44. Поступление на государственную службу.
Прохождение государственной службы.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).
Государственная служба основывается на принципах:
верховенства Конституции Республики Беларусь;
служения народу Республики Беларусь;
законности;
приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;
гуманизма и социальной справедливости;
единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
гласности;
профессионализма и компетентности государственных служащих;
подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
добровольности поступления граждан на государственную службу;
равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;
экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих (ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).
Основными направлениями государственной службы как деятельности являются ее функции, к которым относятся как общие функции государственного управления (например, организационная, информационная, контрольная, регулятивная и др.), так и специфические (например, коммуникационная, воспитательная).
Государственная служба разнообразна. Поэтому можно выделить несколько ее видов. В зависимости от видов органов, в которых она осуществляется: служба в государственных предприятиях, учреждениях, организациях, служба в государственном аппарате и иных государственных органах – на особых должностях в прокуратуре, на военной службе, на должности судьи. По отношению к ветвям государственной власти: служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется: служба в органах внутренних дел, прокуратуры, таможни, налоговых органах и т. д. В зависимости от места органа в системе государственных органов: служба в республиканских и местных органах.
Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена как: гражданская и ее подвиды – общеадминистративная (президентская, парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах); специализированная (финансово-кредитная, избирательная, контрольно-надзорная, юстиционная); правоохранительная (судебная, прокурорская) и милитаризованная и ее подвиды – военизированная (служба в органах милиции, финансовых расследований, таможни, транспорта, госбезопасности) и войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД, спецвойсках).
Поступление на государственную службу
Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», иными законодательными актами о государственной службе.
При поступлении на государственную службу гражданин представляет:
личное заявление;
личный листок по учету кадров;
паспорт, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
трудовую книжку, за исключением впервые поступающих на работу;
диплом или иной документ о соответствующем образовании, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;
декларацию о доходах и имуществе;
медицинское заключение о состоянии здоровья (для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами).
Гражданин при поступлении на государственную службу, по роду деятельности которой ему необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к этим сведениям.
Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:
соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;
необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;
владение государственными языками Республики Беларусь;
знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Поступление на государственную службу осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами путем назначения, утверждения либо избрания.
Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.
Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание.
Занятие государственной должности может осуществляться на конкурсной основе.
Конкурс проводится соответствующим государственным органом, имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым или закрытым.
Открытый конкурс проводится после опубликования объявления о проведении конкурса в официальных изданиях республиканских средств массовой информации. В открытом конкурсе имеют право принять участие все граждане Республики Беларусь, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым при поступлении на государственную службу.
Закрытый конкурс проводится среди состоящих в кадровом реестре государственных служащих.
Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение одного месяца со дня его завершения.
С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица.
Контракт – трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.
Контракт должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:
дату подписания;
данные о государственном служащем и нанимателе;
место работы, должность государственного служащего;
срок действия контракта;
основные права и обязанности сторон.
Контракт прекращается в случаях:
истечения срока действия;
соглашения сторон;
наличия оснований, предусмотренных ст. 40 настоящего Закона.
Контракт может быть расторгнут досрочно:
по инициативе нанимателя или требованию государственного служащего при невыполнении или ненадлежащем выполнении одной из сторон условий контракта;
в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством о труде;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (ст. 32 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).
Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:
признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;
близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
Прохождение государственной службы
Прохождение государственной службы – это совокупность правовых отношений, возникающих в связи с изменениями в государственно-служебной деятельности лица.
Прохождение государственной службы – самостоятельная часть института государственной службы, которая включает в себя различные этапы. Общими для всех государственных служащих являются следующие этапы ее прохождения: стажировка, аттестация, повышение квалификации, поощрение и ответственность, перемещение по службе, прекращение.
В процессе осуществления государственно-служебной деятельности служащие проходят стажировку.
Стажировка для государственных служащих проводится в двух видах. Она может осуществляться с целью учебы, привития профессиональных навыков при назначении на должность (если такая стажировка является обязательной). При этом она является условием поступления на государственную службу. Стажировка также может представлять собой этап прохождения государственной службы, являясь одной из форм повышения квалификации после назначения на должность.
