§2. Досудебная санация
Закон предъявляет особые требования к осуществлению досудебной санации. Установлено, что размер финансовой помощи, оказываемой в порядке досудебной санации, должен быть достаточен для удовлетворения всех требований по обязательствам и обязательным платежам. Очевидно, речь идет о требованиях, срок исполнения которых наступил. Однако необходимо учитывать интересы и кредиторов, срок исполнения требований которых не наступил, а также интересы должника. Размер финансовой помощи при досудебной санации должен быть достаточен не только для удовлетворения всех требований, но и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционирования в нормальном режиме, что повлечет своевременное удовлетворение требований кредиторов по мере наступления сроков их исполнения.
Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно. Однако до осуществления санации возможны договоренности с отдельными кредиторами о различных рассрочках, отсрочках, скидках долгов и т. п.
В досудебной санации могут участвовать несколько субъектов, в этом случае договор должен предусматривать распределение обязанностей между ними и порядок получения встречного предоставления, если оно предусмотрено.
Досудебная санация может осуществляться из средств бюджета и государственных внебюджетных фондов, но только в том случае, если соответствующие положения содержатся в законе о бюджете. На наш взгляд, положения о возможности оказания финансовой помощи должникам из бюджета должны быть исключены из Закона о банкротстве, поскольку их наличие противоречит принципам рыночной экономики.
Проведение досудебной санации возможно ровно до тех пор, пока кредитор, либо группа кредиторов, либо другие субъекты не обратятся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (сделать это может и сам должник, подав заявление о своем банкротстве либо в предвидении банкротства). При наличии определенных признаков, суд обязан будет принять заявление, даже если должник представит доказательства осуществления досудебной санации (например, соответствующий договор, подписанный с санатором накануне). В случае принятия судом заявления о банкротстве дальнейшие мероприятия будут судебными, т.е. проводиться в соответствии с Законом о банкротстве под контролем суда. Заключенный, но не исполненный договор о досудебной санации в этом случае, на наш взгляд, прекращается по причине невозможности исполнения. Следует отметить, что и в дальнейшем допускается погашение требований кредиторов должника, но уже с соблюдением других правил. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. - 2004 г., стр.39.
Осуществление досудебных процедур имеет как преимущества (конфиденциальность действий), так и недостатки (ограниченный круг возможностей и опасность упустить время, когда судебные процедуры дали бы результаты).
Конечно, в большинстве ситуаций финансовая помощь не будет безвозмездной; ее оказание сопровождается принятием должником на себя определенных обязательств в отношении санатора. Но даже если договор о проведении досудебной санации, заключаемый санатором и должником, не содержит никакого встречного предоставления (т.е. является безвозмездным), санатор имеет какую-либо заинтересованность в судьбе должника. Например, при оказании финансовой помощи в порядке досудебной санации акционерным обществом «С» производственному кооперативу «В» выяснилось, что АО «С» получало от кооператива, оказавшегося в предбанкротном состоянии, детали для производимых обществом агрегатов. При этом прекращение деятельности кооператива повлекло бы для АО необходимость поиска другого контрагента, выпускающего аналогичные детали, что в данном регионе являлось затруднительным. По указанным причинам АО «С» оказало финансовую помощь кооперативу, при этом в договор не были включены условия о встречном предоставлении.
Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повысили платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что позволило либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.
В п. 1 статьи 30 речь идет об обязанности руководителя должника на том этапе стадии досудебных процедур, когда возникли признаки банкротства должника, установленные п. 2 ст. 3 Закона. Эта обязанность состоит в информировании учредителей (участников) должника о возникновении указанных признаков. Отметим, что трудно исполнить эту обязанность, когда участников тысячи.
К сожалению, положение об обязанности руководителя информировать участников о возникновении признаков банкротства не подкреплено какими- либо мерами ответственности.
Статья 31 определяет одну из мер, направленных на предупреждение банкротства. Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи, размер которой достаточен для исполнения всех его обязательств и обязанностей. По сути своей досудебная санация - это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором). Причем это договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГК, ни даже самим Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин «договор» применительно к досудебной санации не употребляет.
