logo
СКД / bestref-183796

Общая характеристика

Современные технологии коммуникации и общественных связей с полным основанием считаются универсальным инструментом как в политической и экономической, так и социально-культурной сфере. Между ними и также широко распространенными в социально-культурной сфере информационными технологиями (распространением информации) существуют определенное сходство и различия. Сходство состоит в том, что оба вида технологий, во-первых, сконцентрированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различных по масштабам и содержанию объемов информации, касающихся практически всех сторон политической, экономической, социальной, духовной жизни людей; во-вторых, их объединяет общий предмет в виде конкретного информационного продукта или информационных услуг делового или бытового характера.

В то же время между ними имеются существенные различия. Информация и информационные технологии преимущественно выполняют обслуживающую, сопутствующую, прикладную функцию (например, политической или коммерческой рекламы). В противоположность информации для технологий коммуникации и общественных связей первичным является сам акт формального и особенно неформального общения как в деловом мире, так в повседневной социально-культурной, бытовой, досуговой среде. Это, в первую очередь, относится к технологиям вербальной (устной, речевой) и невербальной коммуникации.

Технологии невербальной коммуникации

Наравне с языком социально-культурную ценность у многих народов представляет накопленный ими феноменальный опыт невербальной коммуникации. К примечательным элементам коммуникативных технологий относится широко известная профессиональная, возрастная или социальная символика.

Невербальная коммуникация у отдельных этнических, культурных, возрастных, тендерных групп находит яркое отражение и в других элементах социально-культурных, коммуникативных технологий - таких, как проксемика, кинетика и параязык

Проксемикой специалисты - социальные психологи - называют язык приветствия или обращения, четко обозначающий границы социального пространства между людьми. Причем под этим социально-культурным феноменом подразумевают пространство в буквальном смысле: так, у одних культурных групп не принято близко подходить к собеседнику, у других, наоборот, считается неприличным удаляться от него на большое расстояние. То же самое относится к приветствиям, принятым у различных этнических групп -у одних это пожатие одной или обеих рук, у других - приветствия сопровождаются объятием, у третьих -поцелуями и т.д.

Весьма своеобразна и кинетика- язык тела, включающий мимику лица, жесты и другие движения тела, способные передавать информацию и выражать чувства Кинетика красноречиво свидетельствует о культурной принадлежности человека. Среди восточных народов распространенным жестом для выражения чувств признательности или благодарности служит прикладывание пальцев ко лбу и груди (где расположено сердце). Еще один элемент кинетики в невербальной коммуникации с собеседником: это прямой взгляд «в упор», который нередко воспринимается как вызов, хотя такой взгляд у подростка или взрослого человека часто ничего общего с вызовом не имеет, а просто является характерной чертой национальной или культурной группы, к которой он принадлежит.

Параязык, или полуязык, характерный для многих культурных, в том числе этнических, социальных, возрастных, половых групп, содержит множество таких выразительных элементов, как тон, интонация, смех, улыбка, вздохи, слезы и т.д.

Роль технологий коммуникации в практике социально-культурной деятельности

Оба вида - вербальной и невербальной коммуникации - представляют собой уникальный, неповторимый способ поистине самостоятельного и независимого социально-культурного взаимодействия людей. Не случайно повседневные формальные и неформальные общественные отношения, межличностные контакты, коммуникативное общение на самых разных уровнях рассматриваются как одна из ведущих функций практики социально-культурной деятельности.

В современных условиях проблема целенаправленной корректировки процесса развития новых общественных отношений приобрела особую актуальность. Нельзя не заметить, что их формирование идет довольно болезненно. Сместилась система этических ценностей. Разрушение норм, управляющих взаимодействием, достигло той стадии, которая именуется аномией. Произошло катастрофическое снижение уровня коллективизма. Непривычные для нас процессы социального расслоения, дифференциации общества на богатых и бедных породили серьезную социальную напряженность. Постоянная нужда тревожит людей. Во всяком случае, система его повседневного взаимодействия с другими людьми, социальными группами, обществом в целом за годы перестройки и постперестройки не только не гармонизировались (что предполагалось зачинателями реформы), но, наоборот, обострилась.

В этом случае трудно переоценить благотворное воздействие социально-культурной деятельности на систему общественных связей и отношений. Эта функция осуществляется прежде всего через работу по организации повседневного общения. Она реализуется практически во всех видах досуговых центров, но наиболее яркое выражение находит в разнообразных структурах клубного типа.

Важно при этом подчеркнуть, что речь здесь идет не просто об общении (оно может развиваться и вне социокультурных институтов), а о культурном общении. Соединение досуга с культурой, с широкой общественной жизнью, насыщение возникающих в этой сфере контактов духовным содержанием как раз и составляет суть и сердцевину социокультурной деятельности.

Умелая организация повседневного общения - важное средство гармонизации социальных связей. Развивая устойчивые культурные контакты, досуговые центры создают уникальные возможности для оперативного распространения определенных сведений, свободного обмена мнениями, выработки правильных оценок и т.д. Двусторонний поток информации способствует лучшему взаимопониманию, созданинэ атмосферы доверия, формированию доброжелательности и стремления к сотрудничеству. Нельзя не отметить, что менеджер досуга выступает здесь как специалист в области «паблик рилейшнз» и прямо нацелен на педагогическое регулирование межличностных отношений.

Механизм коммуникационных технологий

Говоря о сущности механизма коммуникационных технологий (включая диалоги, язык жестов, мимику и многое другое), следует подчеркнуть, что структура комуникационной модели предельно проста. Она подразумевает наличие источника (отправителя) информации; самого информационного сообщения; передатчика, преобразующего (кодирующего) сообщение в сигнал, удобный для

передачи; получателя или пункта назначения информации (адресата); обратной связи.

