков; воспитания человека, способного принимать самостоятельное решение в условиях современной жизни. В последние годы значительно расширилась сеть специальных образовательных центров для детей, имеющих физические, интеллектуальные и психические отклонения. Эти учреждения также входят в систему дополнительного образования.
Принятый в июле 1992 года Закон Российской Федерации об образовании, как известно, включил в себя принципиальное положение, которое качественно дополняет и углубляет профессиональный статус социального педагога, занятого в сфере культуры, искусства и досуга, и не может игнорироваться при характеристике содержания, организационных форм и технологии его подготовки. Речь идет о четко обозначенных Законом структуре и функциях системы дополнительного образования детей и взрослых, в которую - наряду с традиционными внешкольными учреждениями и внеклассной работой - правомерно включить многочисленную сеть социокультурных институтов и центров досуга. В них задействована сегодня огромная армия социальных педагогов культурологического профиля.
Таким образом, впервые законодательно закреплены фактические права и обязанности субъектов социально-культурной, досу-говой деятельности (в недавнем прошлом именовавшейся культурно-просветительной работой) в создании и развитии образовательной среды посредством реализации различных организационных форм дополнительного образования. Широкая сфера дополнительного образования в области культуры, творчества, досуга становится единым открытым для инновационных идей пространством взаимодействия и сотрудничества социальных педагогов как организаторов социально-культурной деятельности в школьных, дошкольных и внешкольных учреждениях, семейной и других средах.
Задачами здесь являются: переход всех школ на региональный базисный учебный план; разработка и внедрение регионального стандарта обязательных результатов обучения на основе Федерального стандарта обучения; разработка на основе регионального стандарта новых педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию обучения и развитие личности с учетом индивидуальных, культурных, конфессиональных и национальных особенностей учащихся; создание рынка учебно-методического и дидактического обеспечения регионального базисного учебного процесса; создание независимой аттестационной службы для учащихся, учителей, студентов и независимой системы аттестации и аккредитации учебных заведений; обеспечение нормативно-правовой базы образования; создание городской, многофункциональной, разноуровневой системы непрерывного профессионального образования.
Здесь необходимы: формирование нового типа мыслительной деятельности на основе разработки содержания образования и образовательных технологий; изменение различных общественных практик и систем социокультурной деятельности на основе образования.
Таким образом, образование предстает как сложное, многогранное социально-культурное явление, фундаментальный социально-культурный институт. Совокупность заложенных в его основе начал базового, непрерывного и дополнительного образования и самообразования выступает как естественная составляющая жизни человека, дающая возможность стимулировать его творческую активность, развивать его способности к решению возникающих проблем и постоянному самообразованию. Преемственность содержания различных видов образования в перспективе позволяет существенно расширить и обогатить сферу общественной практики социально-культурной деятельности.
3. Художественная культура и искусство
Одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность, являются художественная культура и искусство. Морфологический анализ поступательного развития этой сферы позволяет судить о динамичных изменениях в содержании и структуре художественной культуры и в первую очередь искусства, о диалектике взаимозависимости и соотношения между его видами и жанрами на каждом из этапов его истории.
Социально-культурные истоки искусства
История цивилизаций характеризуется необычайным богатством и многомерностью созидательной, культуротворческой функции. Искусством, по представлению Аристотеля, является в широком смысле осмысленный и обобщенный опыт, который с древних времен использовался и используется в тех или иных целях - для удовлетворения материальных потребностей (все виды ремесел, медицина, агрикультура) либо для досуга (например, художественные искусства: музыка, танцы, поэзия). Подобно природе, искусство создает из противоположностей гармоническое единство, но в отличие от природы, которая содержит творческое начало в себе самой, источником создания произведений искусства служит деятельность человека или группы людей. Чтобы обеспечить соответствующее содержание и форму произведения искусства, его автор (или группа авторов) должны знать эстетические законы, владеть художественными средствами и техническими приемами, а также обладать фантазией.
Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.
Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство - один из важнейших способов эстетического освоения мира. Оно несет специфическую функцию удовлетворения эстетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробудить в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей.
Социально-культурная деятельность в том или ином виде искусства выступает по преимуществу как художественно-творческая деятельность, как художественное творчество со своими правилами.
Художественная культура, берущая свое начало в искусстве древних цивилизаций, прошла сложный, многоступенчатый и длительный путь. Он сопровождался постепенным размежеванием художественного и научного сознания, накоплением великого духовного наследия во всех областях социально-культурной деятельности, утверждением ценности человеческой личности. Всё это служило и служит основой исторической преемственности и духовной близости античной и современной культуры.
В первобытном обществе возникает и развивается протохудожественная или первичная культурная деятельность. Она была представлена различными видами изобразительного творчества (наскальные изображения, орнамент, скульптура, украшения и др.), театрального и танцевального искусства (охотничьи маскировка и пляска, пантомима, актерское искусство), использованием основных групп музыкальных инструментов (ударных, духовых, струнных) во время обрядовых действий. Для первоначальной формы существования искусства характерны его тесная связь с повседневной трудовой и общественной деятельностью людей, стремление к художественному оформлению всех практических действий, обрядов, ритуалов.
