logo
Seminarskie_dlya_bak

Тема 22. Договор перевозки пассажиров и багажа. Транспортная экспедиция

Формируемые компетенции:

В результате изучения данной темы студент должен быть способен:

В области знания:

- назвать и рассказать квалифицирующие признаки договоров перевозки пассажира и багажа, договора транспортной экспедиции;

- толковать нормы законов об отдельных видах договоров перевозки пассажира и багажа, договора транспортной экспедиции (ОК-3, ОК-4).

В области умения:

- различить договор транспортной экспедиции от иных договоров возмездного оказания услуг;

- анализировать виды договоров перевозки пассажира и багажа в зависимости от вида транспорта;

- сравнить договор договоров перевозки пассажира и багажа, договора транспортной экспедиции с иными транспортными обязательствами;

- критиковать предусмотренные законодательством особенности правового регулирования договоров перевозки пассажира и багажа, договора транспортной экспедиции;

- инсценировать судебный спор по поводу заключения, исполнения и прекращения договора перевозки пассажира и багажа;

- дискутировать по проблемным вопросам договорного права (ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-4, ПК-6, ПК-7).

В области ценностных ориентаций:

- оценить значение договоров перевозки пассажира и багажа, договора транспортной экспедиции во всех сферах деятельности для каждого и общества в целом (ОК-1, ОК-9).

Вопросы:

  1. Понятие и виды договора перевозки пассажиров и багажа.

  2. Заключение и оформление договора перевозки пассажира и багажа.

  3. Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира и багажа.

  4. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязанностей. Необходимость соблюдения претензионного порядка.

  5. Понятие, общая характеристика и сфера применения договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование.

  6. Предмет, стороны, форма и порядок заключения договора транспортной экспедиции.

  7. Содержание и исполнение договора. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязанностей. Прекращение договора транспортной экспедиции.

Методика занятия: комментирование; творческие задания - решение ситуационных задач, анализ конкретных юридических ситуаций, подготовка выступления по определенной проблеме; работа в малых группах; ролевая игра; мозговой штурм.

Продолжительность занятия: 3 академических часа.

Рекомендуемые нормативно-правовые акты и материалы судебной практики:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 13.05.2008 // СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301; 2008. № 20. ст. 2253.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ в ред. от 06.12.2007 // СЗ РФ. 1996. № 5. ст. 410; 2007. № 50. ст. 6247.

  3. Кодекс торгового мореплавания № 81-ФЗ от 30.04.1999г. в ред. от 06.12.2007г. // СЗ РФ. 1999. № 18. ст. 2207; 2007. № 50. ст. 6246.

  4. Воздушный кодекс РФ № 60-ФЗ от 19.03.1997г. в ред. от 04.12.2007г. // СЗ РФ. 1999. № 12. ст. 1383; 2007. № 27. ст. 3213.

  5. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ № 24-ФЗ от 07.03.2001г. в ред. от 06.12.2007г. // СЗ РФ. 2001. № 11. ст. 1011; 2007. № 27. ст. 3213.

  6. Устав железнодорожного транспорта № 18-ФЗ от 10.01.2003г. в ред. от 18.11.2007г. // СЗ РФ. 2003. № 2. ст. 170; 2007. № 46. ст. 5554.

  7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ в ред. от 18.11.2007г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации // СЗ РФ. 2003. № 2. ст. 169; 2007. № 46. ст. 5554.

  8. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" в ред. от 25.10.2007г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 15; СЗ. 2007. № 44. ст. 5282.

  9. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18.11.2007. № 259-ФЗ // СЗ РФ. № 46. ст. 5555.

  10. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" // СЗ РФ. 2003. № 27;

  11. Постановление Правительства РФ от 08.09.2006г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» // СЗ РФ. 2006. № 37. ст. 3890;

  12. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»" // Хозяйство и право. 2005. № 12;

  13. Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте" от 06.02.2003 N 72 в ред. от 18.01.2007г. // СЗ РФ. 2003. № 7; 2007. № 4. ст. 532.