В качестве инициатора коммуникационного процесса выступает отправитель - источник информации. На эффективность использования той или иной коммуникационной технологии оказывают определенное влияние качественные характеристики источника информации - его статус, надежность, квалификация. Эффективность коммуникационного процесса зависит и от целого ряда других факторов - общей ситуации, темы сообщения, времени оглашения информации.

Коммуникационный процесс в том виде, в каком он функционирует в социально-культурной сфере, отличается многообразием используемых здесь технологий.

Среди них прежде всего следует назвать специфические для каждого социально-культурного института (школы, театра, музея, планетария, рекламного агентства и т.д.) технологии кодирования и оформления информационного сообщения для последующей коммуникации. Суть кодирования состоит в переводе исходной идеи, замысла, сюжета на язык, доступный и понятный получателю в лице конкретной аудитории зрителей, слушателей или читателей.

Социально-культурная деятельность отличается бесконечным разнообразием форм кодирования общественно-политической, научной, художественной, социальной и другой информации с последующим их использованием в коммуникационном общении.

В одних случаях технология кодирования направлена на организацию межличностного и межгруппового общения. Для межличностного общения предметом кодирования информации являются диалоги и беседы с глазу на глаз, инструктажи, консультации, интервью. В межгрупповом общении в качестве предмета кодирования выступают официальные речи, лекции и семинары, конференции и заседания «круглых столов», совместные дискуссии, сессии вопросов и ответов. Широко известны и такие формы кодирования информации, как устные заявления, свидетельства, совещания персонала, производственные совещания, консультации и консилиумы. Специфический характер кодирования носят многочисленные способы неформальных коммуникативных контактов - неформальное обсуждение, интервью, коллективные мероприятия, персональные отчеты.

Свой «язык» кодирования информации широко применяется в документации: учебных программах, справках, отчетах и т.д.

В каждом конкретном случае сообщение социально-культурного характера с помощью тех или иных средств - беседы, доклада, выступления в газете, пресс-конференции, пресс-релиза, радиорепортажа, встречи с глазу на глаз и т.д. - приобретает черты ярко выраженного коммуникационного акта.

Социально-культурные институты эффективно используют технологии аудиовизуальной коммуникации, направленные на производство фильмов, аудио- и видеороликов слайдовых материалов, проведение диапроектных и стендовых презентаций социокультурных объектов, изготовление пленок для диапроектиро-вания на плоскость, магнитофонные записи.

В центрах массового отдыха и развлечений широкое развитие получили мультиэкранная подача материалов, многоцелевое использование видеокассет и магнитофонных записей, устные выступления с использованием видеоматериалов, тренажерные игры и сообщения. Специальной техникой коммуникативного назначения оборудованы выставки, парки, стадионы, санатории, турбазы и пансионаты, автофургоны, передвижные аттракционные комплексы и многие другие объекты социально-культурного обслуживания массовой аудитории.

Технологии общественных связей

Отдельно остановимся на-такой актуальной разновидности коммуникационных технологий, как технологии общественных связей («паблик рилейшнз»). Эти технологии направлены на инициирование коммуникативных контактов внутри и за пределами каждого отдельно взятого социума, производство и обмен общественно-политической, экономической, социальной и культурной информацией, социальными и культурными, духовными ценностями между людьми, общностями людей и организациями.

Предмет и объект технологий общественных связей в социокультурной сфере отличаются многообразием. В арсенал «пиаровских» технологий входит множество методов и приемов. Одни из них описаны в специальной литературе, другие относятся к той категории «ноу-хау» технологий, которые считаются коммерческой тайной пиар-менеджеров и тщательно ими оберегаются.

Зона влияния технологий общественных связей распространяется практически на все сферы общественной жизни: отношения с государственными и негосударственными институтами; лоббирование интересов муниципальных, коммерческих; отношения со средствами массовой информации, включая приемы создания и использования информационных поводов; определение аудитории, оценка её параметров и уровня восприятия конкретного информационного сообщения; создание в определенных целях, отслеживание, инспирирование и нейтрализация слухов (так называемых неформальных информационных волн); управление репутацией своей фирмы, предприятия; управление кризисными ситуациями и формирование отношений внутри коллектива; использование мобилизационных механизмов и специальных институтов, включая конкурсы, лотереи, фестивали, презентации, чемпионаты, создание обществ и ассоциаций, клубную работу.

Исследователи отмечают эффективность непосредственного воздействия различных видов социально-культурной деятельности на придание динамизма и тактической гибкости технологиям общественных связей, особенно в процессе массовых предвыборных кампаний, проведения рекламных акций, празднования знаменательных дат. «Пиаровские» технологии активно способствуют выработке и активному проведению в жизнь общей социокультурной политики как на региональном и локальном уровнях, так на уровне отдельно взятого учреждения культуры - клуба, музея, парка, библиотеки.

Конечным результатом этих технологий является создание «паблисити» (общественной популярности и имиджа) для каждого социально-культурного учреждения или предприятия, для продвижения на рынке производимых ими культурных продуктов и услуг.

В рамках отдельной фирмы, студии, досугового центра «пиаровские» технологии с помощью различных средств коммуникации доводят до сведения общественности и всего населения все свои планы и намерения, участвуют в исследовании и анализе проблем социально-культурной сферы, в организации маркетинговой службы своего учреждения или предприятия. Немаловажной задачей менеджеров-технологов всегда остается поддержание и развитие общественных связей с государственными органами местного (локального, регионального) уровня, с коллегами и партнерами по социально-культурной сфере, с пользователями социально-культурных проектов и программ, спонсорами и инвесторами, а также конкурентами по социально-культурному бизнесу.

13. Информационно-просветительные и рекламные технологии