5. Субъекты финансового права
Субъекты финансового права нужно отличать от субъектов финансового правоотношения, являющихся реальными участниками конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм независимо от участия в конкретных правоотношениях.
Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы:
а) общественно-территориальные образования (Один из видов субъектов права. К общественно-территориальным образованиям относятся государства, автономные и административно-территориальные образования, а именно:
Российская Федерация;
субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;
города, районы, поселки и сельские населенные пункты);
б) коллективные субъекты финансового права (Государственные и негосударственные организации, к числу которых относятся:
1) органы государственной власти и управления;
2) предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации. В числе органов исполнительной власти - как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции - министерства, комитеты, департаменты и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения. Юридические права и обязанности государственных органов как субъектов финансового права составляют их компетенцию по осуществлению определенных видов финансовой деятельности государства. Компетенция государственного органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.
Широкий круг субъектов финансового права составляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. Они вступают в финансовые отношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательство предусматривает возможность получить статус субъекта финансовых правоотношений также и для филиалов, других обособленных подразделений предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость).
Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия (форма государственных предприятий). Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличаются спецификой, обусловленной наличием у государственных органов полномочий по управлению их финансовой деятельностью.
В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.
в) индивидуальные субъекты финансового права. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.).
Граждане могут вступать в финансовые правоотношения и по другим поводам - в связи с участием в самообложении, в государственных денежно-вещевых лотереях; они являются субъектами финансового права в области государственного и банковского кредита, государственного страхования.
Законодательство определяет, в каких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства. Среди граждан - субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Понятие, предмет и метод отрасли и система фп.
- 2. Источники финансового права
- 3. Финансовая деятельность государства: общая характеристика
- 4. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
- 5. Субъекты финансового права
- 6 Вопрос Государственный и муниципальный финансовый контроль (финансовый контроль: понятие, виды, органы, осуществляющие финансовый контроль, методы)
- 7. Основные федеральные органы, осуществляющие финансовый контроль, их ключевые контрольные полномочия
- 8 Вопрос
- 9. Основы правового регулирования аудиторской деятельности
- 10. Особенности аудита как вида финансового контроля Аудиторский финансовый контроль
- 11. Финансово-правовое регулирование страхования: общая характеристика Общие положения о страховании
- 12. Банковская система рф: понятие, содержание, характеристика
- 13. Правовое положение кредитной организации
- 14. Банковские операции: понятие, виды, общая характеристика
- 15. Денежное обращение: понятие, содержание
- Сфера денежного обращения включает:
- Исходя из связи с производством ввп выделяют два основных вида денежного обращения:
- Правовое регулирование денежного обращения
- 16 . Расчетные правоотношения: понятие, содержание, порядок расчетов
- 17 Вопрос. Формы безналичных расчетов: общая характеристика Безналичное обращение
- Безналичные расчеты
- Расчетные документы
- Формы безналичных расчетов
- Ответственность банков и их клиентов за нарушение расчетной дисциплины
- 18. Валютные правоотношения: понятие и участники
- Объекты валютных правоотношений
- Субъекты валютных правоотношений
- 1) Резиденты:
- 2) Нерезиденты:
- 19. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в рф
- 20. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
- 21. Понятие система и предмет Налогового права
- 22. Принципы налогового права
- 2) Принцип равенства и всеобщности налогообложения
- 3) Принцип экономической обоснованности налогообложения
- 4) Принцип единства налоговой системы и принцип налогового федерализма
- 23. Понятие и виды источников нп.
- 24. Порядок признания нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими Налоговому кодексу рф.
- 25. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 26. Понятийный аппарат нп
- 27. Понятие налогов и сборов .Признаки и функции налогов и сборов.
- 28. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов
- 29. Специальные налоговые режимы: понятие, виды, правовое значение
- 30. Основные классификации налогов: прямые и косвенные налоги, целевы и абстрактные налоги, личные и реальные.
- 31. Общие условия установления налогов и сборов в рф
- 32. Элементы налогообложения
- 33. Понятие и виды субъектов налогового права, правовое значение, основная характеристика каждого элемента.
- 2) Органы внебюджетных фондов:
- 3) Таможенные органы (Таможенный комитет рф)