5)Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности
1. Законность - один из основных устоев российского общества и государства. Суть ее состоит в требовании неуклонной реализации законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений, выражающемся в соответствии их деятельности (поведения) нормам права. Требования законности распространяются на все органы государственной власти и органы местного самоуправления, на их высших должностных лиц и рядовых служащих, на общественные объединения - партийные, профсоюзные, женские, молодежные и иные организации, на хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, унитарные предприятия, на всех граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, на всю предпринимательскую деятельность.
Значение законности состоит в том, что она служит переходным "мостиком" между сконструированной на бумаге нормативно-правовой моделью общественных отношений, в том числе предпринимательских, и фактической жизнедеятельностью общества. Вызывает возражение позиция авторов, смешивающих законность с самим правом и, исходя из такого двуединого содержания понятия законности, равновесными частями последней считают законодательство и практику его исполнения. Законности при всей тесной связанности с правом присущи специфические черты, выделяющие ее в ряду правовых явлений как вполне самостоятельный феномен. Это выражается, прежде всего, в том, что именно через законность государственно-обязательные решения, зафиксированные в различных нормативных актах - законах, указах, постановлениях и др., воплощаются в реальную действительность.
Механизм законности, составляющий ее содержание, включает некоторые конкретные требования, обращенные к участникам общественных отношений. Эти требования, независимо от формы их законодательного закрепления, не просто служат правилами, направленными на упорядочение общественных отношений. В правовой сфере они выступают регуляторами самого высокого ранга, распространяются на все формы права - законы, указы, постановления и др. Содержащиеся в них правила указывают, в отличие от других нормативно-правовых регуляторов, не на то, что нужно соблюдать, исполнять и т.д., а на то, как это делать, каким образом добиваться максимально полного воплощения правовых предписаний в жизнь.
Правопорядок есть система упорядоченных правом фактически сложившихся общественных отношений. Но он представляет собой не простую совокупность множества индивидуальных актов соблюдения закона, а складывается как общий итог, конечный результат всей деятельности общества по соблюдению юридических норм, представляет собой правовое лицо общества.
На современном этапе реформирования России неизмеримо возрастает значение конечного результата любой социально значимой деятельности. Идет ли речь об экономическом развитии и предпринимательской деятельности или об ином направлении социального прогресса, должны быть научные категории, понятия, которые концентрированно, всесторонне и полно отражали бы сформировавшуюся здесь на каждый данный момент объективную реальность бытия. Таким понятием в правовом регулировании выступает правопорядок. Будучи именно следствием правовой активности предпринимателей и всех других участников социального общения, он, по сравнению с другими правовыми явлениями, отличается большей стабильностью, устойчивостью, относительной неизменностью. В Послании Президента РФ "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", с которым он в 1997 г. обратился к Федеральному Собранию РФ, правовой порядок назван "зоной особого внимания", приоритетом номер один. Правопорядок как научное понятие тем и ценен, что концентрированно отражает устойчивый конечный результат правовой деятельности всех участников социального общения; позволяет, пользуясь методом сравнительного исследования, выявлять происходящие в обществе за определенные промежутки времени позитивные или негативные сдвиги (наращивание или, напротив, снижение числа соответствующих законодательству завершенных поведенческих актов); делает возможным, соотнося правопорядок с массивом правонарушений, обнаруживать общие тенденции в развитии правового регулирования.
Что касается законности, то она логически и исторически предшествует правопорядку, служит основой, на которой он формируется, развивается и укрепляется. В масштабах страны ежедневно совершается в урегулированной правом сфере общественных отношений бесчисленное множество самых разнообразных поведенческих актов. По различным причинам далеко не все из них согласуются с теми моделями, которые закреплены или допускаются правом. Вместе с тем требования законности и система их экономических, политических, социальных и юридических гарантий призваны служить тому, чтобы каждый поведенческий акт соответствовал праву. Опираясь на эти требования и гарантии, можно и необходимо предупреждать и пресекать любые правонарушения, в том числе и в сфере экономики, в рамках законности еще до того, как они станут прочным противовесом правопорядку, войдя составной частью в общий массив правонарушений, который, также обладая относительной устойчивостью, выступает антиподом правопорядка. Обязательной предпосылкой достижения такого положения является устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. В конце 1997 г. принято решение о создании Межведомственной комиссии по социальной профилактике правонарушений Правительства РФ*. Механизм законности позволяет еще в ходе реализации права на предшествующей правопорядку стадии эффективно воздействовать на поведенческие акты в урегулированной правом жизнедеятельности общества, добиваться своевременного реагирования на совершаемые нарушения законности. Борьба с правонарушениями на основе законности - одно из важных направлений работы по упрочению правопорядка.
