25. Полномочия республиканских органов государственного управления
Полномочия властного характера – это такие права и обязанности, реализация которых влечет за собой юридические последствия.
Полномочия общего характера. Республиканские органы государственного управления:
регулируют работу организаций, индивидуальных предпринимателей по вопросам своей компетенции;
осуществляют управление деятельностью подчиненных организаций, в том числе создают, ликвидируют и реорганизуют организации в порядке, определенном законодательством;
заключают контракты с руководителями подчиненных организаций;
владеют, пользуются и распоряжаются государственным имуществом, находящимся на их балансе;
создают целевые фонды;
в пределах своей компетенции проводят переговоры о заключении международных договоров межведомственного характера, осуществляют сотрудничество с соответствующими органами других государств.
Наиболее правильно рассматривать полномочия применительно к видам функций. Поэтому следует выделить, прежде всего, полномочия внутреннего и внешнего характера, т. е. полномочия по реализации функций внутреннего и внешнего характера.
Полномочия внутреннего характера – это те, которые предназначены для организации отраслевого (ведомственного) управления. К ним относятся полномочия по решению вопросов республиканского значения, относящихся к этой отрасли; по управлению деятельностью подведомственных предприятий, организаций, объединений и учреждений; по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, находящимся на их балансе; по созданию целевых фондов; по разработке экономических нормативов эффективности хозяйствования подведомственных предприятий, объединений и организаций; по кадровым вопросам.
Под сферой управления (деятельности) следует понимать область, определенные пределы распространения надведомственных функций, надведомственного, межотраслевого управления. Это в первую очередь сфера финансовых, налоговых отношений, статистики и анализа, труда и социальной защиты и т. д.
Таким образом, нельзя отождествлять отрасль со сферой управления. Один и тот же республиканский орган государственного управления может осуществлять и отраслевое управление, и управление в соответствующей сфере. Управление в сфере ограничивается осуществлением только одной или нескольких управленческих функций по сравнению с управлением отраслью, где требуется реализовывать совокупность подобных функций.
Одной из причин создания республиканских органов является необходимость решения вопросов (отраслевых или функциональных) республиканского значения. На первом месте находятся полномочия по развитию отрасли, повышению ее эффективности.
Кроме того, республиканские органы проводят государственную кадровую политику, направленную на комплектование собственного центрального аппарата, подведомственных организаций и учреждений высококвалифицированными специалистами, обеспечивают подбор и расстановку этих специалистов, формируют в пределах своего ведения руководящий кадровый состав в соответствующей отрасли и его резерв, создают отраслевую систему беспрерывного обучения кадров, организуют подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием, согласовывают для областных и Минского городского исполнительных комитетов кандидатуры на должности руководителей соответствующих управлений и отделов.
Названные полномочия являются общими, т. е. присущими в той или иной мере всем республиканским органам.
Органы, осуществляющие ограниченные функциональные полномочия, можно назвать отраслевыми-надведомственными, а те, для которых функциональные полномочия являются основными, – надведомственно-отраслевыми. В настоящее время преобладают органы первого вида.
Отраслевые-надведомственные и надведомственно-отраслевые органы осуществляют не только отраслевое, но и межотраслевое управление в связи с наличием у них полномочий межотраслевого характера. Некоторые органы обладают полномочиями по согласованию, методическому руководству, регулированию, регистрации, проведению экспертизы. Полномочия внешнего характера являются специализированными. Это означает, что они применяются по отдельным, особым вопросам.
Достаточно широки полномочия внешнего характера по применению мер административного принуждения. Подобное исключается в отраслевых системах. Такими полномочиями наделены, как правило, отдельные структурные подразделения как отраслевых-надведомственных, так и надведомственно-отраслевых органов.
- 1. Понятие и предмет административного права. Особенности административно-правового регулирования.
- 2. Источники административного права.
- 3. Система административного права.
- 4. Место административного права в системе права Республики Беларусь.
- 5.Административная право как наука и как учебная дисциплина
- 6. Понятие, особенности административно-правовой нормы и её структура. Виды административно-правовых норм.
- 7. Понятие, особенности административно- правовых отношений и их структура.
- 8. Понятие государственного управления и его признаки. Виды государственного управления.
- 9. Принципы и функции государственного управления
- 10. Соотношение государственного управления с исполнительной властью и политической деятельностью.
- 11. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности
- 12. Усмотрение в сфере государственного управления.
- 13. Понятие и виды органа государственного управления (исполнительной власти)
- 14. Принципы построения и деятельности органов государственного управления.
- 15. Организационная структура и штаты органов государственного управления.
- 16. Полномочия Президента Республики Беларусь по реализации задач и функций в сфере государственного управления. Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие, структура.
