Предисловие
XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.
Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.
В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.
Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социальными отношениями в стране.
Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно утверждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинтеграцию и нарастание социальной дезадаптированное™ личности, криминализацию обстановки, отдельные национальные конфликты.
Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созидательной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действительно открытому и честному культурному плюрализму, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.
Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно поэтому освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том, чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пытаясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей, российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от векового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в мировом сообществе.
Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит богатейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.
Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить, сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существующих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и рекомендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости опыта, накопленного высшими и средними специальными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания.
Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную существующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной социально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повышению качества подготовки и коэффициента социальной востребованности специалистов, владеющих современными технологиями.
Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе данного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность»1 и создании в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и технологий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворение потребностей современной социально-культурной сферы, новая научно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколения профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций.
Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших научных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, М.А. Ариарскому, Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркову, В.А. Максютину, В.А. Разумному, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцову, В.Е. Триодину, В.В. Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в начале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за высказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию.
Предмет, задачи и источники курса
Как отрасль научного знания и учебный предмет социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой закономерностей, принципов и правил. В отличие от других направлений культурологии, социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.
Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. Подготовка специалистов для социально-культурной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Масштабы, объемы и содержание такой подготовки подлежат научно обоснованным социокультурным измерениям.
Многочисленному отряду менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов различного профиля, выступающих в качестве организаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня их квалификации и прилагаемых усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков, региональных проблем в историко-культурной, экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп.
Именно им предстоит внести достойный вклад в блокирование и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в социальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.
Сложности профессиональной подготовки по специальности «Социально-культурная деятельность» обусловлены рядом обстоятельств. К ним относится прежде всего необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования специалистов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, складывающимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразумевает не только постоянное совершенствование нетрадиционных специализаций, появившихся в последние годы, но и одновременно развитие и углубление социально-культурологического и педагогического компонентов в других традиционных для вузов культуры и искусства специальностях в области народного художественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ и т.д. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культурологической и педагогической подготовки специалистов с преподаванием социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин и, что особенно существенно сегодня, с концепциями современной культурологии, с идеей национально-культурного возрождения России.
Актуальность решения названных проблем определяется рядом причин. Одна из них состоит в необходимости преодоления разрозненности организационно-педагогических усилий в формировании новых специализаций, устранения консерватизма, затрудняющего плавность переходов на новые учебные технологии. Другая связана с требованиями расширения границ профессионального обучения будущих специалистов, получения ими знаний, умений, навыков и установок, необходимых для собственного жизнеобеспечения, карьерного роста, психологической устойчивости, духовного развития.
В известном смысле социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив. Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.
Социальное значение данной учебной дисциплины заключается в обеспечении условий для дальнейшего развития современной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.
Предмет «Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и развивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социологии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.
Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реализации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.
Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной социально-культурной деятельности, помочь осознать ее роль как важного общественного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем социально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, умения, навыки, специальные профессиональные качества, сформированные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демографическим характеристикам социальными и культурными общностями и группами.
Основные задачи курса:
1) знакомство с историческим опытом возникновения и развития социально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, просвещения, искусства;
2) знакомство с теоретико-методологическими основаниями социапьно-культурной деятельности, овладение профессиональным понятийным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономерностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соответствии с современными условиями;
3) характеристика важнейших сфер общественной социально-культурной практики, в которых находят отражение деятельность многочисленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп населения, а также система характерных для современного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отношений;
4) выявление и изучение реально существующей системы социально-культурных институтов (учреждений, объединений, организаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-культурной политики на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях;
5) формирование представлений о содержании ресурсной базы социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее эффективного использования нормативно-законодательных документов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-демографического контингента, морально-психологического фактора;
6) раскрытие многообразия и многозначности технологической базы, изучение основных методов и технологий социально-культурной деятельности, выработка практических навыков использования технологического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-культурных проектов и программ в области образования, искусства, досуга, спорта, реабилитации, рекламы и других отраслей.
В соответствии с перечисленными задачами сгруппированы и темы учебника в вводной части учебника представлен краткий исторический обзор возникновения и развития социально-культурных процессов в России, общественных движений и инициатив в области просвещения, культуры, искусства, массового досуга, охватывающий догосударственный, государственный и послереволюционный периоды в жизни страны, включая этапы развития советского и постсоветского общества вплоть до наших дней. Первый раздел посвящен теоретическим основам социально-культурной деятельности, ее закономерностям, второй - дает представление об основных сферах ее реализации. В третьем разделе содержится характеристика основных субъектов социально-культурной деятельности, четвертый - знакомит с ее ресурсной базой. Пятый раздел вводит читателя в систему различных по содержанию и функциям современных социально-культурных технологий.
Источники курса, их краткая характеристика
Качественная определенность курса заключается и в его направленности на расширение культурной компетентности населения, на его включение в стандартную сеть социально-культурной коммуникации, формирование у людей, начиная с детского возраста, навыков общественно полезной социально-культурной деятельности, организацию полноценного духовного и физического развития, досуга и творчества.