* Российская газета. 1998. 29 янв.
Правопорядок как системное образование имеет сложную структуру. В зависимости от задач, которые решаются в обществе и государстве, можно использовать различные критерии определения, вычленения его структурных элементов. Для налаживания эффективной работы по укреплению законности, а значит, и самого правопорядка, борьбе с преступностью и иными правонарушениями представляется важным использовать, по крайней мере, следующие три "среза" правопорядка.
Первый - территориальный, характеризующий состояние правопорядка в Российской Федерации в целом, в ее субъектах и отдельных административно-территориальных единицах: районах, городах, поселках и др. Каждая из территорий имеет особенности в социально-экономическом устройстве, развитии предпринимательства, реализации норм права, структуре правонарушений, кадровом составе государственных, общественных и хозяйственных организаций, которые надо знать и учитывать в работе по упрочению правопорядка.
Второй - отраслевой, когда элементы правопорядка подразделяются соответственно отраслям правового регулирования общественных отношений определенного вида, например гражданско-правовых, административных, трудовых, финансовых. Подобные отношения, отличающиеся большей или меньшей степенью близости, составляют предмет правового регулирования, служащий основным критерием подразделения системы права на отрасли, подотрасли и институты. Каждый такой предмет, представленный в виде реализованного конечного результата правового регулирования, входит в структуру правопорядка. Его место здесь детерминируется местом в системе права. Тем самым правопорядок в каждый момент есть воплощенная в жизнь, в фактические общественные отношения система права. Структура правопорядка, обращенная к отраслям права, помогает выявить меру воплощения права в реальные общественные отношения, обнаружить пробелы и иные недостатки в правовом регулировании определенных общественных отношений, готовить отвечающие запросам практики новые нормативные правовые акты, изменения и дополнения в действующие.
Третий - по сферам общества. Здесь структура правопорядка дифференцируется применительно к наиболее крупным группам урегулированных и охраняемых правом общественных отношений в каждой из основных сфер общества - экономической, социальной, политической, духовной. Каждая данная группа, будучи относительно обособленной, олицетворяет собой экономический правопорядок, социальный правопорядок и т. д. как части единого правового порядка - общего конечного результата правовой деятельности всех участников социального общения. Здесь в отличие от отраслевой структуры хорошо видно состояние правопорядка в той или иной сфере общества независимо от отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, в том числе уровень правонарушений и иные негативные правовые явления. Вдумчивый анализ изменений этой структуры правопорядка необходим для эффективного избирательного управляющего воздействия на каждую из сфер общества, защиты социально-экономических и политических прав и свобод граждан, организации борьбы с преступностью и иными правонарушениями на базе использования всех отраслей права.
При необходимости можно в пределах той или иной сферы осуществить более дробное членение структуры правопорядка. Например, решающую роль в исторических судьбах современной России призвана играть экономика и, в первую очередь, ее фундамент - производство. Без эффективно действующего отечественного производства (промышленного, сельскохозяйственного, строительного и т. д.) не могут быть обеспечены устойчивое функционирование самой экономики как целого, в частности надежное удовлетворение спроса на товары, работы и услуги; политическая и социальная стабильность; наполнение необходимыми денежными средствами бюджетов всех уровней, своевременные выплаты гражданам пенсий и заработной платы; иные социальные и культурные потребности людей.
Поэтому в целях поиска путей улучшения экономической деятельности наряду с правопорядком, складывающимся в экономике и отражающим ее правовое состояние в целом (общее), бывает необходимым выделять правопорядки как результат правового регулирования предпринимательской (особенное) и коммерческой (отдельное) деятельности, конкретных организационно-правовых форм предпринимательства - обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий и других, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью (единичное).
- Понятие хозяйственного права, как системы права
- 2)Предмет и метод хозяйственного права
- 3)Принципы правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности
- 4.Источники права
- 5)Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности
- 6.Понятие предпринимательской деятельности
- 7.Понятие и общая классификация субъектов хозяйственного права
- 2.1. Критерии классификации
- 8) Коммерческие и некоммерческие организации
- 9)Особенности правового положения хозяйственных товариществ, полных и на вере
- 10)Особенности правового положения ооо и одо и 11)оао и зао
- 1.2 Виды хозяйственных обществ
- 2.2 Ликвидация хозяйственного общества
- 12)Особенности правового положения потребительских и производственных кооперативов
- 1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков.