- 17.Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь
- 18. Правовой статус Управления делами Президента Республики Беларусь
- 19. Правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь
- 20. Место Совета Министров Республики Беларусь в системе иных государственных органов
- 21. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь
- 22. Формы работы Совета Министров Республики Беларусь. Организационно-правовые формы работы
- 23. Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления.
- 24. Структура (звенность) в отраслевых системах республиканского государственного управления
- 25. Полномочия республиканских органов государственного управления
- 26. Формы работы республиканских органов государственного управления
- 27. Понятие, отличительные признаки и виды органов местного управления
- 28. Основные функции органов местного управления
- 29. Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций).
- 30. Подотчетность и подчиненность органов местного управления
- 31. Компетенция местных исполнительных комитетов (местных администраций).
- 32. Формы работы исполнительных комитетов (местных администраций)
- 33. Органы местного самоуправления: понятие, общая характеристика и особенности.
- 34. Основы административно-правового статуса граждан
- 35. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Обращения граждан и правовые основы их рассмотрения.
- 36. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 37. Административно-правовой статус общественных объединений
- 38. Порядок организации и деятельности политических партий
- 39. Нормативно-правовые основы организации и деятельности профсоюзов
- 40. Правовое положение религиозных объединений
- 41. Понятие и признаки государственного служащего. Виды государственных служащих.
- 42.Права, обязанности и ответственность государственных служащих
- 43. Классы, классные чины, звания, ранги государственных служащих.
- 44. Поступление на государственную службу.
- 45. Понятие, значение и виды административно-правовых форм деятельности органов исполнительной власти
- 46.Понятие и признаки правового акта управления. Юридическое значение правового акта управления
- 47. Функции, формы и виды правовых актов управления. Отличие правового акта управления от других действий администрации, иных актов и юридических документов.
- 48. Юридическая сила правовых актов управления. Основные требования, предъявляемые к правовому акту управления
- 49. Порядок принятия и действие правовых актов управления
- 50. Понятие и особенности, вмды метода осуществления управленческих действий
- 51. Убеждение и стимулирование в административном праве.
- 52. Административное принуждение
- 53.Понятие и виды контроля за субъектами административного права.
- 54.Государственный контроль: понятие и виды.
- 55. Надзор за субъектами административного права
- 56. Общественный контроль
- 57.Административно-деликтный закон: понятие, особенности и структура.
- 58.Действие административно - деликтного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.
- 59. Административная ответственность: понятие, отличительные признаки, принципы и функции.
- 60. Освобождение от административной ответственности: понятие, условия и основания
- 61. Административный проступок: понятие, признаки. Отличие административного проступка от других видов правонарушений.
- 62. Состав административного правонарушения: понятие, элементы и их признаки.
- 63. Стадии совершения административного правонарушения: понятие и виды.
- 64. Соучастие в административном правонарушении: понятие, признаки, формы и виды.
- 65.Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением: понятие и виды.
- 66. Множественность административных правонарушений: понятие и виды.
- 67. Понятие, цели и виды административных взысканий. Сущность а.В. И их характеристика.
- 68. Наложение административного взыскания. Общие положения наложения административного взыскания.
- 69. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина
- 70. Административные правонарушения против здоровья населения
- 71. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности
- 72. Административные правонарушения против собственности
- 73. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности
- 74. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
- 75. Административные правонарушения против порядка налогообложения
- 76. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования» (административные таможенные правонарушения)
- 77. Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования
- 78. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия
- 79. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 82. Административные правонарушения в области связи и информации
- 83. Административные правонарушения против порядка управления
- Часть 2: то же деяние, совершённое повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
- 84. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции
- 86.Административный процесс: понятие, основные черты, принципы и стадии.
- 87. Задачи и принципы административного процесса.
- 88. Особенности административно-процессуальных норм и отношений.
- 89. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 90.Доказательства в административном процессе.
- 91. Субъекты административного процесса
- 92. Участники производства по делу об административном правонарушении
- 93. Меры обеспечения административного процесса
- 94. А административное расследование
- 95. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 96. Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях
- 97. Пересмотр постановлений по делам об административном правонарушении.
- 98. Производство по исполнению постановлений о наложении различных административных взысканий
- 99. Административно-правовые основы управления образованием, в области науки и научной деятельности.
- 100. Административно-правовые основы управления в обласи культуры
- 101. Административно-правовыеосновы управления здравоохранением
- 102. Административно-правовые основы управления в области обороны
- 103. Административно-правовые основы управления в области государственной безопасности
- 104. Административно-правовые основы управления внутренних дел
- 105. Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций
- 106. Административно-правовые основы управления в области иностранных дел
- 107. Административноправовые основы управления юстицией
- 108. Административно - праовые основы управления в таможенной сфере
- 2. Правовой статус таможен
- 109. Административно_правовые основы управления в области налогов и сборов