99. Административно-правовые основы управления образованием, в области науки и научной деятельности.
Закон РБ «Об образовании».
Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Субъекты: физ и юрид лиц РБ, иностран. граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций, иностранных государств, если данные отношения возникли на территории РБ.
Национальная система образования включает:
участников образовательного процесса;
образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.
Образование подразделяется на основное и дополнительное.
Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:
дошкольное образование;
общее базовое образование;
общее среднее образование;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование; послевузовское образование.
Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение; повышение квалификации и переподготовку кадров.
Образование выступает в качестве объекта управления.
Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент, Правительство, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией, Законом «Об образовании» и иными законодательными актами РБ. В учреждениях образования создаются органы самоуправления (советы, попечительские советы). Положение об органах самоуправления утверждает Министерство образования Республики Беларусь.
К республиканским органам государственного управления относятся:
Специальными органами государственного управления являются: Министерство образования, отделы и управления образования местных исполнительных комитетов (местных администраций).
Ведомственные органы - это те, которые управляют подведомственными им учреждениями образования своего профиля. На республиканском уровне к ним относятся: Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д.
РОГУ. Министерство образования РБ – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в области образования, осуществляющий регулирование, управление и государственный контроль в сфере образования и координирующий в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления.
Минобразование подчиняется Совету Министров РБ.
В систему Минобразования входят:
структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области образования и по делам молодежи;
государственные организации, подчиненные Минобразованию.
В структуру Минобразования входят департамент контроля качества образования, а также управления и отделы.
В Минобразовании создается:
коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, руководителя департамента по должности, а также других руководящих работников и ведущих специалистов Минобразования и отрасли.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы развития системы образования, обсуждает вопросы деятельности Минобразования, подведомственных организаций, вопросы взаимодействия структурных подразделений и организаций системы образования. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами и постановлениями.
советы по направлениям деятельности на общественных началах для разработки и осуществления государственной политики в соответствующих направлениях деятельности.
Главными задачами Минобразования:
1. обеспечение реализации государственной политики в сфере образования.
2. проведение государственной молодежной политики;
3. обеспечение функционирования и развития национальной системы образования РБ.
4. координация деятельности ОГУ по вопросам реализации функций системы образования, государственной молодежной политики, защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства над несовершеннолетними;
Функции Минобразования:
анализирует состояние и прогнозирует развитие системы образования в республике, определяет приоритетные направления развития в этих сферах;
разрабатывает проекты законодательных и иных НПА в области образования;
определяет основные направления развития и совершенствования системы контроля в сфере образования республики;
осуществляет инспектирование, аттестацию и аккредитацию организаций образования, входящих в национальную систему образования Республики Беларусь;
утверждает в установленном порядке положения об учебных заведениях, других учреждениях системы образования, образцы документов об образовании, кроме образцов документов об общем базовом и общем среднем образовании, типовые штаты и нормативы численности работников организаций системы образования;
осуществляет в установленном порядке лицензирование отдельных видов образовательной деятельности;
организует разработку и утверждает образовательные стандарты, учебные планы и программы по всем уровням образования, организует подготовку и издание учебников, учебных пособий и иной учебно-методической литературы;
осуществляет учебно-методическое руководство и корд-ю деятельности уч. заведений;
разрабатывает особенности состава затрат на образовательные и другие виды услуг;
организует проведение официальных спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
На местном уровне органами государственного управления образованием являются:
управления (комитеты) образования областных, Минского городского исполнительных комитетов;
отделы образования районных, городских исполнительных комитетов (местных администраций) – (глава – заведующий)
Главная цель их деятельности - проведение государственной политики в области образования на территории области, города, района. Правовой статус их определяется положениями об управлении, отделе образования, утверждаемыми облисполкомами, Минским горисполкомом, райисполкомами.
Управления (комитеты) и отделы образования находятся в двойном подчинении. С одной стороны, они подчиняются соответствующим исполнительным комитетам, с другой - аналогичным вышестоящим органам государственного управления.