Три типа тесно взаимосвязанных друг с другом социально-культурных систем обусловили постепенный переход от первобытной культуры к античной художественной культуре (культуре Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима):
1. Превращение собирательства даров природы в искусственное разведение плодоносных растений, появление сельскохозяйственного производства, которое привело людей к оседлому образу жизни небольшими поселениями, постепенно объединившимися в мощные государственные образования.
2. Преобразование охоты в приручение диких животных и их разведение, возникновение скотоводческого кочевого образа жизни, которое сопровождалось ростом военной активности племен.
3. Профессионализация ремесленного производства и рост производительности труда, породившие широкий торговый и денежно регулируемый обмен, который потребовал концентрации ремесленников и торговцев в крупных и защищенных городах.
Каждая из этих социально-культурных систем сопровождалась развитием новых, цивилизованных форм общественного бытия - письменности, профессиональных ремесел, городов и монументальной архитектуры, профессиональной армии, денежного обращения, государственной власти, зарождением наук и философии, внекультового искусства и др. Первобытная художественная культура постепенно преодолевала свой консерватизм, установки на традиционные художественные стереотипы.
Социально-культурная природа искусства (как первоосновы художественной культуры) убедительно подтверждается историческим опытом древних цивилизаций. Так, например, феномен «греческого чуда» -культурных достижений Древней Греции - объясним не только наличием благоприятных природных факторов (климат, почва, рельеф местности, горы, море), но в большей мере является следствием расцвета античной демократии, торжества идеи о главенстве человеческого разума. Глубочайший гуманизм, основанный на вере в человека, признании за каждым гражданином полиса права на инициативу, неограниченную свободу слова, пронизывает всю социально-культурную деятельность древнегреческого общества.
Являясь социально-культурным продуктом демократии, искусство древних греков и «на миру», и в повседневном быту каждой семьи постоянно испытывало благотворное воздействие двух принципиальных в содержательном плане парадигм - калокагатии и агонистики.
Одна из них, калокагатия, строилась на объективной необходимости сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств личности. Она органично дополнялась агонистикой - жившим в крови каждого грека неудержимым стремлением к любым состязаниям почти во всех сферах общественной, социально-культурной жизни. Двуедин-ство обеих парадигм определяло духовный склад нации, социально-культурный образ жизни народа. Наиболее ёмкую и полную свою реализацию эти парадигмы получали в крупнейших по своим масштабам социально-культурных акциях - спортивных (гимнастических), художественных (поэтических и музыкальных) и конных соревнованиях.
В содержании культуры Древнего Востока (Древнего Египта, Ассирии, Хеттской державы) постепенно меняются главный объект творчества и нравственные ориентиры, возрастает влияние религии и магии, усиливается информативное и утилитарное назначение искусства, его способность сохранять и сообщать представления, впечатления, ощущения. Доминирующими видами искусства являются архитектура, росписи и рельефы (Древний Египет), где ведущими становятся принципы ансамбля на основе пропорциональности, ритмического равновесия и порядка, монументальности и декоративности.
Далеко не адекватно выстраивался и социальный статус субъектов, участников как индивидуального, так и коллективного творчества - ремесленников, живописцев, скульпторов, архитекторов, ученых, поэтов, актеров, музыкантов. Представители этих становившихся массовыми социально-культурных, по существу, профессий, выходя на рынок услуг, вынуждены были заниматься поиском потенциальных заказчиков, потребителей своей продукции, а также покровителей в лице знатных граждан, крупных торговцев, меценатов. С одной стороны, в общественной среде они воспринимались как талантливые мастера, учителя жизни, а с другой - их занятия наукой, искусством нередко считались «недостойными», уделом выходцев из низших слоев.
Социально-культурные функции искусства в различные периоды развития общества отличались большим разнообразием. Например, музыка (часто вместе с пением) была обрядовой, развлекательной, культовой, сценической, застольной, аккомпанирующей, концертной. Также безгранично велико было число музыкальных инструментов.
Большим социально-культурным смыслом наполнялось и словесно-музыкальное искусство. Благодатной почвой для формирования и развития словесных видов деятельности служили сказки, легенды и мифы. В словесном творчестве складывался свой сюжетный язык, который не только явился предтечей будущего художественного повествования, но и способствовал воспитанию, формированию мировоззрения вступавших в активную жизнь поколений.
С древних времен своим утилитарным назначением отличалась архитектура. Этот вид социально-культурной деятельности и раньше, и в наши дни тесно связан с системой жизненных ценностей и практическими нуждами. Архитектура Древнего мира, начиная с египетских пирамид, поражает способностью выдерживать любое масштабное увеличение, поиском лаконичных изобразительных формул, выработкой языка, отвечающего идее пространства, языка экономного графического знака, строгой ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объёмов. Прочность, суровость, простота, монументальность, высокоразвитость утилитарного строительства - вот что характеризует вклад многих поколений зодчих в мировое социально-культурное наследие.
Характерным свидетельством созидательной социально-культурной деятельности служит творчество великого итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), автора сорока дворцов и царских резиденций в Санкт-Петербурге, а также Странноприимного дома, Гостиного двора, Екатфининского дворца в Москве. Здания, построенные по проектам Кваренги, знаменовали эпоху «неоклассицизма» в русской архитектуре ХУШ-ХГХ веков. Отголоски творческих идей Кваренги прозвучали в лучших образцах архитектуры советского и постсоветского периодов, в частности высотных зданий 40-50-х годов XX столетия.