  14. Приказ МПС РФ "Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте" от 26.07.2002 N 30 в ред. от 28.03.2007г. // БНА РФ. 2002. № 40; 2007. № 20.

  15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29.09.94 № 7 в ред. от 11.05.2007г. // Вестник ВАС РФ. 1995. № 3. Бюллетень ВС РФ. 1995. № 1,7; 1997. № 1,3; 2007. № 7.

Рекомендуемая литература:

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В.. Договорное право. Книга четвертая: о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М.: Статут, 2003. С.

  2. Витрянский В.В. Договор перевозки. - М, 2001. С. 294-331.

  3. Бордунов В. Д., Елисеев Б. П. Электронный билет – новая форма заключения договора международной воздушной перевозки // СПС «Консультант Плюс».

  4. Данилина И. Е. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения // Транспортное право. 2005. № 2.

  5. Егиазаров В.А. Транспортное право. - М., 1999.

  6. Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б.. Комментарий к Уставу Железнодорожного транспорта Российской Федерации. - М., 2004;

  7. Жидкова М. В. Проблемы правовой квалификации договора транспортной экспедиции // Транспортное право. 2007. № 2.

  8. Каменков В. Понятие и признаки договора транспортной экспедиции // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 11.

  9. Метелева Ю. Правовое регулирование транспортной экспедиции // Журнал российского права. 2007. № 6.

  10. Морозов С. Ю. К вопросу о соотношении договоров транспортной экспедиции и перевозки грузов // Транспортное право. 2003. № 2.

  11. Морозова Н.В. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции // Законодательство и экономика. 2005. № 4.

  12. Морозова Н.В. Правовое положение клиента по договору транспортной экспедиции // Транспортное право. 2004. № 4.

  13. Нестерчук В. Договор транспортной экспедиции // ЭЖ – Юрист. 2006. № 14.

  14. Новик А.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования // Транспортное право. 2005. № 1.

  15. Соловых А.В. О существенных условиях договора транспортной экспедиции // Транспортное право. 2007. № 4.

  16. Соловых А.В. Актуальные проблемы судебной практики по договору транспортной экспедиции // Российский судья. 2007. № 7.

  17. Соловых А. Ответственность клиента по договору транспортной экспедиции // Хозяйство и право. 2007. № 8. С. 18.

  18. Фаст О.Ф. Некоторые аспекты ответственности по договору перевозки пассажиров автомобильным транспортом // Современное право. 2006. № 11.

Материально-техническое обеспечение: задания для малых групп, фабула дела для ролевой игры.

Мозговой штурм:

1.В чем отличие договора транспортной экспедиции с условием о заключении договора перевозки от договора поручения?

Творческие задания:

1.Подготовьте выступление на тему: «Дополнительные гарантии прав потребителя – пассажира по договору перевозки пассажира и багажа».

2.Решите задачи:

1. Частный предприниматель Факиров решил заниматься извозом граждан. Для этого он приобрел 6 микроавтобусов, нанял водителей, разработал маршруты и утвердил Правила оказания услуг маршрутными такси, согласно п. 7 которых, в маршрутных такси не действуют никакие льготы. В соответствии с п. 9 этих правил каждый гражданин имел право бесплатного провоза ребенка, не старше 5 лет без занятия им свободного места. Цена на одну поездку была установлена Факировым на 2 рубля ниже, чем цена проезда в муниципальных маршрутных такси. МУП «автотранспортное предприятие № 7» обратилось в антимонопольный орган с требованием выдать предписание о запрете перевозок по монопольно низкой цене, гражданка Сидорова обратилась к прокурору с просьбой разобраться, поскольку по ее мнению, в маршрутных такси должна предоставляться льгота по бесплатному проезду детям до 7 лет.

Дайте оценку правомерности деятельности Факирова. Что такое «маршрутное такси»? К какому виду транспорта относится, чем регулируется? Как определяется провозной тариф? Кто может заниматься такой деятельностью? Подлежит ли лицензированию предоставление таких услуг? Должны ли предоставляться льготы в провозной плате?