Управления облисполкомов и комитет Минского горисполкома подчиняются Министерству образования Республики Беларусь, а отделы образования райисполкомов и местных администраций, соответственно, управлениям образования облисполкомов и комитету Минского горисполкома.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
НАУКОЙ
Система органов государственного управления в сфере науки
Правовую основу управления в области науки и технологий в республике Беларусь составляет прежде всего, Закон Республики Беларусь «Об основах государственно-технической политики», Закон Республики Беларусь «О Национальной академии наук Беларуси».
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», изм. и доп.: Декрет Президента Республики Беларусь от 28 марта 2007 г. № 1 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 80, 1/8452) Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (далее – Комитет), Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (далее – ВАК) и Национальная академия наук Беларуси (далее – Академия наук) образуют систему органов государственного управления в сфере науки.
Комитет является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере научной и инновационной деятельности, охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
ВАК является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации.
ВАК подчиняется Президенту Республики Беларусь;
Академия наук является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, а также головной организацией республики по научно-методическому обеспечению развития информатизации.
В целях реализации Академией наук в соответствии с пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного управления в сфере науки» отдельных функций республиканского органа государственного управления на нее дополнительно возлагаются:
внесение в установленном порядке предложений по финансированию научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь;
обеспечение развития системы научно-технической информации;
контроль в установленном порядке за эффективным использованием государственных средств, выделяемых на финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок;
проведение научно-технической экспертизы предложений по вопросам приобретения за рубежом высоких технологий и дорогостоящего оборудования за счет средств республиканского бюджета.
Органами управления Академии наук являются Общее собрание Академии наук, Президиум Академии наук и Бюро Президиума Академии наук.
Академию наук возглавляет Председатель Президиума Академии наук, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.
Заместители Председателя Президиума и главный ученый секретарь Академии наук назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь.
Общее собрание Академии наук – высший коллегиальный орган управления Академии наук.
Членами Общего собрания являются:
Председатель Президиума Академии наук;
члены Президиума Академии наук;
академики и члены-корреспонденты Академии наук;
руководители научных организаций Академии наук;
представители научных организаций Академии наук, министерств, других республиканских органов государственного управления, высших учебных заведений, выдвигаемые в порядке, определенном Уставом Академии наук, в качестве членов Общего собрания соответствующими научными организациями и высшими учебными заведениями.
Президиум Академии наук – коллегиальный орган управления Академии наук, возглавляемый Председателем Президиума Академии наук.
Бюро Президиума Академии наук – исполнительный орган Президиума Академии наук.
Правовой статус Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
Правовой статус Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь определяется Положением о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 282.
Основными задачами ГКНТ в соответствии с пунктом 3 Положения о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь являются:
1. реализация государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
2. организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
3. планирование подготовки научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки и организация реализации результатов научных исследований;
4. анализ уровня проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;
5. координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
Функции ГКНТ определены в пункте 4 Положения о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь. ГКНТ в соответствии с возложенными на него основными задачами:
1. организует совместно с Национальной академией наук Беларуси разработку прогнозов развития науки, техники и технологий в Республике Беларусь;
2. разрабатывает и вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения:
по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности и о мерах их государственной поддержки;
по совершенствованию механизмов правового, экономического регулирования и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в республике;
по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях;
по объемам финансирования научной, научно-технической, инновационной деятельности и международного научно-технического сотрудничества за счет средств республиканского бюджета;
по вопросам правового и экономического регулирования отношений в области охраны объектов интеллектуальной собственности;
3. осуществляет распределение и контроль за рациональным расходованием средств республиканского бюджета, выделяемых на подготовку научных работников высшей квалификации в целом по республике и по отраслям науки, определяет перспективные и актуальные направления их подготовки;
4. организует разработку, рассмотрение и утверждение в установленном порядке проектов государственных научно-технических программ, совместно с Национальной академией наук Беларуси - государственных комплексных целевых научно-технических программ, координирует деятельность организаций по разработке проектов отраслевых и региональных научно-технических программ, а также разделов научно-технического обеспечения государственных целевых, государственных народнохозяйственных и социальных программ;