Своей многожанровостью и массовостью отличались зрелищные искусства - театр, цирковые представления, культовые торжества, церемонии почитания богов, гонки на колесницах, гладиаторские бои, ярмарочные балаганы и др.
Результаты социально-культурной деятельности находят отражение в произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства: изделиях из камня и стекла, мозаике, керамике, ювелирных украшениях, посуде из серебра и бронзы, мебели и т.д.
Таким образом, даже сравнительно краткий исторический экскурс свидетельствует о глубоких социальных корнях художественной культуры и искусства. На протяжении столетий суть культурной деятельности составляли исторически изменчивые и социально детерминированные способы организации художественной жизни, связанные с производством, хранением, потреблением, распространением произведений искусства. Но на каждом этапе истории общества изменялись не только организационные (институциональные) формы этой деятельности, менялось и её духовное содержание, творческое видение окружающего мира и человека в этом мире. В самом искусстве как сфере общественной социально-культурной деятельности постоянно менялось конкретное соотношение видов, родов и жанров художественного творчества.
Современная художественная культура и искусство: мониторинг проблем и практика их разрешения
Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.
Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.
С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика организации международных и внутрироссийких художественных выставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллективов на крупнейшие международные фестивали.
Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах.
По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.
Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки.
Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и сооружение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федерации), финансируется создание отдельных произведений монументального искусства.
О сложности и масштабности проблем, существующих в профессиональной художественной сфере, свидетельствует пример циркового искусства.
С большими материальными и финансовыми затратами связано обеспечение высокого творческого уровня создаваемых современных произведений циркового искусства (тематических шоу-представлений, спектаклей, программ), техническое и материальное переоснащение эксплуатируемого циркового конвейера - аттракционов, исполнительских номеров, отдельных цирковых групп и коллективов. В активном продю-серстве, оказании материально-финансовой помощи нуждается деятельность по выявлению, подготовке и продвижению молодых исполнителей, спортсменов, участников любительских студий, выпускников образовательных цирковых учреждений при постановке новых программ и номеров.
Высокому престижу отечественного цирка способствуют внутренние и зарубежные гастрольные поездки коллективов, организация ученичества в цирковых номерах и стажировки молодых артистов у ведущих мастеров цирка, участие в международных и российских цирковых фестивалях, смотрах, конкурсах, где не обойтись без привлечения спонсоров и меценатов.
Постоянного внимания требует совершенствование материально-технической базы стационарных и передвижных цирковых комплексов и организаций, оснащение их необходимым современным оборудованием - свето- и звукокомплексами, музыкальными инструментами, аттракционами и т.д., автотранспортными средствами различного назначения, специально оборудованными кемпингами для эксплуатационных и бытовых нужд, содержания животных и т.д.
Характерной сферой реализации социально-культурной деятельности является музыка. Она занимает одно из главных мест в подростковой, молодежной субкультурах. Преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. По данным социологов, музыкальные предпочтения подростковой аудитории распространяются на такие жанровые категории, как: 1) модные направления современной молодежной музыки; 2) эстрадная музыка; 3) джазовая музыка; 4) народная музыка; 5) классическая музыка; 6) духовная музыка.
Современная музыка выступает фуппообразующим фактором в молодежной среде, благодаря ей активно заявляют о себе молодежные клубы, объединения, студии, массовые движения, другие так называемые «подвижные структуры», которые вырабатывают свой, пусть и неписаный, устав, свои законы, свой стиль, своих лидеров. Специфика этого «музыкального» вида социально-культурной деятельности молодежи связана с её стремлением в какой-то степени компенсировать свою социальную незащищенность и ущемленность в правах, «разнообразить» сюи отношения с обществом посредством демонстрации своего образа жизни, внешней атрибутики, нередко вызывающего поведения и других.
В современной музыке в конце XX столетия огромную популярность у молодежной аудитории завоевал рейв - танцевальное направление электронной музыки. Рейв-движение объединило сотни тысяч фанатов как на Западе, так и в России, о чем свидетельствуют многочисленные фестивали, гала-концерты, смотры, конкурсы.
Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности.
Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.
Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуго-вых программ; выполнение эпизодических общественных поручений. Отметим большое влияние социального творчества на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.
Обширную сферу представляет самодеятельное художественное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивидуальную и коллективную деятельность в области театрального, вокального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эстрадного, циркового и других видов искусства. Следует подчеркнуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности.
Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокращении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традиционных и ранее популярных жанров - любительских театров, академических хоров, оркестров народных инструментов духовых оркестров, агитбригад и т. д. В то же время резко возрос престиж целого ряда современных, в первую очередь молодежных течении в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.
Трудно переоценить социальную значимость и такой особой сферы творческой деятельности, как научно-техническое творчество. В стране функционирует сеть учреждений и организаций активно стимулирующих развитие научно-технического творчества школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, других социальных групп населения. Это клубные объединения юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, существующее до сих пор движение, объединяющее изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т. д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга следует назвать обеспечение материально-технических условий' подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.
Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и ремесел.
Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности делается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов (мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале местных культурных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой региональной социально-культурной политики, которая вместо демонстрации и трансляции готовых образцов культуры и искусства направлена на активное культуротворчество самого населения Это культуротворчество характеризуется ростом социально-культурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укреплением социальных связей и формированием культурного облика, самобытного «культурного лица» своего края, города, селения.
Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.
Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является и работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художественным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют собой органичную часть социально-культурного потенциала населения, проживающего на территории конкретного региона.
Народная педагогика и самобытное народное творчество
Исторический опыт России и других стран свидетельствует о богатейших социокультурных и этнокультурных истоках духовного наследия каждого большого и малого народа.
Народная художественная культура генетически связана с возникновением и развитием таких традиционных социально-культурных институтов, как семья, школа, община, других социокультурных общностей и движений. В свою очередь, само понятие «социально-культурная деятельность» не может не ассоциироваться с понятиями народного искусства, фольклора, народных промыслов и ремесел, народной педагогики и семейного воспитания. По существу, накопленный здесь социально-культурный опыт является и средством, и результатом обширной общественной практики.
Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается в его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем, потребителем. Для того, чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но, главное, умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя.
Длительный разрыв процессов образования и культуры негативно сказывается на эстетическом воспитании детей и подростков, на приобщении дошкольников и школьников к художественной культуре общества, народным традициям, фольклору. Постоянное нарушение органического единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную культуру - не только в качестве зрителей, слушателей и т.д., но и в качестве активных участников процесса художественного творчества.
Восстановлению духовной культуры России путем целенаправленного культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения нет альтернативы. Эта социальная идея заслуживает самого широкого общественного и государственного признания, поскольку крупномасштабные проекты глобального повышения культуры всего населения страны вряд ли имеют сегодня реальные перспективы.
Воспитывающая роль искусства в духовно-нравственном становлении юной личности может быть еще более социально ценной, если глубоко осмыслить и практически претворить все его разносторонние возможности. В полной мере осуществить эту задачу могут сегодня современные модификации различных социокультурных институтов современного отечественного фольклора.
В народной системе культурно-художественной социализации ребенка, под которой понимается педагогически организованная совокупность различных видов его художественно-творческой деятельности, большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, умениям, навыкам. К семи-восьми годам выросший в селе ребенок, как правило, владел десятками видов хозяйственно-бытовой деятельности. На этом основывалась главная цель народной системы - помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремесла, вида творческой деятельности. «Желанная работа - светлее солнца», - издавна говорилось в народе.
Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.
Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия - всех видов фольклора, народных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, - а его умелого и педагогически осмысленного включения в дальнейшие культурно-творческие воспитательные и образовательные процессы в детской, семейной, школьной и других социальных средах.
Не случайно среди социально-культурных проектов, дающих возможность формирования всесторонне подготовленных педагогов дополнительного образования, руководителей самодеятельных коллективов, большое место занимают проектные концепции в области народного творчества. Часть этих проектов посвящена творческому воссозданию традиционных элементов русской материальной культуры: мужскому, женскому, детскому народному костюму, элементам городского костюма, обуви, головным уборам, тканям, ткачеству и рукоделию, предметам сельского и городского быта, жилищам, надворным и хозяйственным постройкам и т.д.
Другая часть проектов направлена на разработку и организацию программ использования различных жанров фольклора в дошкольных воспитательных учреждениях, развития семейных, женских, школьных фольклорных клубов, самодеятельных коллективов и объединений.
В этом отношении несомненный научный и практический интерес представляют проектные концепции развития образовательных институтов отечественного фольклора как одной из альтернативных форм художественно-эстетического развития подрастающего поколения. Ведущей идеей таких институтов (школ, коллективов) является культурно-художественная социализация детей дошкольного и школьного возраста средствами традиционной культуры и искусства, обрядов, обычаев и ремесел.
Дальнейшее развитие сферы художественной культуры обязательно предполагает адаптацию знаний и навыков деятелей искусств к изменяющимся социально-экономическим условиям, характерной для большинства регионов Российской Федерации социально-культурной ситуации. Широкое распространение получили практика стажировки у ведущих специалистов и деятелей искусств, мастер-классы, творческие лаборатории на базе ведущих учреждений искусств, семинары, научно-методические и научно-творческие конференции, методическое обеспечение, мониторинг использования трудовых, административных, управленческих ресурсов в творческих коллективах.
В результате в области художественной культуры и народного творчества складываются благоприятные условия для инициирования, апробации и развития организационных моделей инновационных государственных и негосударственных профессиональных художественных учреждений, самодеятельных народных коллективов и других аналогичных объектов инфраструктурного типа. С каждым годом более продуктивным становится деловое, творческое сотрудничество с международными организациями -ЮНЕСКО, Советом Европы, Евросоюзом и другими.
В настоящее время коллективом Московского государственного университета культуры и искусств, кафедрой социально-культурной деятельности реализуется комплекс конкретных мер по совершенствованию и углублению подготовки социальных педагогов в рамках профилирующей специальности «Социально-культурная деятельность». Разработаны и утверждены Государственный образовательный стандарт по этой специальности, базовая программа основного профилирующего курса по истории, теории и технологии социально-культурной деятельности.
Подлинная ценность знаний, умений и навыков, полученных будущими социальными педагогами, измеряется целым рядом параметров, в том числе: будут ли эти знания, умения и навыки полезны в дальнейшей социально-культурной деятельности студентов, помогут ли им принимать наиболее правильные решения; станут ли они социальным ориентиром для специалиста в его повседневной жизни и деятельности.
Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне их широкого культурно-эстетического развития, координации классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной среды для выработки у них художественного восприятия и их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.
Реализация собирательного проекта школы русского фольклора связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения родителей и детей на почве освоения отечественной народной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получают возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.
При расширении формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей основной акцент делается на разносторонние контакты, общение, уважение людей, максимальное развитие раскрепощенности, которая присутствует у детей начиная с 5-6-летнего возраста.
Народные музыкальные традиции, в частности многолетний опыт народно-инструментального исполнительства, представляет собой богатейший и далеко еще не освоенный пласт допрофессио-нальной этнопедагогической подготовки детей. Методика творческого изучения, освоения и использования уникального народного опыта и традиций в учебном процессе, по существу, не получила еще необходимого теоретического и практического обоснования.
Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает:
- всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение самоутвердиться, самореализоваться в тех видах занятий музыкально-фольклорного (инструментального и хорового), декоративно-прикладного и других профилей, которые отвечают сегодняшним реалиям и соответствуют «заказу» социальной среды;
- все возрастные этапы культурно-художественной социализации детей средствами русского фольклора: от раннего детства до периода социальной зрелости;
- все многообразие элементов социальной среды, формирующей художественно-эстетический мир ребенка (семья, межличностное общение вне семьи, школы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности в открытой среде, этносоциальные, культурно-художественные процессы в обществе и т.д.).
Непрерывность, последовательность и преемственность в организации детского творчества и эстетическом воспитании, в освоении и использовании народного опыта и традиций обеспечиваются большой кропотливой работой, которая вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и популяризацию ремесел, обрядности, ведения домашнего хозяйства и другие элементы.
Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций. Педагогический процесс, как известно, по своей природе консервативен и не всегда легко поддается модернизации. Он часто не в состоянии охватить бесконечное многообразие народного художественного опыта.
Проведенный анализ учебного материала, используемого в ряде альтернативных учебных заведений эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится из профессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, слабо отражает национальные фольклорные традиции. Далеко не всегда этот материал отвечает в должной мере реальным музыкальным вкусам, потребностям и интересам детей.
Между тем по своему содержанию эти традиции располагают большими возможностями для эффективного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений. Идея непрерывности в освоении и использовании фольклора, народных традиций как средства допрофессионального образования основывается на преемственности коллективных усилий педагогов и родителей, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обрядов.
Происходящие в настоящее время процессы обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества требуют более взыскательно и критически подойти к отбору учебного репертуара, анализу, изучению и обобщению национальных музыкальных традиций, их утверждению и обогащению в учебном процессе.
Педагогически направленное освоение богатейших народных традиций позволит, по нашему мнению, разрешить многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и молодежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных потребностей через восприятие так называемой кассетной музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в музыкальных коллективах.
В учебном процессе уместно и педагогически оправданно обобщение и широкое использование опыта проведения фестивалей, смотров и конкурсов. Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей. Особенно плодотворен здесь тематический подход, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определенным девизом, привлекая население всего микрорайона, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из педагогов и родителей может и должен умело и грамотно использовать народно-педагогический опыт и традиции как эффективное средство художественно-эстетического развития детей и подростков, духовного обогащения различных групп населении.
Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развлечений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность по гражданскому формированию личности.
Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.
4. Физическая культура и спорт
Физическая культура и спорт представляют собой неотъемлемую часть общей культуры общества, исторически сложившееся, самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни. Еще в античную эпоху начала складываться система физического воспитания, особенно действенной она была в Спарте. В это время стали проводиться знаменитые Олимпийские игры. Физическая культура неизменно являлась обязательной составляющей культуры общества и личности, особым видом социально-культурной деятельности, в котором интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и духовное. Средние века, возникновение рыцарской системы воспитания, становление классовых по характеру, а позднее и национальных систем физического воспитания (турниры в германских государствах, соколь-ская, шведская, французская и другие гимнастические системы, клубно-спортивные движения в Англии, России и т.д.), создание национальных спортивных союзов, клубов и лиг, развитие практики национальных и международных соревнований убедительно свидетельствуют о возрастающей роли физической культуры как посредника в сложной системе политических, экономических, социальных и культурных отношений в обществе.
Развитие теории и практики физического воспитания в России никогда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально-культурной деятельности общества в целом. Это развитие осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно-физической подготовки (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков), авторов концептуальных теорий физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах (Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, АС. Макаренко и др.). В современном педагогическом опыте сложился целый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли концепции раннего начала физического развития и закаливания (Б.П. и Л.А. Никитины), обеспечения сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный), единства физического и умственного развития (Т.П. и Е.В. Воронковы), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности (А.Ф. Пазухин) и другие.
Составными частями физической культуры как крупнейшей области общественной практики, в которой реализуется социокультурная деятельность, являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Если физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, укрепление здоровья и физическое развитие, то массовый спорт правомерно рассматривают как массовое социальное движение, продиктованное стремлением людей познать и расширить границы своих физических возможностей с помощью специальной подготовки (тренировок) и систематического участия в соревнованиях.