Источниковедческую и учебно-методическую базу курса «Социально-культурная деятельность» составляют Закон Российской Федерации «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации о культуре, федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2005 гг.), Национальная доктрина образования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 годы», разработанная профессорско-преподавательским коллективом, определяет поступательное развитие вуза, проведение фундаментальных исследований в социально-культурной сфере, научно-методическое обеспечение внедренного в течение последних лет нового поколения учебных специальностей и специализаций. Учебники, монографии, научная литература в области истории, теории методики и организации различных видов социально-культурной деятельности, развития профессионального искусства и самодеятельного народного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, социально-культурной реабилитации, других направлений обеспечивают высокое качество образования.
Авторы учебника опирались на архивные источники, результаты комплексных исследований истории культуры, просвещения, социально-культурных движении и инициатив в России, анализ современной отечественной и зарубежной теории и практики социально-культурной деятельности, использовали данные фундаментальных и смежных наук: педагогики, философии, культурологии, психологии, социологии, этики и эстетики. Кроме того, учитывался и научно-педагогический опыт, накопленный за последние годы коллективами ученых вузов культуры и искусства, огромным отрядом специалистов социально-культурной сферы. Этот опыт позволяет судить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости сегодняшней деятельности социально-культурных институтов в сфере образования, искусства, спорта, в сфере детского, подросткового, семейного досуга и творчества.
Предполагается, что по мере накопления новых научных данных и методического обогащения учебно-образовательного процесса содержание учебника будет корректироваться и дополняться с учетом новых тенденций в изучении исторического опыта, методологических и теоретических основ, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.
В связи с этим необходимо выделить гуманистическую направленность этого курса, способствующую духовно-нравственному становлению будущего специалиста как личности толерантной, умеющей сострадать и социально активно реализовываться в обществе. Формируя собственный гражданский, профессиональный статус, соприкасаясь со многими болевыми точками сегодняшней действительности, специалист социально-культурной сферы призван взять на себя высокую миссию участия в благородном деле «воспитания активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию (Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концепции воспитания. - Ярославль, 2000). Он непосредственно связан с ответственными функциями социальной защиты, социальной поддержки и социально-культурной, психологической реабилитации наиболее нуждающихся в милосердии и заботе групп населения.
Как одна из областей современного педагогического и культурологического знания, социально-культурная деятельность рассматривает в качестве своего основного объекта и предмета социально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.
Применение и развитие гуманитарных технологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности - социально-культурном менеджменте и маркетинге, рекламно-информационном обеспечении и общественных связях, дизайне, художественном и социальном проектировании, имиджмейкерстве и т.д. Обучение этим видам деятельности, объединенным общей информационной, профессиональной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного социально-культурного образования.
Социально-культурная деятельность как крупный блок родственных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта, теоретических основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.
Теоретические основы курса подчинены выявлению социально-культурного содержания различных видов жизнедеятельности человека, между которыми распределяются его жизненно важные, фундаментальные ресурсы - время и энергия. Предметом рассмотрения в курсе является социально-культурный контекст таких видов деятельности людей, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, анимация и рекреация, причем в каждом из них предполагается освоение определенного объема знаний, умений и навыков, ценностных ориентации и стереотипов поведения, совокупности нормативно-правовых критериев, опирающихся на соответствующее конституционное обеспечение (экономическое, правовое, организационное и т.д.).
Содержание учебника ориентировано на освоение таких аспектов знания, как овладение богатством духовной жизни каждого отдельно взятого народа, его социально-культурного уклада, традиций и социальных норм поведения, духовных целей и ценностей; обеспечение возможностей для равноправного культурного диалога и взаимодействия представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения; создание условий для интерактивного общения людей, их включения в мировое образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство.
В связи с тем, что предметная область социально-культурной деятельности представляет сочетание оригинальной основы с синтезом сопряженных с нею научных дисциплин, правомерна следующая группировка исходных, базовых методов и технологий:
а) адаптированные к специфическим условиям социально-культурной среды и задачам социально-культурной деятельности общенаучные методы и технологии (оценочные, диагностические, исследовательские, развивающие, стабилизирующие и др.),
б) выработанные практическим опытом специальные методы и технологии, подчиненные наиболее рациональному достижению целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и другими видами социально-культурной деятельности.
Специальные методы и технологии, с помощью которых формируется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусматривают использование в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности - экономических, правовых, организационных, педагогических, психологических и других. В более развернутом виде методика (технология) социально-культурной деятельности предстает перед студентами в виде широкой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обучающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.
В процессе преподавания курса предусмотрены: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семинар-дискуссия, семинар - «круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме деловой игры, клуба альтернативных идей, индивидуальной защиты социально-культурного проекта в учебной аудитории, в центре досуга, на предприятии, на депутатской комиссии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руководителями учреждений культуры, образования, искусств, досуга, спорта, государственных и общественных органов культуры и социальной защиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями.
Опираясь на необходимую социологическую информацию и обширную базу используемых методов и технологий, студенты занимаются подготовкой рефератов, контрольных и курсовых работ, выполнением практических заданий, участвуют в разработке и реализации различных по своему профилю историко-культурных, образовательных, информационно-развивающих, развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, экологических социально-культурных проектов и программ.