5. определяет актуальные направления и осуществляет координацию международного научно-технического сотрудничества, организует работу по привлечению финансовых и материальных средств от зарубежных и международных организаций;
ГКНТ в соответствии с пунктом 5 Положения имеет право:
1. вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
2. осуществлять контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и в установленном порядке вносить в Совет Министров Республики Беларусь предложения о привлечении к ответственности виновных в его нарушении;
3. прекращать финансирование заданий научно-технических программ, инновационных проектов, других работ и мероприятий, выполняемых в рамках иных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в случаях нецелевого или неэффективного их использования;
4. создавать в установленном порядке координационные и экспертные советы, комиссии, временные научные коллективы, рабочие группы и другие структуры для выполнения работ и рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции;
5. выступать государственным заказчиком научно-технических программ и инновационных проектов, работ и услуг;
Председатель ГКНТ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Председатель ГКНТ:
руководит деятельностью ГКНТ и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ГКНТ задач и функций;
распределяет обязанности между своими заместителями, определяет степень ответственности их и руководителей структурных подразделений центрального аппарата ГКНТ за руководство отдельными направлениями его деятельности;
утверждает структуру и штатное расписание ГКНТ в пределах установленных численности работников и фонда оплаты труда, а также положения о структурных подразделениях центрального аппарата и в соответствии с законодательством Республики Беларусь - уставы подчиненных государственных организаций;
назначает на должность, в том числе на контрактной основе, и освобождает от должности работников центрального аппарата ГКНТ и руководителей подчиненных государственных организаций;
издает в пределах своей компетенции приказы, организует и контролирует их исполнение, подписывает постановления ГКНТ;
обеспечивает защиту государственных секретов в центральном аппарате ГКНТ в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
действует без доверенности от имени ГКНТ, представляет его интересы, распоряжается в установленном порядке средствами и имуществом ГКНТ, открывает счета в банках, заключает договоры.
Правовой статус Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь
Правовой статус Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь определяется Положением о Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 22 января 2003 г. № 29, изм. и доп.: Указ Президента Республики Беларусь от 25 июля 2005 г. № 338 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 120, 1/6647)
Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации, и подчиняется Президенту Республики Беларусь.
работников.
Функции ВАК определены в пункте 3 Положения о Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь. ВАК в соответствии с возложенными на нее основными задачами осуществляет следующие функции:
анализирует состояние и прогнозирует развитие национальной системы аттестации научных работников, принимает меры по ее совершенствованию;
осуществляет руководство работой научных организаций и высших учебных заведений независимо от форм собственности в области аттестации научных работников;
разрабатывает и в установленном порядке утверждает номенклатуру специальностей научных работников Республики Беларусь и перечень специальностей, по которым присваиваются ученые звания;
утверждает состав советов по защите диссертаций, создаваемых при высших учебных заведениях, научных организациях независимо от форм собственности, проводит их регистрацию, предоставляет им методическую помощь и осуществляет контроль за их деятельностью;
рассматривает в установленном порядке диссертации, поступившие из советов по защите диссертаций;
присуждает в установленном порядке ученую степень доктора наук на основании ходатайств советов по защите диссертаций;
утверждает в установленном порядке решения советов по защите диссертаций о присуждении ученой степени кандидата наук;
присваивает в установленном порядке на основании ходатайств советов (ученых советов) высших учебных заведений и научных организаций ученые звания профессора и доцента;
Права ВАК закреплены в пункте 4 Положения о Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь. ВАК в пределах своей компетенции имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке от республиканских органов государственного управления и иных организаций информацию по вопросам подготовки и аттестации научных работников;
совместно с Министерством образования и Национальной академией наук Беларуси разрабатывать рекомендации по научно-методическому руководству подготовкой научных работников и тематике диссертаций докторантов и аспирантов;
осуществлять контроль за деятельностью советов (ученых советов) высших учебных заведений и научных организаций по вопросам аттестации научных работников;
привлекать высококвалифицированных специалистов в качестве экспертов по вопросам подготовки и аттестации научных работников;
отменять решения советов по защите диссертаций о присуждении ученой степени кандидата наук;
На должности Председателя ВАК и его заместителей назначаются лица, имеющие ученую степень доктора наук и ученое звание, на должность главного ученого секретаря – лица, имеющие ученую степень доктора наук либо имеющие ученую степень кандидата наук и опыт работы в системе аттестации научных работников не менее пяти лет, на должности руководителей аттестационных отделов – лица, имеющие ученую степень доктора наук или кандидата наук.