Задачами физкультурного воспитания являются обеспечение направленного развития жизненно важных физических способностей детей и подростков, оптимизация их состояния здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В этом случае мы имеем дело с физической культурной деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида. Прикладной характер в этой деятельности носят физическая подготовка человека к труду, военной службе, к профессиям каскадера, спасателя и т.д., физическая рекреация (восстановление) и физическая реабилитация, в частности людей с различными видами ограничений (инвалидов), использование традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем типа у-шу, йога, бег трусцой и т.д.
К занятиям физической культурой и спортом относятся утренняя гимнастика, бег, лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжи и коньки, аэробика, плавание, бокс и борьба, тяжелая атлетика, прикладные, технические виды спорта, туризм, лечебная и коррекционная физкультура.
Материально-техническую базу для занятий физкультурой и спортом обеспечивают учреждения дополнительного образования, муниципальные и ведомственные спортивные комплексы и спортивно-оздоровительные центры, стадионы, бассейны и спортплощадки, спортивные клубы и секции, детско-юношеские спортивные школы и другие объекты, входящие в социально-культурную инфраструктуру города и региона.
Физическая культура особенно тесно связана с процессом физического развития человека - закономерным процессом становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных функциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Исторически эта область социальной практики складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду - первому и главному условию человеческого существования.
По мере становления в обществе целостной системы социально-культурной деятельности и ее составной части - образования и воспитания физическая культура органически вошла в нее в качестве основного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспитания физических способностей, а также в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Наряду с этим в условиях технического прогресса, изменения характера труда и жизненной среды человека физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средство профилактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохранения и повышения дееспособности организма, оптимизации его физического состояния. Благодаря именно этим факторам физическая культура способна войти в современную культуру человека, став её важной и неотъемлемой частью.
На длительном пути развития содержание и формы физической культуры постепенно дифференцировались применительно к различным сферам общественной жизни и деятельности (образование, материальное производство, служебная деятельность, быт и здоровый отдых, медицина и т.п.). Это выразилось в формировании ряда социально значимых компонентов и разделов физической культуры - школьной, бытовой, производственной, рекреативной, лечебной и др. По мере накопления в этой сфере научно-практических разработок, ее оснащения методическими, техническими и другими средствами возрастает эффективность этого социально-культурного института, его средств и методов реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных и других задач, существенных для общества и личности.
Наряду с другими видами социально-культурной деятельности существенную ценность в сффе физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные знания, принципы, правила и методика использования физических упражнений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально^гехнические условия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие явления физической культуры, спортсооружения, оборудование, инвентарь и т.д.
Физическая культура как вид социокультурной деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов се использования и культивирования её предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре.
Физическая культура может существовать и существует не только в рме деятельности, но и в качестве внутреннего состояния человека, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в персонифицированной форме).
Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры, реальным в условиях органического внедрения ее в социальный образ жизни, является достижение комплексных показателей физического развития человека, которое выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуется с закономерностями развития личности и долголетнего сохранения здоровья.
Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменялись и изменяются в зависимости от стадии социального развития в соответствии с реальными требованиями общества.
Таким образом, физическая культура - органическая сфера социально-культурной деятельности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к социальной практике. Средствами оптимизации физического состояния и развития выступают целесообразно выработанные формы социально-культурной деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность. Вся совокупность достижений общества используется в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. Физическая культура как деятельность является одним из эффективных средств всестороннего развития личности, социальным фактором физического совершенствования.
Физическая культура является многоаспектным объектом исследования в связи с решением целого ряда проблем физкультурного образования: психолого-педагогических, связанных с совершенствованием физического воспитания и образования, социологических - в связи с формированием ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни.
Из множества факторов, определяющих массовость физкультурного движения как вида социально-культурной деятельности, исследователи выделяют объективные и субъективные факторы.
Объективными факторами являются: уровень развития материальной базы физической культуры и спорта; подготовка профессиональных кадров. Субъективные факторы включают: формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта; формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкультурно-спортивную деятельность; воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.
Физкультурно-оздоровительные направления в социально-культурной деятельности обладают достаточно широкой мотивацией, которая основана на определенных интересах и потребностях населения в занятиях физической культурой и спортом.
Ученые и практики выделяют несколько компонентов такой мотивации, влияющих на содержание, формы и организацию физкультурно-оздоровительной работы. Эти компоненты лежат в основе практически всех социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни граждан России.
Речь идет о витальном, социальном и идеальном (духовном, познавательном) мотивах, движущих каждым человеком в проявлении его заботы о собственном здоровье.
Витальный компонент содержит: потребность в укреплении здоровья; потребность в благотворном воздействии природных оздоровительных факторов; потребность в двигательных умениях и навыках: в экономии сил при занятиях физическими упражнениями; в двигательной активности.
Социальный компонент включает в себя потребность в общении во время занятий; потребность принадлежать к физкультурно-спортивной группе; потребность занимать в ней определенное место; потребность в оказании помощи в процессе занятий физическими упражнениями; потребность в спортивных достижениях.
Идеальный компонент предполагает потребность в познании явлений и процессов в сфере физической культуры и спорта; потребность в творческом отношении к занятиям физическими упражнениями; потребность в самопознании в аспекте физкультурной деятельности; потребность в занятиях физической культурой.
