Понятие и структура информационного процесса (информационные процессы в правовой системе)
Информационные процессы - это процессы распространения информации в естественной, технической или социальной среде. Информационные процессы протекают на всех уровнях социальной иерархии:
=общества в целом;
=больших социальных групп и общностей;
=малых социальных групп;
=отдельной личности и ее индивидуального сознания.
Профессор Н.С. Полевой предлагает следующую модель информационного процесса?
В Законе об информатизации (старом 1995 г.) в информационные процессы включаются: процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю.
В Законе об информации… (новом 2008 г.) дано понятие информационная технология - совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации;
информационная услуга - деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации;
информационные отношения - отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, пользовании информацией, защите информации, а также при применении информационных технологий
В отличие от модели Н.С. Полевого, законодательство ограничивает
информационные процессы распространением только документированной информации, т.е. - зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (УЖЕ нет!!!)
Ближе всего к данной категории стоит понятие сигнала.
Несмотря на то, что само по себе понятие «информация» относится к числу абстрактных категорий (подобно понятиям «вещество», «энергия» и т. п.), проявляется информация всегда в материально-энергетической форме, в частности в виде сигналов. Сигнал может иметь самую различную физическую природу, и в информационном процессе он выполняет функцию переносчика информации от ее источника к приемнику и далее к адресату.
Появление информации носит объективный характер, поэтому законодателем урегулировано быть не может.
На стадии сбора информация отбирается по каким-либо критериям. Применительно к правовой информации они, как правило, закреплены в законодательстве. Например:
-предмет доказывания
-перечень правовых актов, которые должны представляться в НЦПИ
Обработка включает в себя такие действия с информацией как кодирование и декодирование, запоминание, удаление шумов, формализацию.
Результатом обработки информации является создание информационного ресурса - организованной совокупности документированной информации, включающей базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах.
Выделяются следующие виды информационных ресурсов (З-н об информатизации) информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах;
база данных - совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях;
банк данных - организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими;
база знаний - совокупность формализованных знаний об определенной предметной
области, представленных в виде фактов и правил??? и др.
Информационные ресурсы обеспечивают накопление, хранение и актуализацию необходимой пользователю информации.
Распространение информации бывает сопряжено с необходимостью преодоления информационных барьеров:
1. Технические барьеры
2. Барьер незнания (неосведомленности) - потребитель не знает, что необходимая ему информация реально существует.
3. Барьер связи - потребитель знает, что необходимая ему информация существует, но не имеет возможности получить ее.
4. Языковой барьер - информация доступна, но представлена на недоступном потребителю языке. В этом случае она игнорируется.
Распространение информации в правовой системе может быть связано с явлением избыточности информации. Избыточность информации это сложное понятие, которое не должно трактоваться как однозначно негативное либо однозначно позитивное. Границы избыточности информации в каждом конкретном случае носят субъективную окраску и связаны с информационным интересом.
Информационные процессы приобретают наибольшую эффективность, когда в них учитываются интересы, запросы, ожидания тех, кто воспринимает информацию. Если этого нет, то трудно рассчитывать на взаимодействие между источником информации и ее пользователем. Соответственно выделяются:
1. Позитивная избыточность - имеет своей целью оптимизировать весь процесс коммуникации. Данный вид избыточности используется как прием повышения эффективности восприятия НПА.
Например, норма базового закона переносится в нормативно-правовой акт, принятый в его развитие. Сведения о данной норме в подзаконном акте не являются новыми, но такой акт воспринимается лучше.
2. Негативная избыточность - нарушает нормальное течение информационного процесса, представляет своего рода "шум". Негативную избыточностью преодолевают посредством сжатия информации. Сжатие информации существует на нескольких уровнях:
А) на нижнем уровне используются коды, цифры, искусственные языки (например, дактоформула)
Б) на среднем уровне - сокращение информационных шумов за счет ликвидации ненужного бумаготворчества, избыточности в самых различных областях информационного бизнеса (сферы). (Пример с кладовщиками)
В) на высшем уровне - сокращение потоков информации путем создания ОГАС (общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации).
- Предмет правовой информатики
- Объекты и задачи правовой информатики
- Методы правовой информатики
- Системный подход к объектам правовой информатики
- Понятие и виды правовой информации
- Нормативная правовая информация
- Ненормативная правовая информация
- Понятие и структура информационного процесса (информационные процессы в правовой системе)
- Информационные системы в юридической деятельности
- Правовые ресурсы сети Интернет
- 4) Официальные сайты моУиСу
- 5) Иные актуальные правовые ресурсы
- 6) Электронные библиотеки
- 7) Библиографические ресурсы
- Концепция Электронного правительства
- (Основные направления пи в рб) Проблемы правовой информатизации в Республике Беларусь
- 14. Национальный правовой Интернет-портал (pravo.By)
- 15. Информационные поисковые системы по законодательству рб
- 16. Понятие и режим электронного документа.
- 17. Понятие и сущность эцп.
- 18. Дайджест сообщения. Электронная печать. Хэш-функция
- 19.Организационно обеспечение эцп
- 20. Правовое обесепечение эцп
- 21. Автоматизация подготовки юридических документов
- 22. Ис в нормотворчестве
- 23. Ис в правоприменительной д-ти
- 24. Ис в правоохранительной д-ти
- 25. Ис в судебно-экспертной д-ти
- 26. Ит в юр образовании
- 27. Информационная безопасность в Республике Беларусь
- 28. Обеспечение информационной безопасности
- 29. Программы с потенциально опасными последствиями
- 30. Информация как объект защиты.
- 31. Законодательный уровень защиты информации
- 32. Административный уровень защиты информации
- 33. Программно-технический уровень защиты информации
- 34. Правонарушения в информационной сфере
- 35. Правовые основы борьбы с компьютерными преступлениями
- 36. Предмет преступного посягательства по делам о комп прест-х
- Раздел 12 ук – Прест-я п/в информационной безопасности – 7 составов
- 37. Особенности образования следов при совершении компьютерных преступлений
- 38. Криминалистический анализ личности нарушителя, совершающего компьютерные преступления
- 39. Способы подготовки, совершения и сокрытия компьютерных преступлений
- 40. Омп по делам о компьютерных преступлениях
- 41. Осмотр средств вычислительной техники
- 42. Осмотр электронного носителя информации
- 43. Осмотр компьютерного документа
- 44. Обыск и выемка по делам о компьютерных преступлениях
- 45. Изъятие средств вычислительной техники, электронных носителей инфы и коп инфы
- 46. Судебная компьютерно-техническая экспертиза.
- 47. Виды сктэ:
- 48 Основными задачами сктэ являются:
- 49. О сктэ
- 50. Связь сктэ с другими родами и классами судебных экспертиз