Председатель ВАК:
руководит деятельностью ВАК и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее функций;
распределяет обязанности между заместителями Председателя, главным ученым секретарем и руководителями структурных подразделений;
утверждает структуру и штатное расписание ВАК в пределах средств, выделенных на ее содержание;
утверждает регламент Президиума ВАК, положения о ее коллегии и структурных подразделениях;
в соответствии с законодательством принимает на работу и увольняет с работы работников ВАК;
Финансирование деятельности ВАК осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
ВАК в целях выполнения возложенных на нее функций использует государственное имущество, закрепленное за ней на праве оперативного управления.
Правовой статус Национальной академии наук Беларуси
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Национальной академии наук Беларуси» (в ред. от 29 ноября 2003 г. № 252-З) Академия наук является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в целях научного обеспечения экономического, социального и культурного развития Республики Беларусь.
Основными задачи Академии наук в соответствии со статьей 3 указанного Закона являются:
научное обеспечение экономического, социального и государственно-правового развития Республики Беларусь, ее культуры, рационального использования и охраны природы;
организация, проведение и координация фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по важнейшим направлениям
естественных, технических, гуманитарных, социальных наук и искусств в целях получения новых знаний о человеке, обществе, природе и искусственно созданных объектах, увеличения научно-технического, интеллектуального и духовного потенциала Республики Беларусь;
определение и внесение для утверждения в установленном законодательством порядке перечней приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь;
выявление принципиально новых путей научно-технического прогресса, участие в разработке рекомендаций по использованию достижений отечественной и мировой науки на практике;
обеспечение развития науки в регионах Республики Беларусь;
Функции Академии наук определены в статье 4 указанного Закона.
Основными направлениями деятельности Академии наук являются:
проведение анализа состояния и осуществление прогнозирования тенденций развития науки и техники, экономики, социальной и правовой сферы, уровня технологий и информатизации;
разработка и утверждение в установленном порядке государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, перспективных и ежегодных планов важнейших научно-исследовательских работ в Республике Беларусь и организация их выполнения;
создание научных и научно-технических советов, комитетов, комиссий по актуальным проблемам естественных, технических, гуманитарных и социальных наук и искусств;
внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства;
определение основных направлений деятельности научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ведении Академии наук;
Академия наук имеет право в соответствии со ст. 5 указанного Закона присваивать следующие академические ученые звания:
действительный член (академик) Академии наук;
член-корреспондент Академии наук.
Присвоение академических ученых званий осуществляется по результатам выборов, проводимых в соответствии с Уставом Академии наук. Действительным членам (академикам) и членам-корреспондентам Академии наук, а также имеющим указанные звания пенсионерам устанавливаются ежемесячные доплаты за академические ученые звания, порядок назначения и размер которых определяются законодательством.
Взаимоотношения Академии наук с государственными органами определены в статье 8 указанного Закона. Академия наук является субъектом государственной научно-технической политики Республики Беларусь. Акты законодательства по вопросам развития науки в Республике Беларусь принимаются по согласованию с Академией наук.
Деятельность Академии наук осуществляется на основе сочетания государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности с творческой инициативой научных коллективов, свободой научного поиска в целях обеспечения эффективного выполнения стоящих перед Академией наук задач.
Взаимоотношения Академии наук с иными субъектами и участниками научной, научно-технической и инновационной деятельности определены в статье 9 указанного Закона.
