logo
Pravovaya_informatika_konspekt

Нормативная правовая информация

Нормативная правовая информация - сведения о нормах права, правовых институтах, правоположениях, санкциях, видах и формах юридической ответственности т. д. НПИ включает:

1. Международно-правовую информацию - сведения, которые содержатся в международных договорах, соглашениях, конвенциях. Согласно ст. 8 Конституции, РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

2. Нормативная правовая информация РБ - сведения, которые содержатся в нормативных правовых актах. Их перечень приводится в ст. 2 Закона РБ от 10 января 2000 г. "О нормативных правовых актах РБ".

В зависимости от источника опубликования, необходимо выделять:

1) информацию, полученную из официальных источников опубликования (определены "Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь", утв. Декретом Президента РБ от 10.12.1998 г.);

2) информацию, полученную из неофициальных источников опубликования.

В РФ официальными являются тексты актов Президента и Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система" (Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и иных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти"). В РБ данный источник нормативной правовой информации не является официальным.

Пример с библиографическим описанием электронных источников.

Промежуточное положение занимает информация о зарубежном праве. Необходимость включения в содержание правовой информации сведений о нормах и институтах права иностранных государств обусловлена глобализацией экономических отношений, увеличением числа гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом.

По вопросу взаимного представления правовой информации имется значительное число медународных соглашений:

Европейская конвенция об информации о зарубежном праве от 7.06.1968 (вступила в силу для Республики Беларусь 3 октября 1997 г.);

Соглашение об обмене правовой информацией, подписанное государствами-участниками-СНГ, от 21 октября 1994 г.;

Решение Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 г. о Концепции формирования информационного пространства СНГ;

Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел государств-участников СНГ в сфере обмена информацией; И др. (в том числе двухсторонние соглашения).

Однако, например, согласно ст.ст. 7 и 8 Европейской конвенции:

"Целью ответа должно являться предоставление информации объективным и непредвзятым образом о праве запрашиваемой страны тому юридическому органу, из которого исходил запрос. Ответ должен содержать, при необходимости, соответствующие правовые тексты и юридические решения. Он должен сопровождаться, в той степени, в какой это необходимо для правильного информирования запрашиваемого органа, любыми дополнительными документами, например, цитатами из основополагающих работ и подготовительных материалов. Он также может сопровождаться пояснительными комментариями."

"Информация, содержащаяся в ответе, не является обязательной для юридического органа, из которого исходил запрос."

Таким образом, информация о зарубежном праве может включать как нормативную (тексты НПА), так и ненормативную информацию (прецеденты, научно-правовые исследования).