Досудебная санация может осуществляться любыми лицами, включая учредителей (участников) должника, которые, как правило, более всего заинтересованы в предупреждении банкротства должника. Средства, предоставленные участниками, впоследствии могут быть возвращены должником, если это предусмотрено соответствующим договором. В этом случае речь будет идти о действиях участников, порождающих обычные гражданско-правовые (а не корпоративные) обязательства.
Средства должны быть предоставлены именно должнику. Оплата третьим лицом всех обязательств должника непосредственно кредиторам без соглашения об этом с должником досудебной санацией названа быть не может, так как в результате все права требования перейдут к субъекту, исполнившему обязательства. Если же впоследствии данный субъект осуществит прощение долга, это будет являться не досудебной санацией, а обычной досудебной мерой по предупреждению банкротства.
Пункт 2 рассматриваемой статьи уточняет, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником либо третьими лицами обязательств в пользу субъектов, предоставивших финансовую помощь. Соответственно может и не быть принятия обязательств, т.е. средства могут быть предоставлены безвозмездно. Однако это, возможно, повлечет проблемы, связанные с квалификацией отношений между должниками (третьими лицами) и санатором. Эти отношения похожи на дарение, а дарение между коммерческими организациями запрещено ГК, из чего следует вывод о невозможности оказания безвозмездной финансовой помощи одной коммерческой организацией - другой коммерческой организации - должнику. Данный вывод, конечно, небесспорен, так как отношения досудебной санации и дарения необходимо дифференцировать.
В отношении досудебной санации все несколько сложнее, так как данная сделка (договор досудебной санации) является непоименованной сделкой, т.е. не имеет (как прощение долга) регламентации в ГК. Тем не менее мы можем провести следующее рассуждение. Перед нами различные сделки, имеющие самостоятельные цели (цель дарения - безвозмездно предоставить имущество; цель досудебной санации - восстановление платежеспособности должника путем предупреждения подачи заявления о его несостоятельности); прямое указание о возможности применения норм о дарении к договору досудебной санации отсутствует, следовательно, у нас нет оснований считать, что одна коммерческая организация предоставить другой коммерческой организации - должнику финансовую помощь не может. Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" М.В. Телюкина.
Следует отметить, что статья 31 не содержит положений о возможности осуществления досудебной санации из бюджета (подобные нормы содержались в Законе 1998 г.). Вообще оказание государством финансовой помощи определенным субъектам противоречит принципам рыночной экономики, особенно если учесть, что в соответствии с Законом 1998 г. в данных отношениях публично-правовые образования участвовали как субъекты, наделенные властными полномочиями. В настоящее время такая модель оказания финансовой помощи представляется недопустимой. Однако вполне возможно заключение договора досудебной санации публично-правовым образованием как участником гражданских правоотношений.
Заметим, что факт предоставления финансовой помощи (как и факт заключения договора досудебной санации) не способен предотвратить возбуждение конкурсного процесса при наличии соответствующих признаков - для этого необходимо осуществление исполнения требований.
- Понятие хозяйственного права, как системы права
- 2)Предмет и метод хозяйственного права
- 3)Принципы правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности
- 4.Источники права
- 5)Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности
- 6.Понятие предпринимательской деятельности
- 7.Понятие и общая классификация субъектов хозяйственного права
- 2.1. Критерии классификации
- 8) Коммерческие и некоммерческие организации
- 9)Особенности правового положения хозяйственных товариществ, полных и на вере
- 10)Особенности правового положения ооо и одо и 11)оао и зао
- 1.2 Виды хозяйственных обществ
- 2.2 Ликвидация хозяйственного общества
- 12)Особенности правового положения потребительских и производственных кооперативов
- 1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков.
- 1.3. Банковские операции и сделки.
- 1.4. Ресурсы коммерческого банка.
- 1.5. Организационная структура коммерческого банка.
- 1.6. Ликвидация коммерческих банков.
- 1.7. Ответственность коммерческих банков.
