logo
Pravovaya_informatika_konspekt

20. Правовое обесепечение эцп

Первый в мире закон в данной области был принят в марте 1995 года в штате Юта (США) - "Utah Digital Signature Act". В 1995 г. Комиссией ООН по международному торговому праву (UNCITRAL) был принят модельный закон "Об электронной коммерции". В настоящее время законодательные акты, регулирующие отношения в области использования электронных документов приняты во многих развитых странах.

Отдельные нормативные акты о придании юридической силы документам, подготовленным с использованием вычислительной техники, существовали еще в СССР:

Инструктивные указания Госарбитража СССР № И-1-4 «Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники» от 29 июня 1979 г.

«Временные общеотраслевые руководящие указания о придании юридической силы документам, создаваемым средствами вычислительной техники» (утверждены 20 апреля 1981 г. постановлением № 100 Государственного комитета по науке и технике СССР);

ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники» (введен постановлением Государственного комитета СССР по стандартам 9 октября 1984 г., действует с 01.07.87 г.)

В законодательстве РБ в Законе об информатизации от 06.09.1995 г. в ст. 11 впервые закрепляется, что "документ, содержащий информацию обработанную информационной системой, приобретает юридическую силу после его удостоверения должностным лицом в установленном порядке или электронной подписью. Юридическая сила электронной подписи признается при наличии в информационных системах и сетях программно-технических средств обеспечивающих идентификацию подписи и имеющих сертификат соответствия или удостоверение о признании сертификата, выданного в национальной системе сертификации РБ".

10 января 2000 года был принят Закон РБ "Об электронном документе", который установил правовые основы применения ЭД, определил основные требования, предъявляемые к ЭД, а также права, обязанность и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения ЭД. В числе многих, Законом регламентируются и отношения, связанный с созданием и использованием ЭЦП. В дальнейшем, в развитие положений Закона был принят ряд подзаконных нормативных актов, обеспечивающих его реализацию. В наибольшей степени нормативно урегулированы (и практически развиты) отношения, связанные с применением ЭЦП в банковской деятельности.

Прежде всего Закон (ст. 11) приравнивает электронный документ на машинном носителе к документу на бумажном носителе и наделяет их равной юридической силой. Так, если законодательством требуется письменная форма документа, то ЭД считается соответствующим этим требованиям. В уголовно, гражданском, хозяйственном процессе он выступает как письменное доказательство. Электронный документ может использоваться во всех сферах деятельности, где применяются программные и технические средства создания, обработки, хранения, передачи и приема информации.

Законодательно могут устанавливаться ограничения на применение электронных документов.

Оригинал ЭД существует только на машинном носителе, причем оргиналом признаются все идентичные экземпляры электронного документа. При необходимости, может быть изготовлена копия ЭД на бумажном носителе, которая является его внешним представлением, должна содержать указание на данное обстоятельство и заверяется нотариусом либо ИП или ЮЛ, имеющим лицензию на данный вид деятельности. Копия имеет равную с оригиналом юридическую силу.

Электронный документ, в отличие от обычного сообщения электронной почты, не уничтожается, а подлежит архивному хранению.

Отдельно в Законе урегулированы вопросы ЭЦП (ст.1, 12-15).

Владельцем личного ключа подписи моежт быть как физическое, так и юридическое лицо. Аналогичное положение содержится в законодательстве РФ и США. В ФРГ владельцем личного ключа могут только физические лица. Аналогично собственноручной подписи, физическое лицо может действовать от имени ЮЛ (о таком полномочии может быть указано в сертификате подписи), но подписывает документ своей подписью. Такой подход позволяет избежать проблем компрометации ЭЦП при увольнении сотрудников.

В РБ не предусматривается создание специальных центров удостоверения открытых ключей ЭЦП.