- 1.3. Банковские операции и сделки.
- 1.4. Ресурсы коммерческого банка.
- 1.5. Организационная структура коммерческого банка.
- 1.6. Ликвидация коммерческих банков.
- 1.7. Ответственность коммерческих банков.
- 15)Особенности правового положения торговой и фондовой биржи
- 19) Понятие и виды предпринимательских объединений. Холдинги.Экономические формы групп компаний : картель, концерн, трест, пул, синдикат, консорциум, конгломерат
- 20) Правовая культура и правосознание предпринимателя
- 21) Налоговое регулирование предпринимательства.
- 24) Понятие юридического лица
- 25)Обособленные подразделения юридического лица
- 26) Реорганизация юридических лиц
- 27) Ликвидация юридического лица - это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 гк рф)
- 28) Исключение юридических лиц из егрюл
- 29) Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя.
- 30) Правовое обеспечение лицензирования отдельных видов деятельности
- 31) Имущество предприятия: понятие и виды
- 32)Правовой режим основных и оборотных средств
- 33) Правовой режим нематериальных активов
- 34)Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации
- 35) Правовой режим денег
- 36) Правовой режим ценных бумаг
- 37) Правовой режим коммерческой тайны
- 38) Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- 39) Право собственности и другие вещные права.
- 3. Право оперативного управления
- 4. Право оперативного управления казенного предприятия
- 5. Право оперативного управления финансируемого собственником учреждения
- 6. Право учреждения на самостоятельное распоряжение полученными доходами
- 41) Приобретение и прекращение права собственности
- 42) Формы защиты прав и интересов предпринимателей
- 43) Иск о признании права собственности
- 44)Негаторный иск
- 45) Виндикационный иск
- 46) Сервитуты
- 47) Основные понятия интеллектуальной собственности
- 48) Обязательства в предпринимательской деятельности и принципы их исполнения
- 49) Понятие договора в предпринимательской деятельности
- 50) Тоже что и 49
- 51) Общий порядок заключения хозяйственных договоров
- 53) Заключение договора на торгах
- 55) Тоже что и 54
- 56) Изменение и прекращение договорных обязательств
- 58) Гос рег предприн деят
- 59) Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- 60) Понятие естественной монополии
- 62) Правовые основы инвестиционной деятельности
- 64) Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности нету , и надеюсь не попАдЕтся
- 65) Правовое регулирование рекламной деятельности
- 67) Понятие третейского суда
- II. Правовое положение третейского суда по законодательству Российской Федерации.
- III. Организация деятельности постоянно действующих третейских судов на примерах Международного коммерческого арбитражного суда (мкас)
- 68) §1. Понятие и сущность мер по предупреждению банкротства организаций
- §2. Досудебная санация
- §3. Причины и процедура санации предприятия
- §4. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации
- 69) Признаками банкротства являются:
- 70) Наблюдение (процедура банкротства)
- 74) Мировое соглашение при банкротстве. Порядок и условия заключения.
- 75) Упрощенная процедура банкротства
- 1.1 Понятие и виды цен
- 1.2 Государственное регулирование цен
- 1.3 Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- 1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение
- 1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию
- 79) Приватизация государственного и муниципального имущества
- 80) Что такое банковская гарантия
- 81) Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
- 8.2. Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
- 8.3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
- 8.4. Налогообложение юридических лиц
- 8.5. Основные виды налогов
- 8.6. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 83) Формы собственности' и право собственности
- 84) Понятие и виды хозяйственных договоров
- 2.1. Признаки ценных бумаг
- 2.2. Двойственность как особенность ценных бумаг
- 2.3. Классификация ценных бумаг
- Глава 3. Виды ценных бумаг
- 3.1. Акция
- 3.2. Облигация
- 3.3. Казначейские обязательства
- 3.4. Вексель
- 3.6. Сертификаты
- 3.6.1. Сберегательный и депозитный сертификаты
- 86) Организационно-правовые формы предпринимательских организаци
- 87) Система ценообразования
- 1.2 Цены, регулируемые государством
- 2. Правовое регулирование ценообразования
- 2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
- 2.2 Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины
- 88) Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- 1.3 Виды аудиторских заключений
- 90) Правовые основы аудиторской деятельности
- 1.3 Виды аудиторских заключений