Основными формами сотрудничества Академии наук с иными субъектами и участниками научной, научно-технической и инновационной деятельности являются:
выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в рамках совместных программ, планов и проектов, а также организация и проведение совместных научных и научно-практических сессий, конференций, совещаний, симпозиумов, школ, семинаров, выставок и других научно-организационных мероприятий;
участие ученых и специалистов республиканских органов государственного управления, научных организаций и высших учебных заведений в работе Общего собрания Академии наук и ее Президиума, а также в составе научных и научно-технических советов, комитетов и комиссий, создаваемых Академией наук, научными организациями и иными юридическими лицами, находящимися в ведении Академии наук;
предоставление ученым и специалистам научных организаций и высших учебных заведений возможности выполнения совместных фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в научных организациях, находящихся в ведении Академии наук, с использованием их материально-технической базы и научного оборудования;
участие в выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, проводимых научными организациями и высшими учебными заведениями, а также в учебном процессе и подготовке научных работников высшей квалификации в этих научных организациях и высших учебных заведениях;
участие в составе ученых, научно-технических и научно-методических советов, комитетов и комиссий, создаваемых другими научными организациями, высшими учебными заведениями, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь;
Работникам Академии наук, научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ее ведении, обеспечивается право:
свободно осуществлять научный поиск, совершенствовать свое профессиональное мастерство, культурное и духовное развитие;
избирать и быть избранными в выборные органы Академии наук, научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ее ведении;
участвовать в решении вопросов Академии наук, научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ее ведении;
в установленном законодательством порядке работать во временных научных коллективах и по совместительству;
пользоваться научными, учебными, социально-бытовыми услугами научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ведении Академии наук, фондами библиотек Академии наук, Центрального научного архива и архивов указанных юридических лиц;
в установленном законодательством порядке владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей научной и научно-технической деятельности;
объединяться в профессиональные союзы, общественные научные организации и ассоциации.
Указанные работники могут пользоваться иными правами в соответствии с законодательством.
Работники Академии наук, научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ее ведении, обязаны:
обеспечивать высокую эффективность проводимых научных исследований и разработок;
постоянно повышать свою квалификацию;
соблюдать нормы научной этики;
выполнять положения настоящего Закона, Устава Академии наук, уставов соответствующих организаций, решения органов управления Академии наук, правила внутреннего трудового распорядка, а также иные обязанности в соответствии с законодательством.
Правовое положение органов управления и структурных подразделений академии наук определено на основании статей главы 4 указанного Закона.
Органами управления Академии наук являются: Общее собрание Академии наук, Президиум Академии наук и Бюро Президиума Академии наук.
Порядок и формы управления Академией наук определяются настоящим Законом, Уставом Академии наук, иными актами законодательства и актами органов управления Академии наук.
Общее собрание Академии наук – высший коллегиальный орган управления Академии наук.
Членами Общего собрания Академии наук являются:
Президент Академии наук;
члены Президиума Академии наук;
действительные члены (академики) и члены-корреспонденты Академии наук;
руководители научных организаций, находящихся в ведении Академии наук;
представители научных организаций, находящихся в ведении Академии наук, научных организаций республиканских органов государственного управления, высших учебных заведений, избираемые в порядке, установленном Уставом Академии наук.
Компетенция Общего собрания Академии наук определяется Уставом Академии наук.
Президент Академии наук возглавляет Академию наук, осуществляет руководство ее деятельностью и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач и функций.
Президент Академии наук назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь, входит в состав Совета Министров Республики Беларусь.
Президент Академии наук подчиняется Президенту Республики Беларусь и в своей деятельности подотчетен Совету Министров Республики Беларусь и Общему собранию Академии наук.
Компетенция Президента Академии наук определяется Уставом Академии наук.
Президиум Академии наук – коллегиальный орган управления Академии наук, который подотчетен Общему собранию Академии наук и обеспечивает выполнение его решений.