Например, наиболее актуальной потребностью витального компонента буквально для всех социально-демографических групп является забота об укреплении собственного здоровья. Потребность в улучшении своего здоровья - сильный побудитель к занятиям физической культурой для всех групп населения, в первую очередь горожан. Это необходимо учитывать в процессе организации семейных клубов и групп здоровья по месту жительства, на базе школ, средних специальных и высших учебных заведений, в учреждениях культуры, досуга, спорта.
В обществе пока не сформирована культура сбережения здоровья, подлинная физическая культура. Об этом свидетельствует, с одной стороны, преобладание остаточного принципа финансирования массовой физической культуры, а с другой - небрежное отношение значительной части населения, в первую очередь детей и молодежи, к своему здоровью, физической закалке. Забота о здоровье и физическая культура как следствие этого еще не стали в полной мере приоритетным направлением социально-культурной деятельности.
Особенностью обучения детей и подростков физической культуре в настоящее время является ориентация на адаптацию, социализацию личности каждого школьника. Такая задача требует переориентации образовательных, спортивно-оздоровительных досуговых проектов и программ социально-культурных учреждений на применение интерактивных методов, которые развивают мышление, формируют у детей, подростков, взрослых практический опыт взаимодействия, развивают людей физически и духовно. Важная роль в этом процессе отводится использованию комплекса современных социально-культурных технологий - развлекательно-игровых, оздоровительных, обучающих, массово-зрелищных и других.
Создание педагогически направленной социально-культурной среды предполагает профилактику алкоголизма и наркомании, получивших распространение среди молодежи. Физическая культура и спорт располагают необходимыми возможностями для привития детям и подросткам навыков сопротивления социальному давлению, противостояния негативному воздействию, формирования уверенности в себе. В процессе занятий физической культурой осуществляется воспитание у учащихся активной жизненной позиции, трудолюбия, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности - важных качеств, необходимых современному человеку в непростых условиях современной действительности.
Составной частью физической культуры и, соответственно, видом социально-культурной деятельности является спорт. Как многогранное общественное явление спорт представляет собой не только специальную систему тренировочных занятий и участие в состязаниях; он относится к числу массовых социально-культурных движений и одновременно наиболее популярных зрелищ.
Современный спорт структурно включает в себя две сферы:
1)сферу общедоступного спорта, предусматривающего организацию базового спорта в системе народного образования, развития профессионально-прикладных видов спорта, спортивной рекреации (восстановления) и реабилитации; 2) сферу высшего спортивного мастерства, достижения наивысших результатов через систему профессионального (коммерческого) и некоммерческого спорта.
Современные виды спорта являются эффективным средством профилактики наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде. Экстремальные виды спорта (сноубординг, серфинг), а также виндсерфинг, скейтинг, пейнтбол привлекают подростков и юношей, позволяют им испытать себя, проверить свои силы, волю. Они убедительно демонстрируют подросткам возможность применить свою энергию для собственной пользы, отвлекают их от других рискованных занятий. Необходимо шире пропагандировать эти виды спорта и создавать возможности для занятий ими.
В решении задач формирования физической культуры детей и подростков школа, семья и культурно-досуговые учреждения обладают своими специфическими возможностями. Для школы это система обучения, направленная на достижение определенной цели, построенная в соответствии с принципами дидактики, реализующая определенное содержание, использующая систему форм, методов и средств.
Семья обладает преимуществами в плане положительного примера, создания соответствующей семейной атмосферы.
Социально-культурные и культурно-досуговые учреждения в силу добровольного принципа участия и большего разнообразия занятий (соревнования, тренировки, праздники) способствуют привлечению детей и подростков, формированию положительной мотивации и устойчивого интереса к занятиям.
Авторы учебника «Культурно-досуговая деятельность» утверждают, что культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производственной, бытовой и других, человек имеет возможность соприкасаться с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий1.
Культурная среда притягивает большинство людей, будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры.
Теоретики социально-культурной и культурно-досуговой деятельности отмечают, что длительное время в социально-культурной среде (в том числе и культурно-досуговой) господствовала чрезмерная централизация управления, что породило у значительной массы населения, особенно у молодежи, кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере.
В настоящее время область физической культуры и спорта, как и любая социально-культурная среда (среда досуга, образования, общения и т.д.), не всегда и не везде подготовлена к изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Постоянно возникает необходимость в упорядочении этой среды, в ее целенаправленной организации. Такое положение дает основание сделать вывод, что создание благоприятной среды для физического воспитания населения предполагает решение целого ряда социально-экономических, педагогических, материально-технических задач.
Организуя и развивая социально-культурную среду, необходимо максимально использовать возможности ее основных звеньев: школы, семьи, культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений; повышать мастерство педагога-организатора физического воспитания в сфере досуга, организовывать сам процесс социально-культурной деятельности и решать проблемы, связанные с созданием совокупности условий, факторов и возможностей для ее реализации.
В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.
Такое значение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния.
Физкультурная деятельность как всякая социокультурная деятельность состоит из нескольких компонентов. Цель - конечный результат, которого необходимо достигнуть в итоге занятий физической культурой (это может быть укрепление физического и эмоционального здоровья, повышение уровня развития отдельных двигательных качеств и двигательной подготовленности, закаливание, улучшение телосложения и т.п.). Эффект работы педагога-организатора во многом зависит от правильной постановки целей, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.