В процессе изучения курса рекомендуется придерживаться оптимального соотношения времени на аудиторные лекционные занятия и на групповые семинарские и практические занятия в примерном соотношении объемов 1:2 (лекционные не более 40% учебного времени, семинарские и практические занятия до 60%). Для индивидуальной работы студента с преподавателем по темам курсовых проектов, методам социально-культурного проектирования, анализу проведенного этапа работы и результатов проектирования предоставляется 10 часов (согласно учебному плану).
Изложенный в программе материал по своему содержанию и формам учебных занятий (дискуссионным, игровым, проективным, практическим и др.) может варьироваться в зависимости от целевого назначения, состава студентов, количества часов и других особенностей образовательного процесса.
Материал необходимо также адаптировать применительно к специфическим особенностям отдельно взятых видов обучения: профессиональной (довузовской) подготовки через общеобразовательную школу, колледж, училище и т. д.; профессиональной (вузовской) стационарной подготовки; профессиональной (вузовской) подготовки на дневном, заочном, очно-заочном отделениях; профессиональной (вузовской) подготовки в региональных филиалах университета культуры, в том числе дистантнционного обучения; профессиональной вузовской подготовки - магистратуры и бакалавриата; послевузовской подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Вводная часть.
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
1. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период
Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Материалы многочисленных этнографических исследований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.
В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики. Нравственность и трудолюбие определяли ее суть. Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основой традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельности накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, привычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.
Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутствовавших повседневной жизни людей.
В X-XIV веках происходит образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям; обогащаются и средства воспитания.
В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества.
Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внимание к проблемам познания и обучения, нравственного совершенствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».
Церковь в этот период становится оплотом нравственного воспитания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и содержание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах природы; народные педагогические воззрения формировались на основе христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.
Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и педагогического наследия античности, обогащению педагогической мысли Древней Руси.
Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и наступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы воспитания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения, страха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то общее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преобладало на Руси в то время.
2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках
XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Смутного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.
Содержание досуга и досуговой деятельности существенно ограничивалось низким социальным статусом женщины, ее положением затворницы. Так, в боярских семьях культивировалось раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами.
Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается материальная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло колоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.
В исторических хрониках того времени находим первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад различных сословий и социальных групп.
Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.
Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века представлял собой типичный образец свода житейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».
Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.
Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».
Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропи-тательниц». На Руси создавались аналогичные византийским хри-стианско-педагогические и филантропические учреждения. Развивались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время анализ разного рода документов (челобитных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.
Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.
В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.
3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий.
Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.
В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение.
Обратимся к историческому опыту России XVII-XTX веков, к истории русской школы.
Школы находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.
Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».
В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), организованный ИКБецким (1704-1795), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые идеи Руссо.
В XIX веке об основах образования в античную эпоху вспоминали либо земские деятели, ратовавшие за всеобщее обучение, либо общественные просветители, либо владельцы частных гимназий. П.Н. Милюков справедливо заметил: «Школа с самого начала своего существования стала у нас вдвойне правительственной: по своему происхождению и по своему назначению. Школа готовила или для школы же или для службы»1.
Итак, опыт зарубежной и отечественной школ свидетельствует о том, что противоречие между социализацией и индивидуализацией теоретически (точнее, демагогически) разрешалось в пользу индивидуализации, а практически, в условиях реальных учебных заведений, - в пользу социализации. Другими словами, прогрессивные педагоги всегда мечтали о воспитании хороших людей, а государственная, да и негосударственная школа неизменно ориентировалась на подготовку хороших специалистов.
Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году.
Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей.
В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и т.д.
Сословная принадлежность накладывала свой отпечаток на проведение свободного времени купечеством: с одной стороны, прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие клубы.
Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки, музеи.
Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство. Он фактически лишил церковь монополии на филантропию и социальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования социальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост образованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвысившись качественно, понизилась количественно»1.
Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине ХУШ века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности.
Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.
4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обогащала просветительные идеи первой половины XIX века.
Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании: было положено начало женскому образованию.
Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультурные, просветительные идеи и деятельность декабристов.
В последующий исторический период возрастает роль литературы в воспитательной, культурно-просветительской работе: литераторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях. Просвещению народа и распространению культуры большое внимание уделяли В.Г. Белинский и А.И. Герцен.
Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые формы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; учреждаются первые благотворительные общества. В дело социального призрения и благотворительности большой вклад внесла императрица Мария Федоровна.
Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частного призрения в России. Одной из объективных причин этого явления стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огромной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.
В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изученной была заслуга земства.
Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характеризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специальные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства, казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредоточенных по стране. Основные принципы их деятельности состояли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах существовали общедоступные библиотеки.
Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстетических качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.
Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие известные деятели русской культуры.
Представители разночинной интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художественной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли. Культурно-просветительную деятельность вели многие выдающиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» -объединения русских композиторов.
Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинематограф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.
Клубные учреждения не располагали литературными фондами, поэтому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине ХГХ века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Все эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.
Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России, причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главными, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У .Зеленко, С.ТШацким.
Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; повсюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообразования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. На волне массового клубного движения появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы.
Традиционное воздействие церкви на содержание и формы досуга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нравственное влияние церкви постепенно слабеет.
Множество источников указывает на расширение рекреативной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России.
5. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов
Революционные события России в начале XX века повлекли за собой изменения в социальной направленности культурно-просветительной и досуговой деятельности.
Первая мировая война сделала востребованным и актуальным социальный патронаж: мероприятия по социальной защите и оказанию помощи жертвам войны, беженцам, инфекционным больным и другим категориям населения, нуждающимся в поддержке.
Накануне свержения самодержавия социально-культурные проблемы коснулись практически всех слоев российского общества.
Февральская революция 1917 года потребовала от новой власти выработки социально-культурной политики, основанной на демократических началах. В связи с этим Временное правительство пошло на ряд нововведений: были предоставлены политические права женщинам; демократические веяния и тенденции получили отражение во всех сферах социально-культурной жизни и досуга населения России; поддерживались народные инициативы в этой сфере.
Так, за короткий отрезок времени увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи, органов печати. Временное правительство предпринимало попытки реорганизации управления социальной сферой, народным просвещением, внешкольным образованием.
С Октябрьской революцией в стране осуществляются первые мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы. В связи с изменениями в социальной структуре общества формируется социальная политика большевиков в первые послеоктябрьские месяцы: были созданы новые органы управления образованием и социальной сферой.
Идеология победившей власти реализовывалась в области просвещения, внешкольного образования, социально-культурной деятельности.
Декреты Советского государства и документы партийных съездов, совещаний содержали массу выдержанных в духе новой идеологии руководящих указаний и директив по внешкольному образованию, ликвидации неграмотности, организации и деятельности политпросветов и мероприятий по их реализации на местах. Практически в сфере культуры и просвещения было положено начало долгосрочной эре установления идеологического диктата.
Возникшая в России в конце XIX века методология внешкольного образования в последней трети XX столетия за рубежом трансформировалась в самостоятельную сферу социальной политики - сферу внешкольного, неформального, дополнительного, продолженного образования. Однако в России эта методология должного развития не получила.
Последним фундаментальным исследованием в этой области, имеющим теоретико-методологический характер, является «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е.Н. Медынского, изданная в 1923 году. С тех пор исследования внешкольного образования, замененного в 30-х годах внешкольным воспитанием, велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел отрыв теории от практики, ставший самой серьезной помехой на пути реорганизации воспитательных внешкольных учреждений. Внедряются новые формы и методы работы, отвечающие требованиям нового политического строя.
Деятельность Наркомпроса, профсоюзов, Пролеткульта и других государственных и общественных организаций соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга трудящихся. Идеологическую окраску получила и широкая организация работы по ликвидации неграмотности.
Гражданская война способствовала расширению идеологических запретов. Наблюдается процесс централизации управления. В 1919-1920 годах при партийных органах создаются агитпропотде-лы, а в 1920 году - Главполитпросвет как центр всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране. Формируется система партийного руководства этой работой через парткомы, парткомиссии, клубные партийные фракции и т. п.
Происходит постепенное вытеснение «мягких форм централизации» (по выражению руководителей Наркомпроса) жесткими командными методами. Одновременно наблюдается огосударствление профсоюзных, кооперативных и других культурно-просветительных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.
По всей стране культивируются массовые формы «воспитания и перевоспитания»: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники и др. В эту систему идеологического воспитания органично вписывается деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитвагонов, агитповозок, «красных юрт», «красных чумов» и др.
Осложняется экономическая ситуация в сфере культуры: в связи с нарастанием материально-финансовых трудностей, истощением дореволюционного национального золотого запаса, утверждением «остаточного принципа» финансирования образования и культуры резко сокращается количество школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений.
В отраслях культуры и образования ощущался кадровый «голод» вследствие подбора сотрудников для внешкольной работы по принципу партийной и классовой принадлежности. Крайне тяжелым было материальное положение учителей, просветительных работников.
Звонкие политические лозунги не могли помочь политпро-светчикам решить бездну таких социально-экономических проблем советской власти, как продовольственный кризис, голод, эпидемии, беженцы, проституция, беспризорность, разруха, раненые и инвалиды, деклассированные рабочие, маргинализация населения, безработица.
Давала себя знать теоретическая и концептуальная неразработанность социально-культурной политики. Особую остроту приобрели проблемы социально-культурного развития общества. Стала реальной угроза разрушения культуры, культурного наследия. Появившиеся в это время «Письма Луначарскому» ВТ. Короленко и «Несвоевременные мысли» М. Горького были продиктованы тревогой за судьбы российской культуры, российской интеллигенции; многие ее представители эмигрировали. В сентябре 1922 года была выслана в Германию большая группа известнейших русских ученых, писателей, общественных деятелей. Культура, наука, просвещение, досуг - вся социально-культурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем, диктатом «классового подхода». Закрывается целый ряд органов печати, общественных культурно-просветительных, благотворительных обществ, комитетов и комиссий.
