3) Таможенные органы (Таможенный комитет рф)
Обладает всей полнотой полномочий налоговых органов в отношении только тех налогов и сборов, которые взимаются при пересечении границ РФ (налоговые пошлины,
частично – НДС и акцизы).
В налоговых отношениях участвуют и иные органы исполнительной власти. В частности сборщики налогов. Под сборщиками налогов понимаются гос. органы и органы местного самоупр-я, осуществляющие приём денежных средств в качестве уплаты налогов и сборов (это узкая трактовка). Согласно широкой трактовке (вытекающей из ст.9 НК): под сборщиками налогов понимаются гос. органы и органы местного самоупр-я, осуществляющие приём денежных средств в качестве уплаты налогов и сборов, а также те, которые осуществляют контроль.
Сборщиками налогов являются гос-венные или иные уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие приём средств у налогоплательщиков и перечисляющие их в бюджет. Правовой статус сборщиков налогов определяется соответствующими ФЗ-ми (ст.25 НК). Ранее этот термин использовался в обиходе для обозначения налоговых агентов, настоящий НК вкладывает совершенно иное содержание в это понятие.
Высшие органы гос. власти также участвуют в налоговых отношениях. Согласно ст.59 НК Правительство обладает полномочиями в части списания безнадёжных долгов по налогам и сборам, а в ряде случаев – также и нормотворческими полномочиями.
Определёнными правами наделены региональные и местные финансовые органы (полномочия в части принятия решения об изменении сроков уплаты).
В прежней редакции НК субъектом называлась также налоговая полиция, в настоящее время она упразднена и её полномочия переданы органам внутренних дел (полномочия – проверка действий налогоплательщиков с целью выявления в них признаков уголовно-правовых деяний. Органы внутренних дел руководствуются законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и УИК). Органы внутренних дел не являются субъектом.
Некоторые субъекты в ст.9 НК не называются участниками налоговых отношений, но фактически признаются таковыми в тексте НК – это представительные органы власти.
НК до конца не регулирует принятие налоговых законов – только в части определения элементов налогообложения, которые определены в ст.17 НК.
Отдельная категория субъектов НП – публичные территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)
Их участие в налоговых отношениях заключаются в том, что они выступают как получатель налогов и сборов.
Налог зачисляется на бюджетные счета, которые ведутся федеральным казначейством.
Субъектом налогового права является лицо, наделенное правосубъектностью, т.е. признаваемой налоговым законодательством способностью быть участником конкретных налоговых правоотношений. Понятие "налоговая правосубъектность" включает в себя понятия "налоговая правоспособность" и "налоговая дееспособность". Налоговая правоспособность - это способность иметь налоговые права и обязанности, предусмотренные в законе. Налоговая дееспособность - способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать налоговые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию.
Налоговая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов налоговых отношений в сферу правового регулирования законодательства о налогах и сборах.
Субъектом налогового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.
Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъект налогового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие "субъект налогового права" по своему объему шире, чем понятие "субъект (участник) налогового правоотношения". Статус субъекта (участника) налогового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.
Переход (трансформация) субъекта права в субъект правоотношения связан с процессом превращения возможности в действительность, показывает диалектическую природу названных понятий и отражает материальные и процессуальные аспекты установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Субъект налогового права становится участником налогового правоотношения посредством воплощения предписаний налогово-правовых норм в жизнь, т.е. путем правореализации.Правореализация - это практическое претворение налогово-правовых норм в правомерных действиях (бездействиях) участников налоговых правоотношений. Участники конкретных налоговых правоотношений действуют в строгом соответствии с законодательством о налогах и сборах, выполняют его требования и в конечном итоге создают рамки (границы) поведения, которые, по мнению государства, наилучшим образом будут отвечать целям и задачам налогообложения.
Реализация норм налогового права в правомерном поведении участников налоговых правоотношений осуществляется в четырех формах: соблюдении, использовании, исполнении и правоприменении.