Бюро Президиума Академии наук – исполнительный орган Президиума Академии наук, осуществляющий в пределах своей компетенции оперативное решение научных и научно-организационных вопросов Академии наук.
В состав Бюро Президиума Академии наук входят Президент Академии наук, вице-президенты Академии наук и главный ученый секретарь Академии наук.
Компетенция Бюро Президиума Академии наук определяется Уставом Академии наук.
Отделения Академии наук являются ее основными научными и научно-организационными подразделениями, объединяющими действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов Академии наук одной или нескольких областей науки.
Региональные филиалы Академии наук – структурные подразделения Академии наук, создаваемые по решению Общего собрания Академии наук в целях развития и координации науки в административно-территориальных единицах Республики Беларусь.
Компетенция и порядок деятельности регионального филиала Академии наук определяются Положением о региональном филиале Академии наук, утверждаемым Президиумом Академии наук.
В состав аппарата Академии наук входят структурные подразделения, созданные для подготовки и организации исполнения решений Президента Академии наук и органов управления Академии наук.
В соответствии со ст. 22 указанного Закона финансовые средства Академии наук формируются за счет:
средств республиканского бюджета, направляемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, а также средств государственных бюджетных и внебюджетных фондов;
средств фондов специального назначения, в том числе иностранных;
поступлений от хозяйственной деятельности научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ведении Академии наук, в том числе за счет отчислений от прибыли коммерческих организаций, созданных с участием Академии наук;
добровольных взносов и благотворительных пожертвований юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
других источников, не запрещенных законодательством.
Бюджетные средства, предусмотренные для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, используются на:
проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок;
выполнение научно-технических программ и инновационных проектов;
подготовку и повышение квалификации научных работников;
развитие материально-технической базы Академии наук, научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ее ведении;
обеспечение уставной деятельности Академии наук, научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ее ведении;
ежемесячную доплату за ученые звания действительного члена (академика) и члена-корреспондента и ученые степени;
подготовку и издание научной, научно-технической, научно-методической, в том числе периодической, литературы;
проведение научных и научно-практических мероприятий;
научное и научно-техническое сотрудничество на основе международных договоров;
- 1. Понятие и предмет административного права. Особенности административно-правового регулирования.
- 2. Источники административного права.
- 3. Система административного права.
- 4. Место административного права в системе права Республики Беларусь.
- 5.Административная право как наука и как учебная дисциплина
- 6. Понятие, особенности административно-правовой нормы и её структура. Виды административно-правовых норм.
- 7. Понятие, особенности административно- правовых отношений и их структура.
- 8. Понятие государственного управления и его признаки. Виды государственного управления.
- 9. Принципы и функции государственного управления
- 10. Соотношение государственного управления с исполнительной властью и политической деятельностью.
- 11. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности
- 12. Усмотрение в сфере государственного управления.
- 13. Понятие и виды органа государственного управления (исполнительной власти)
- 14. Принципы построения и деятельности органов государственного управления.
- 15. Организационная структура и штаты органов государственного управления.
- 16. Полномочия Президента Республики Беларусь по реализации задач и функций в сфере государственного управления. Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие, структура.
- 17.Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь
- 18. Правовой статус Управления делами Президента Республики Беларусь
- 19. Правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь
- 20. Место Совета Министров Республики Беларусь в системе иных государственных органов
- 21. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь
- 22. Формы работы Совета Министров Республики Беларусь. Организационно-правовые формы работы
- 23. Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления.
- 24. Структура (звенность) в отраслевых системах республиканского государственного управления
- 25. Полномочия республиканских органов государственного управления
- 26. Формы работы республиканских органов государственного управления
- 27. Понятие, отличительные признаки и виды органов местного управления
- 28. Основные функции органов местного управления
- 29. Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций).
- 30. Подотчетность и подчиненность органов местного управления
- 31. Компетенция местных исполнительных комитетов (местных администраций).
- 32. Формы работы исполнительных комитетов (местных администраций)
- 33. Органы местного самоуправления: понятие, общая характеристика и особенности.