Новой властью энергично проводится обобществление различных благотворительных организаций и их финансов, национализация культурных ценностей. Под школы, избы-читальни передаются помещения церковно-приходских школ, барские поместья.
В то же время нельзя не отметить и положительные результаты, которые были достигнуты новой властью. Развивается сеть политико-просветительных учреждений. Работа учреждений просвещения и культуры в национальных регионах приобретает характерные этнические особенности.
Постепенно расширяется сеть специфических по содержанию своей работы женских клубов в среднеазиатских республиках.
Семья и семейная политика в этот период характеризуются широким диапазоном крайностей: от разрушения семьи до установления жестких семейных «скреп».
В течение 20 - 30-х годов сложились необходимые предпосылки для постепенного перерастания понятия «политико-просветительная работа» в более логичную для масштабов и направленности её содержания дефиницию «культурно-просветительная работа», а также возникновения во многом адекватных ей терминов: «культурно-массовая работа», «культурно-воспитательная работа» и т д.
Основные теоретические положения внешкольной, политико-просветительной, культурно-просветительной работы в этот период были изложены в трудах государственных деятелей и ученых философов, педагогов, социологов: П.П. Блонского, А. А. Богданова, Б/О. Боровича, И. Гревса, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, А.С Макаренко, Е.Н. Медынского, В.Ф. Плетнева, М.А. Растопчиной, М.П. Томского, Л.Д. Троцкого, С.Т. Шацкого и др.
Характерно, что по своему содержанию и наполнению культурно-просветительная работа (как и позднее социально-культурная деятельность), в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частностях соответствуя самым строгим педагогическим критериям. Не случайно позиции большинства исследователей как того, так и более позднего времени сходились на том, что культурно-просветительная деятельность - это «педагогически организованная свободная деятельность населения с целью воспитания всесторонне и гармонически развитой личности»1.
Такое понимание позволило квалифицировать клубные учреждения как «педагогическое явление досуговой жизни» (В.Е. Триодин). Надо сказать, что «воспитание гармонически развитой личности», заимствованное из древнегреческой педагогики, стало позднее программной целью КПСС наряду с построением «материально-технической базы коммунизма». Это программное положение использовалось в качестве конечного ориентира всеми советскими педагогическими институтами, занятыми «коммунистическим воспитанием» народа. Суть этого лозунга заключалось в том, что все советские учреждения народного образования ориентировались на социализацию учащихся в соответствии с моделью, директивно заданной партией и правительством, в то время как воспитание всесторонне развитой личности требует свободной самореализации и самовыражения, которые не допускались.
Коммунистическое воспитание провозглашалось главной функцией советских клубных учреждений (как и библиотек). Эта главная прикладная функция конкретизировалась в виде следующих функций, не считая «функции отдыха»:
- просветительская функция, обусловленная тем, что клуб стал элементом системы непрерывного образования, где упор делается на самообразование; просвещению служат лекции, вечера вопросов и ответов;
- коммуникативная функция - клуб как центр общения, встреч с интересными людьми, диспутов, проведения дискуссий (клубные посиделки, клубные гостиные и т.п.);
- преобразовательная (культурно-творческая) функция - создание культурных ценностей, чему служат любительские клубные объединения, кружки технического творчества, коллективы художественной самодеятельности;
- ценносто-ориентацирнная - объединение любителей кино, театра, музыки, где главной задачей является отличение подлинных ценностей от мнимых, в том числе борьба с буржуазной «массовой культурой».
Показательно, что в этом перечне функций клуба, предложенных В.Е. Триодиным1, отсутствует «идейно-воспитательная», или «идеологическая функция». По сути дела, перечисленные В.Е. Триодиным прикладные функции относились к клубным учреждениям вообще независимо от господствующей идеологии. Они конкретизировали внешколь-но-образовательную функцию, свойственную большинству социально-культурных институтов.
Особенность педагогического процесса в клубе всегда заключалась в том, что воспитателем в нем, как правило, являлся не штатный работник, а подобранный им актив, демократически избираемое правление клуба. Тон в клубе всегда задавали и задают авторитетные лидеры, способные выдвигать конструктивные программы.
Благодаря демократической свободе клубной деятельности (достигаемой, кстати сказать, далеко не всегда) в клубах осуществляется индивидуализация личности, чему служат преобразовательная и ценностно-ориентационная функции, а также социализация личности благодаря просветительной и коммуникативной функциям.
Между современной профессиональной социально-культурной деятельностью и культурно-просветительной работой 20-30-х годов сохраняется историческая преемственность, так же как между дореволюционным внешкольным образованием и послереволюционным политпросветом. Эта преемственность определяется местом культурно-досуговых институтов в структуре индустриального общества. Увеличивающийся досуг молодежи и населения вообще должен получить культурное наполнение. Поэтому потребность в культурно-досуговых учреждениях (клубах и библиотеках прежде всего) всегда будет актуальна.