Соблюдение - это такая форма реализации налогово-правовых норм, при которой субъекты налогового права воздерживаются от запрещенных налоговым правом действий, например, не препятствуют сотрудникам налоговых органов при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей.
Использование - осуществление субъектами налогового права предоставленных им субъективных нрав в виде дозволений или правомочий. Дозволения субъект реализует по своему желанию и собственными действиями. Так, органы местного самоуправления наделены правом вводить местные налоги и сборы.
Исполнение - совершение действий в пользу управомоченного лица. Специфика данной формы реализации налогового права состоит в том, что субъект совершает действия, прямо предусмотренные нормой законодательства о налогах и сборах либо вытекающие из публичного договора, заключенного этим участником с другим субъектом. Например, уплата законно установленных налогов и сборов представляет собой исполнение обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции.
Правоприменение осуществляется компетентными органами государства или местного самоуправления и выражается в виде специального решения, устанавливающего на основе налогово-правовых норм права и обязанности участников конкретных правоотношений. Необходимость такой формы реализации налогового права обусловлена тем, что государство и органы местного самоуправления не остаются безучастными к процессам установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а играют ведущую роль в определении круга и статуса субъектов налогового права.
- 1. Понятие, предмет и метод отрасли и система фп.
- 2. Источники финансового права
- 3. Финансовая деятельность государства: общая характеристика
- 4. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
- 5. Субъекты финансового права
- 6 Вопрос Государственный и муниципальный финансовый контроль (финансовый контроль: понятие, виды, органы, осуществляющие финансовый контроль, методы)
- 7. Основные федеральные органы, осуществляющие финансовый контроль, их ключевые контрольные полномочия
- 8 Вопрос
- 9. Основы правового регулирования аудиторской деятельности
- 10. Особенности аудита как вида финансового контроля Аудиторский финансовый контроль
- 11. Финансово-правовое регулирование страхования: общая характеристика Общие положения о страховании
- 12. Банковская система рф: понятие, содержание, характеристика
- 13. Правовое положение кредитной организации
- 14. Банковские операции: понятие, виды, общая характеристика
- 15. Денежное обращение: понятие, содержание
- Сфера денежного обращения включает:
- Исходя из связи с производством ввп выделяют два основных вида денежного обращения:
- Правовое регулирование денежного обращения
- 16 . Расчетные правоотношения: понятие, содержание, порядок расчетов
- 17 Вопрос. Формы безналичных расчетов: общая характеристика Безналичное обращение
- Безналичные расчеты
- Расчетные документы
- Формы безналичных расчетов
- Ответственность банков и их клиентов за нарушение расчетной дисциплины
- 18. Валютные правоотношения: понятие и участники
- Объекты валютных правоотношений
- Субъекты валютных правоотношений
- 1) Резиденты:
- 2) Нерезиденты:
- 19. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в рф
- 20. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
- 21. Понятие система и предмет Налогового права
- 22. Принципы налогового права
- 2) Принцип равенства и всеобщности налогообложения
- 3) Принцип экономической обоснованности налогообложения
- 4) Принцип единства налоговой системы и принцип налогового федерализма
- 23. Понятие и виды источников нп.
- 24. Порядок признания нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими Налоговому кодексу рф.
- 25. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 26. Понятийный аппарат нп
- 27. Понятие налогов и сборов .Признаки и функции налогов и сборов.
- 28. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов
- 29. Специальные налоговые режимы: понятие, виды, правовое значение
- 30. Основные классификации налогов: прямые и косвенные налоги, целевы и абстрактные налоги, личные и реальные.
- 31. Общие условия установления налогов и сборов в рф
- 32. Элементы налогообложения
- 33. Понятие и виды субъектов налогового права, правовое значение, основная характеристика каждого элемента.
- 2) Органы внебюджетных фондов:
- 3) Таможенные органы (Таможенный комитет рф)