- 34. Основы административно-правового статуса граждан
- 35. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Обращения граждан и правовые основы их рассмотрения.
- 36. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 37. Административно-правовой статус общественных объединений
- 38. Порядок организации и деятельности политических партий
- 39. Нормативно-правовые основы организации и деятельности профсоюзов
- 40. Правовое положение религиозных объединений
- 41. Понятие и признаки государственного служащего. Виды государственных служащих.
- 42.Права, обязанности и ответственность государственных служащих
- 43. Классы, классные чины, звания, ранги государственных служащих.
- 44. Поступление на государственную службу.
- 45. Понятие, значение и виды административно-правовых форм деятельности органов исполнительной власти
- 46.Понятие и признаки правового акта управления. Юридическое значение правового акта управления
- 47. Функции, формы и виды правовых актов управления. Отличие правового акта управления от других действий администрации, иных актов и юридических документов.
- 48. Юридическая сила правовых актов управления. Основные требования, предъявляемые к правовому акту управления
- 49. Порядок принятия и действие правовых актов управления
- 50. Понятие и особенности, вмды метода осуществления управленческих действий
- 51. Убеждение и стимулирование в административном праве.
- 52. Административное принуждение
- 53.Понятие и виды контроля за субъектами административного права.
- 54.Государственный контроль: понятие и виды.
- 55. Надзор за субъектами административного права
- 56. Общественный контроль
- 57.Административно-деликтный закон: понятие, особенности и структура.
- 58.Действие административно - деликтного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.
- 59. Административная ответственность: понятие, отличительные признаки, принципы и функции.
- 60. Освобождение от административной ответственности: понятие, условия и основания
- 61. Административный проступок: понятие, признаки. Отличие административного проступка от других видов правонарушений.
- 62. Состав административного правонарушения: понятие, элементы и их признаки.
- 63. Стадии совершения административного правонарушения: понятие и виды.
- 64. Соучастие в административном правонарушении: понятие, признаки, формы и виды.
- 65.Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением: понятие и виды.
- 66. Множественность административных правонарушений: понятие и виды.
- 67. Понятие, цели и виды административных взысканий. Сущность а.В. И их характеристика.
- 68. Наложение административного взыскания. Общие положения наложения административного взыскания.
- 69. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина
- 70. Административные правонарушения против здоровья населения
- 71. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности
- 72. Административные правонарушения против собственности
- 73. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности
- 74. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
- 75. Административные правонарушения против порядка налогообложения
- 76. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования» (административные таможенные правонарушения)
- 77. Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования
- 78. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия
- 79. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 82. Административные правонарушения в области связи и информации
- 83. Административные правонарушения против порядка управления
- Часть 2: то же деяние, совершённое повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
- 84. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции
- 86.Административный процесс: понятие, основные черты, принципы и стадии.
- 87. Задачи и принципы административного процесса.
- 88. Особенности административно-процессуальных норм и отношений.
- 89. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 90.Доказательства в административном процессе.
- 91. Субъекты административного процесса
- 92. Участники производства по делу об административном правонарушении
- 93. Меры обеспечения административного процесса
- 94. А административное расследование
- 95. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 96. Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях
- 97. Пересмотр постановлений по делам об административном правонарушении.
- 98. Производство по исполнению постановлений о наложении различных административных взысканий
- 99. Административно-правовые основы управления образованием, в области науки и научной деятельности.
- 100. Административно-правовые основы управления в обласи культуры
- 101. Административно-правовыеосновы управления здравоохранением
- 102. Административно-правовые основы управления в области обороны
- 103. Административно-правовые основы управления в области государственной безопасности
- 104. Административно-правовые основы управления внутренних дел
- 105. Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций
- 106. Административно-правовые основы управления в области иностранных дел
- 107. Административноправовые основы управления юстицией
- 108. Административно - праовые основы управления в таможенной сфере
- 2. Правовой статус таможен
- 109. Административно_правовые основы управления в области налогов и сборов