- 15)Особенности правового положения торговой и фондовой биржи
- 19) Понятие и виды предпринимательских объединений. Холдинги.Экономические формы групп компаний : картель, концерн, трест, пул, синдикат, консорциум, конгломерат
- 20) Правовая культура и правосознание предпринимателя
- 21) Налоговое регулирование предпринимательства.
- 24) Понятие юридического лица
- 25)Обособленные подразделения юридического лица
- 26) Реорганизация юридических лиц
- 27) Ликвидация юридического лица - это его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 гк рф)
- 28) Исключение юридических лиц из егрюл
- 29) Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя.
- 30) Правовое обеспечение лицензирования отдельных видов деятельности
- 31) Имущество предприятия: понятие и виды
- 32)Правовой режим основных и оборотных средств
- 33) Правовой режим нематериальных активов
- 34)Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации
- 35) Правовой режим денег
- 36) Правовой режим ценных бумаг
- 37) Правовой режим коммерческой тайны
- 38) Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- 39) Право собственности и другие вещные права.
- 3. Право оперативного управления
- 4. Право оперативного управления казенного предприятия
- 5. Право оперативного управления финансируемого собственником учреждения
- 6. Право учреждения на самостоятельное распоряжение полученными доходами
- 41) Приобретение и прекращение права собственности
- 42) Формы защиты прав и интересов предпринимателей
- 43) Иск о признании права собственности
- 44)Негаторный иск
- 45) Виндикационный иск
- 46) Сервитуты
- 47) Основные понятия интеллектуальной собственности
- 48) Обязательства в предпринимательской деятельности и принципы их исполнения
- 49) Понятие договора в предпринимательской деятельности
- 50) Тоже что и 49
- 51) Общий порядок заключения хозяйственных договоров
- 53) Заключение договора на торгах
- 55) Тоже что и 54
- 56) Изменение и прекращение договорных обязательств
- 58) Гос рег предприн деят
- 59) Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- 60) Понятие естественной монополии
- 62) Правовые основы инвестиционной деятельности
- 64) Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности нету , и надеюсь не попАдЕтся
- 65) Правовое регулирование рекламной деятельности
- 67) Понятие третейского суда
- II. Правовое положение третейского суда по законодательству Российской Федерации.
- III. Организация деятельности постоянно действующих третейских судов на примерах Международного коммерческого арбитражного суда (мкас)
- 68) §1. Понятие и сущность мер по предупреждению банкротства организаций
- §2. Досудебная санация
- §3. Причины и процедура санации предприятия
- §4. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации
- 69) Признаками банкротства являются:
- 70) Наблюдение (процедура банкротства)
- 74) Мировое соглашение при банкротстве. Порядок и условия заключения.
- 75) Упрощенная процедура банкротства
- 1.1 Понятие и виды цен
- 1.2 Государственное регулирование цен
- 1.3 Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- 1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение
- 1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию
- 79) Приватизация государственного и муниципального имущества
- 80) Что такое банковская гарантия
- 81) Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
- 8.2. Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
- 8.3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
- 8.4. Налогообложение юридических лиц
- 8.5. Основные виды налогов
- 8.6. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 83) Формы собственности' и право собственности
- 84) Понятие и виды хозяйственных договоров
- 2.1. Признаки ценных бумаг
- 2.2. Двойственность как особенность ценных бумаг
- 2.3. Классификация ценных бумаг
- Глава 3. Виды ценных бумаг
- 3.1. Акция
- 3.2. Облигация
- 3.3. Казначейские обязательства
- 3.4. Вексель
- 3.6. Сертификаты
- 3.6.1. Сберегательный и депозитный сертификаты
- 86) Организационно-правовые формы предпринимательских организаци
- 87) Система ценообразования
- 1.2 Цены, регулируемые государством
- 2. Правовое регулирование ценообразования
- 2.1 Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
- 2.2 Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины
- 88) Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
- 1.3 Виды аудиторских заключений
- 90) Правовые основы аудиторской деятельности
- 1.3 Виды аудиторских заключений