До сих пор сохраняет актуальность и богатый практический опыт (формы, методы, организация клубной работы), накопленный в советское время. С введением новой экономической политики в 20-х годах происходит некоторый отход от принципа централизации и методов административно-командного управления в сфере культуры и образования, утвердившихся в годы военного коммунизма. Проводилась политпросвет-работа и на частных предприятиях. Ориентация на нэп объективно способствовала развитию демократических форм руководства политпросве-тительной сферой.
Страну охватило поистине массовое движение по организации клубных кружков: общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др.
Большой популярностью пользовались выступления «си-неблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды, различные формы работы с семьей, детьми и подростками.
В этот период развернулась подготовка кадров для политпро-светучреждений, развивались художественная самодеятельность и библиотечное дело.
В конце 20-х - начале 30-х годов усиливается борьба за ликвидацию неграмотности. Этот исторический этап ознаменован массовыми культпоходами. У каждого из них были свои задачи, этапы и результаты. Проводились библиотечные походы, кампании по борьбе с пьянством и хулиганством, пропаганде здорового образа жизни. Активизировали свою культурно-просветительную работу профсоюзы. Вместе с тем набирали силу и нарастали серьезные деформации и негативные явления в культурно-просветительной и социальной сферах. Утверждается максимальная централизация управления, усиливаются идеологический диктат, цензура. Отменяется клубное членство. В работе клубов довольно часто в ущерб общекультурному воспитанию детей и взрослых уделяется неоправданно большое внимание производственно-технической пропаганде.
В 30-е годы широко развертывается клубное строительство, развивается сеть библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Получают распространение передвижные формы культурно-просветительной работы, олимпиады, смотры художественной самодеятельности.
На этом внешне благополучном фоне активизируется борьба с религией: разрушаются памятники храмовой архитектуры; инициируется социалистическое соревнование за «обезвоживание» фабрик, сел, общежитий. Вводятся запреты на отдельные профессии, идет борьба с «религиозными вредителями». Культурно-просветительные учреждения становятся активными помощниками партии и государства в усилении идеологического контроля, в борьбе с религией, кулаками, «врагами народа».
Последствия насильственной коллективизации сельского хозяйства фактически привели к санкционированному голоду в начале 30-х годов. Происходит милитаризация труда, получают развитие «трудовые почины», социалистическое соревнование, «ударничество».
Социально-культурное развитие в стране сопровождалось как определенными достижениями, так и негативными процессами. Репрессивная политика государства отразилась и на судьбах многих видных деятелей науки, просвещения, культуры, искусства, религии. Репрессии повлекли за собой достаточно серьезные политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия. Начало «переселения народов» и его последствия приводили фактически к этнопсихологической и этнокультурной дискриминации.
Отрицательные последствия имели также повседневные проявления культа личности, командно-бюрократические методы руководства, «запретительство», насилие над творчеством. Культурно-просветительные учреждения объективно представляли собой инструмент идеологического давления, орудие осуществления классовой национальной войны, репрессий.
В то же время предвоенные годы характеризуются значительным творческим оживлением: в обществе возрастает роль печати, радио и кино, литературы и искусства. Интеллигенция объединяется в творческие союзы; зарождается государственное телевидение; появляются первые научные исследования в области культурно-просветительной деятельности.
В стране утвердилась находящаяся в ведении государства сеть организаций и учреждений социального обеспечения граждан (собесов).
С началом Великой Отечественной войны работа культурно-просветительных, социальных учреждений не могла быть приостановлена: предстояло оперативно привести ее в соответствие с требованиями военного времени.
Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР являлась составной частью политической работы в Красной Армии и на Флоте, средством патриотического, военного, культурного воспитания личного состава, мобилизации его на разгром врага. Активизировалась деятельность фронтовых, армейских домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных учреждений (походных клубов, библиотек, агитпоездов, агитма-шин, агитповозок, агитсаней, агитэскадрилий, агиткатеров). Среди воинов нерусских национальностей эта работа велась с учетом особенностей их языка, национальных традиций. На всех крупных железнодорожных станциях открывались агитпункты.
Фронтовые бригады самодеятельных артистов регулярно выезжали в действующую армию; их концертная деятельность нередко осуществлялась в боевой обстановке.
В годы войны фашисты варварски уничтожили и разграбили тысячи учреждений культуры, вывезли множество культурных ценностей, разрушили социальную инфраструктуру на оккупированной территории Советского Союза. Работники культуры проявляли героические усилия по спасению культурных ценностей.
История сохранила массу примеров государственной, общественной, частной инициативы в области социального обеспечения различных категорий нуждающихся: раненых, инвалидов, членов их семей, семей погибших на войне, эвакуированных, сирот, беспризорников, военнопленных и др.
Правительство вступило в диалог с религиозными деятелями: в те годы церковь активизировала свою патриотическую, благотворительную деятельность.
В организации и проведении культурно-просветительной работы было немало трудностей. Часто это объясняется естественным резким сокращением ассигнований на деятельность политико-просветительных учреждений. Среди участников народного ополчения, членов партизанских отрядов оказалась значительная часть квалифицированных культпросветработников. Существенно сократились книжные фонды и музейные экспозиции, уменьшилось число радиоточек, киноустановок, коллективов художественной самодеятельности. Тем не менее продолжали проводиться местные, республиканские и всесоюзные смотры художественной самодеятельности. Работа с молодежью, подростками, детьми и женщинами была обусловлена задачами военного времени.