Для формирования физической культуры детей и подростков необходимо:
- создать социально-культурную среду, которая формировала бы их интересы, потребности в занятиях физической культурой;
- организуя процесс формирования физической культуры детей и подростков, четко определить его педагогические основы: цель, содержание, формы и методы.
Многолетние методики по включению физической культуры в образ жизни населения, улучшению учебных и спортивно-оздоровительных досуговых программ и совершенствованию педагогического процесса как на уроках, так и во внеурочное время, принесшие ощутимые результаты в советский период, на сегодняшний день устарели. Общение учащихся в школах часто происходит по изжившей себя схеме: учитель, организатор, тренер (субъект) - ребенок, подросток (объект). Эффективность применения пассивных методик весьма низка, материал усваивается поверхностно, интерес к двигательной активности падает.
Невозможно осуществить новые подходы к физическому воспитанию, формированию физической культуры без трансформации сознания педагогов, организаторов досуга, которые являются авторами и реализаторами новых программ. В этой связи открытым остается вопрос профессиональной подготовки преподавателей физической культуры.
Наряду со школой большими возможностями в физическом воспитании не только детей и подростков, но и всего населения, формировании их физической культуры располагают различные социокультурные институты, в том числе семья, культурно-досуговые и динамично Развивающиеся учреждения дополнительного образования. Они в состоянии предоставить желающим широкий выбор физкультурных занятий. Однако они действуют разрозненно, поскольку взаимосвязи школы, семьи, культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных учреждений в физическом воспитании детей и подростков, всего населения в настоящее время нарушены.
Известно, что в процессе социализации дети усваивают образ жизни родителей, что в семье закладываются и формируются основы ряда умений, навыков и привычек, вырабатываются оценочные суждения и во многом определяется жизненная позиция подрастающего поколения, в том числе и отношение к физической культуре, к активному использованию ее средств в быту для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга. Семья - самая первая ступень воспитания. В формировании физической культуры детей важно выявить отношение родителей к физической культуре, структуру их физкультурно-спортивных потребностей.
К критериям физического развития и самосовершенствования относятся как качественные, так и количественные показатели участия детей, подростков и взрослых в спортивных школах, секциях, клубах, в системе общего и среднего специального образования, а также на оздоровительных занятиях.
Качественными показателями служат степень овладения программным материалом, знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, уровень сформированное™ навыков самостоятельных занятий (внедрение занятий физической культурой в режим дня). Данные критерии - важнейшие в оценке успеваемости по физкультуре.
Количественными показателями являются динамика развития физической подготовленности, показателей развития основных физических качеств (способностей): силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний.
Как сфера реализации социально-культурной деятельности, физическая культура включает в себя целый ряд структурных элементов. К ним относятся: физическое развитие и состояние здоровья; система знаний, умений и навыков по физической культуре, двигательных действий и качеств; устойчивый интерес и потребность личности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях; навыки самостоятельных занятий физической культурой.
Демократичность и гуманизм всегда были присущи клубной спортивной работе в России. Инициативы гуманистически ориентированного физкультурно-спортивного движения требуют активной поддержки со стороны государственных и негосударственных структур.
Выполнить задачи по физическому воспитанию можно только в том случае, если наряду с уроками физической культуры будет развернута внеурочная спортивнс-массовая работа в форме занятий кружков, спортивных секций, массовых соревнований, спортивных праздников, туристских походов, кроссов, военно-спортивных игр и т.д., проводимых в школах и досуговых внешкольных учреждениях.
В существенном совершенствовании нуждается взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений. Целый ряд проблем осложняет участие трудовых, учебных, бытовых коллективов в укреплении и развитии материальной базы физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков и взрослых. Не везде уделяется должное внимание приобщению к самобытным национальным видам спорта и народным играм, обеспечению их профессионально-прикладной направленности, связи с особенностями труда и быта людей, обычаями, традициями, ремеслами.
Многие виды спорта и народные игры содержат накопленный за многие годы комплекс умений и навыков предшествующих поколений. Нуждается в освоении практика разработки и реализации региональных планов, досуговых проектов и программ по вовлечению различных групп населения в занятия физкультурой и спортом, активный отдых.
Противоречие между возможностями социально-культурной среды в формировании физической культуры детей и подростков и их фактическим использованием может быть устранено в процессе разработки и реализации адекватных сегодняшнему дню организационных решений и социально-культурных технологий.
5. Социально-культурная реабилитация
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Примерные темы семинарских и практических занятий
- Предисловие
- Раздел 1.
- Виды учебной деятельности
- Раздел II.
- Непрерывное образование и самообразование
- Понятийный аппарат и содержание
- Виды учебной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел IV.
- Учебные задания
- Раздел V.
- Сущность культуротворческих технологий
- Анимационные социокультурные технологии
- Образование как целостная социально-культурная технология
- Технологии организации действий в социально-культурной сфере
- Темы семинарских и практических занятий
- Специфика исследовательских технологий
- Историческая логика и сущность социально-культурного проектирования
- Сущность и виды инновационных технологий
- Практика осуществления инновационных технологий
- Общая характеристика
- Информационно-просветительная деятельность: отличительные признаки
- Технологии избирательных кампаний
- Примерные темы семинарских и практических занятий