2. Петров с женой приобрели билеты для проезда на поезде Новосибирск-Москва бизнес классом. Из Москвы через 5 часов после прибытия поезда они должны были улетать на самолете авиакомпании «Внуковские авиалинии» в Анталию. Вследствие опоздания поезда на 4 часа они не успели прибыть в срок в аэропорт Внуково и зарегистрироваться на рейс. Они обратились к руководству авиакомпании с просьбой переоформить им билет на следующий рейс, поскольку опоздали они не по своей вине, однако им отказали, поскольку данный рейс был чартерным, другой такой же отправляется только через 14 дней. Кроме того, при опоздании на самолет, согласно правилам авиакомпании возвращается 10 % стоимости билета.

Петровы обратились в суд с иском к железной дороге, авиакомпании и турфирме с требованиями возместить стоимость путевки, стоимость билета до Анталии и обратно, стоимость дороги от Москвы до Новосибирска, а также возмещение морального вреда.

Решите спор. Что такое перевозка бизнес классом на железной дороге? Какие дополнительные услуги в этом случае предоставляются?

3. Иванов, купивший билет на поезд Москва—Хабаровск, одновременно сдал свой багаж для доставки его в Хабаровск, что было удостоверено багажной квитанцией. Приехав на станцию назначения, пассажир предъявил свою багажную квитанцию в багажное отделение станции, но там ему сообщили, что его багаж был похищен при пе­ревозке неизвестными лицами.

Иванов предъявил иск в суд к управлению железной дороги о возмещении ущерба, причиненного в результате утраты его багажа. Сумма ущерба включала стоимость вещей в составе багажа; сумму неполученной премии (10 тыс. долларов США), которую пассажир мог заработать, если бы на конкурсе, объявленном администрацией г. Ха­баровска, победил его архитектурный проект, находившийся в соста­ве утраченного багажа; моральный вред в размере премии, назначен­ной победителю архитектурного конкурса.

В отзыве на иск железная дорога возражала против требований пасса­жира, ссылаясь на то, что утрата его багажа имела место не по вине железной дороги, а в силу неправомерных действий неустановленных третьих лиц. Кроме того, железная дорога обратила внимание суда на то, что в соответствии со ст. 796 ГК РФ ответственность перевозчика огра­ничена действительной стоимостью утраченного багажа.

Оцените правомерность требований истца и возражений ответчика.

4. 000 «Пернок» заключило договор транспортной экспедиции с ООО «Транспортное агентство». Транспортное агентство обязалось от своего имени заключить договор морской перевозки, сопровождать груз. При перевозке в шторм капитан принял решение выбросить за борт груз 000 «Пернок», поскольку он представлял собой большие тяжелые мешки. Представитель 000 «Транспортное агентство» возражал против этого, однако груз был выброшен. 000 «Пернок» предъявил к 000 «Транспортное агентство» иск о возмещении реального ущерба, упущенной выгоды, причиненных гибелью груза, а также стоимости экспедиционных услуг, поскольку цель не была достигнута.

Решите спор.

5. В соответствии с договором на транспортно-экспедиционное обслуживание ОАО «Автоколонна 1975» получила на ст. Томская Западно-Сибирской железной дороги для доставки своему кли­енту — ООО «Квадро» партию специальных плит, необходимых для строительства котельной. В пути следования на строительную площад­ку из-за сильной гололедицы автомобиль КРАЗ опрокинулся и часть плит была разбита.

ООО «Квадро» потребовало от перевозчика — Западно-Сибирской железной дороги и от ОАО «Автоколонна 1975» возместить причинен­ные убытки, слагаемые из стоимости плит, суммы штрафа, уплачен­ного заказчику котельной в связи с нарушением срока окончания строительства котельной, поскольку пришлось вновь делать заказ на изготовление специальных плит, а это повлекло нарушение сроков строительства, и убытков, понесенных в связи с неполучением запла­нированной прибыли при своевременном окончании строительства котельной.

Решите спор. Обоснуйте свой ответ нормами транспортного за­конодательства.