Основные направления культурно-просветительной работы в тылу включали в себя: организацию агитационно-пропагандистской, массово-политической, оборонно-массовой работы, проведение широкой справочной работы, участие культпросветучрежде-ний в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий, помощь в развитии соцсоревнования. Художественная самодеятельность выступала как средство духовной мобилизации людей на борьбу с фашизмом. Одновременно необходимо было организовать их отдых и досуг в условиях тяжелого труда.
В освобожденных от оккупантов районах страны восстанавливались разрушенные культпросветучрсждения; общественность способствовала возобновлению их работы. Освобождались помещения профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры, ранее использовавшиеся не по назначению. Увеличивались государственные ассигнования на социально-культурные цели.
Культпросветучреждения армии и флота внесли свой вклад в восстановление очагов культуры на территориях, освобожденных от фашистской оккупации в СССР и за его пределами, в развитие художественной самодеятельности и организации отдыха и досуга воинов; они активно содействовали патриотическим движениям трудящихся.
Социально-культурная ситуация в стране в первые послевоенные годы была сложной. Война нарушила демографическое равновесие в возрастных категориях населения. Крайне тяжелым оставалось экономическое положение семей погибших на войне, сирот и инвалидов.
Материальная база значительной части учреждений образования, культуры находилась в упадке. Результаты насильственного «переселения» народов негативно сказывались на социально-психологическом климате в регионах.
Требовалось повысить уровень социального обеспечения населения страны. Давали себя знать продовольственный и жилищный кризисы.
Культурно-просветительные учреждения уделяли большое внимание мобилизации народа на восстановление, дальнейшее развитие народного хозяйства и преодоление последствий войны.
Постепенно восстанавливается и растет сеть учреждений культуры, образования, здравоохранения, санаторно-курортных, детских дошкольных, культурно-просветительных учреждений. Вместе с жилищным строительством вводятся в строй новые здания клубов, библиотек, школ, театров, музеев, цирков и т. д.
Наблюдается увеличение государственных денежных ассигнований на культурное строительство, развитие печати, радио, кино, телевидения; растет сеть городских клубных учреждений и сельских библиотек. В этот период была завершена реорганизация изб-читален в сельские клубы.
Культурно-просветительная работа перестраивается в соответствии с задачами мирного времени. В ее организации практические работники постоянно сталкиваются с материально-техническими и организационными трудностями. В 1948 году создается общественная научно-просветительная организация - «Общество по распространению политических и научных знаний». Отделения этого общества открываются во всех регионах страны.
В культурно-просветительных и образовательных учреждениях продолжает жестко доминировать парадигма идейно-политического воспитания. Клубы и другие учреждения культуры как центры массовой агитационно-пропагандистской работы занимаются организацией в широких масштабах производственно-технической, сельскохозяйственной пропаганды, а также просвещением в сфере литературы и искусства.
Негативное влияние на развитие культуры в стране оказали постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства (1946-1948 годов). Постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» стало поводом для новой волны «запретительства» и репрессий в среде творческой интеллигенции. Усиливались репрессии и по отношению к целым народам, отдельным социальным группам, слоям общества.
Однако независимо от этой общей политической ситуации в организации культурно-просветительной работы находят отражение первые ростки общественных начал; развивается художественная самодеятельность, усиливается интерес к народным праздникам и гуляниям.
Предпринимаются меры по расширению системы подготовки и повышения квалификации кадров культпросветработников. В 1953 году образуются Министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик, территориальные органы управления учреждениями культуры на местах.
Разоблачение культа личности оказало прямое влияние на начало процесса демократизации культурно-просветительной работы. Этот период характеризуется усилением внимания к вопросам истории культурно-просветительской работы, теоретического осмысления актуальных проблем ее содержания, организации и методики.
XX съезд КПСС стал знаменательной вехой в социально-культурной жизни общества. На социально-психологический климат общества оказали влияние «оттепель» середины 50-х годов, реабилитация репрессированных, имевшие важное политическое, нравственное, социально-культурное значение.
Эти годы отмечены усилением внимания широкой общественности к культурно-просветительной работе, повышением ответственности руководителей предприятий за состояние материальной базы культуры. Расширяется сфера деятельности государственных и общественных союзов, комитетов, обществ, комиссий социально-культурной направленности. В центре и на местах развивается и укрепляется система социальной помощи населению. Социальные реформы касаются многих сторон жизни.
Возрастает роль профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно-просветительной и социальной работе. Наблюдается широкий размах разнообразных по содержанию досуговых форм деятельности. Возрождаются и становятся поистине массовыми и традиционными праздники песни, молодежи в прибалтийских республиках; праздники «Русская зима», «День луга», «Русская березка», «Сабантуй» и др.
Растет сеть народных университетов, народных театров, общественно-политических объединений («Прометей», «Красная гвоздика», «Родина» и др.), клубов ветеранов труда, объединений любителей театра, музыки, кино и литературы. Развиваются семейные формы досуга. В работе культпросветучреждений большое место занимает пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций.
В стране утверждается практика регулярного проведения всесоюзных фестивалей и смотров самодеятельного искусства, народного творчества.
Совершенствуется система высшего и среднего специального культурно-просветительного образования.
В то же время возобновляются проявления репрессивной политики по отношению к религии, религиозным деятелям и верующим.
На рубеже 70-80-х годов нарастают негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах. Торможение процессов демократизации в обществе, в том числе и в культурно-просветительной работе, сказывается на деятельности культпросветучреждений, в которой проявляются формализм, стремление к количественным показателям. Многие учреждения культуры оказываются оторванными от запросов и интересов населения в сфере досуга. Невысока и социальная, и воспитательная эффективность культурно-просветительной работы.
Культурно-просветительной работе этого периода особенно присуща «всеохватность» содержания, перевес идеологических, производственных мероприятий. Она направлена, в первую очередь, на идеологическое обеспечение социалистического соревнования, экономического образования трудящихся, поддержку «школ коммунистического труда».
Создание и деятельность клубных и библиотечных централизованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов способствовали развитию интеграционных процессов в этой сфере. Отмечается более активное участие сельских школ в культурно-просветительной работе. Повсеместно расширяется сеть детских (подростковых) клубов. В сельской местности появляются филиалы и спутники театров и филармоний, клубы - спутники крупных Дворцов культуры промышленных предприятий.
Перестраивается и методическое руководство культурно-просветительной работой и народным творчеством. В областях, краях и республиках создаются научно-методические центры народного творчества и культпросветработы. Благодаря их поддержке в стране возникло множество народных коллективов, народных театров и музеев.
Принимаются новые документы, нормативные акты о деятельности клубных учреждений, клубов по интересам, социально-культурных объединений.
Широкое развитие приобретают самодеятельные формы творчества населения. Легализуются самые различные по профилю общественно-политические движения, естественнонаучные, религиозные, художественные и другие объединения. Появляются сравнительно новые типы культурно-досуговых учреждений: центры досуга, центры эстетического развития детей и юношества, молодежные культурные центры и др.
Социально-экономические реформы имели свои последствия. Повсюду шла борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины. Обострился ряд экономических, национальных, социально-культурных проблем. Дефицит продовольствия, товаров, услуг, снижение уровня жизни населения стали стабильными явлениями.
Целый ряд организационно-управленческих и методических мер свидетельствует о начале глубокой перестройки культурно-просветительной работы, которая включала решение таких проблем, как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно-просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма, ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, расширение диапазона изучения запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени и др.
В конце 80-х годов встал вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы. Исследования, проводившиеся Российской академией образования, доказали востребованность введения института социальных педагогов и социальных работников.
В соответствии с принципом преемственности культурно-просветительная работа органично перерастает в составную часть социально-культурной деятельности.
Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.
Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 года) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.
Экономическая ситуация в стране 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В социально-культурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор.
Многие факты и явления рубежа XX-XXI веков свидетельствуют о возрастании роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. В этот период существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.
Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.
Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.
Вопросы для контроля и самопроверки к материалу «Вводной части»
1. Дайте характеристику социально-культурной деятельности на Руси дохристианского периода Каковы, на Ваш взгляд наиболее характерные черты народной педагогики этого периода? Какие изменения произошли в содержании и формах социально-культурной деятельности после принятия христианства? В чем, на Ваш взгляд, проявился сословный характер просвещения и социальнс-яультурной деятельности в России ХУШ века?
4. Охарактеризуйте основные социокультурные идеи общественно-педагогического движения в России ХГХ - начала XX века Какие основные формы социально-культурной деятельности этого периода Вам известны?
5. Дайте общую характеристику становления просветительной работы в Советской России. Какие позитивные и негативные моменты определяют эту деятельность?
Назовите формы культурно-просветительной работы, получившие наибольшее распространение в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 годов) и послевоенный период. Чем, на Ваш взгляд, была обусловлена необходимость перехода от культурно-просветительной работы к формированию нового типа социально-культурной деятельности в 90-х годах XX века? Приведите примеры конструктивной роли религий в развитии культуры, образования, просвещения в истории и современной жизни России.
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Примерные темы семинарских и практических занятий
- Предисловие
- Раздел 1.
- Виды учебной деятельности
- Раздел II.
- Непрерывное образование и самообразование
- Понятийный аппарат и содержание
- Виды учебной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел IV.
- Учебные задания
- Раздел V.
- Сущность культуротворческих технологий
- Анимационные социокультурные технологии
- Образование как целостная социально-культурная технология
- Технологии организации действий в социально-культурной сфере
- Темы семинарских и практических занятий
- Специфика исследовательских технологий
- Историческая логика и сущность социально-культурного проектирования
- Сущность и виды инновационных технологий
- Практика осуществления инновационных технологий
- Общая характеристика
- Информационно-просветительная деятельность: отличительные признаки
- Технологии избирательных кампаний
- Примерные темы семинарских и практических занятий