Виды стажировки: внутри республики и за рубежом; краткосрочная (до 1 месяца) и долгосрочная (от 1 месяца до 1 года).
Для государственных служащих создаются надлежащие условия для повышения квалификации и переподготовки, включая при необходимости получение в установленном порядке второго высшего или иного специального образования в соответствующих учреждениях образования, а также в виде стажировки и самообразования.
Государственные служащие в целях определения объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и служебной перспективы проходят аттестацию.
Государственные служащие, впервые поступившие на государственную службу или с перерывом стажа государственной службы не менее одного года, проходят аттестацию по истечении трех лет непрерывного пребывания на государственной службе. Женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.
Аттестация государственных служащих проводится периодически каждые три года аттестационными комиссиями, создаваемыми соответствующими государственными органами, в которых государственный служащий состоит на службе.
В целях повышения уровня квалификации сотрудников органов внутренних дел осуществляется их профессиональная подготовка по месту службы, а также в системе повышения квалификации и переподготовки кадров МВД.
Порядок и условия проведения профессиональной подготовки определяются Министром.
Государственная служба прекращается в случаях:
достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;
возникновения (установления) обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 33 настоящего Закона;
истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;
несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
разглашения сведений, составляющих государственные секреты;
отказа от принесения присяги;
нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;
отставки;
грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;
прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;
неудовлетворительного результата предварительного испытания;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Предельный возраст пребывания на государственной службе государственных служащих составляет шестьдесят пять лет.
Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста (ст. 41 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).
Основаниями для отставки государственного служащего являются:
наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет;
состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).
Периоды трудовой деятельности, засчитываемые (включаемые) в стаж государственной службы, суммируются независимо от сроков перерыва в работе. Стаж работы государственного служащего подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии – в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа для назначения пенсии.
Стаж государственной службы для целей настоящего Закона исчисляется в полных годах.
- 1. Понятие и предмет административного права. Особенности административно-правового регулирования.
- 2. Источники административного права.
- 3. Система административного права.
- 4. Место административного права в системе права Республики Беларусь.
- 5.Административная право как наука и как учебная дисциплина
- 6. Понятие, особенности административно-правовой нормы и её структура. Виды административно-правовых норм.
- 7. Понятие, особенности административно- правовых отношений и их структура.
- 8. Понятие государственного управления и его признаки. Виды государственного управления.
- 9. Принципы и функции государственного управления
- 10. Соотношение государственного управления с исполнительной властью и политической деятельностью.
- 11. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности
- 12. Усмотрение в сфере государственного управления.
- 13. Понятие и виды органа государственного управления (исполнительной власти)
- 14. Принципы построения и деятельности органов государственного управления.
- 15. Организационная структура и штаты органов государственного управления.
- 16. Полномочия Президента Республики Беларусь по реализации задач и функций в сфере государственного управления. Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие, структура.
- 17.Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь
- 18. Правовой статус Управления делами Президента Республики Беларусь
- 19. Правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь
- 20. Место Совета Министров Республики Беларусь в системе иных государственных органов
- 21. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь
- 22. Формы работы Совета Министров Республики Беларусь. Организационно-правовые формы работы
- 23. Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления.
- 24. Структура (звенность) в отраслевых системах республиканского государственного управления
- 25. Полномочия республиканских органов государственного управления
- 26. Формы работы республиканских органов государственного управления
- 27. Понятие, отличительные признаки и виды органов местного управления
- 28. Основные функции органов местного управления
- 29. Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций).
- 30. Подотчетность и подчиненность органов местного управления
- 31. Компетенция местных исполнительных комитетов (местных администраций).
- 32. Формы работы исполнительных комитетов (местных администраций)
- 33. Органы местного самоуправления: понятие, общая характеристика и особенности.
- 34. Основы административно-правового статуса граждан
- 35. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Обращения граждан и правовые основы их рассмотрения.
- 36. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 37. Административно-правовой статус общественных объединений
- 38. Порядок организации и деятельности политических партий
- 39. Нормативно-правовые основы организации и деятельности профсоюзов
- 40. Правовое положение религиозных объединений
- 41. Понятие и признаки государственного служащего. Виды государственных служащих.
- 42.Права, обязанности и ответственность государственных служащих
- 43. Классы, классные чины, звания, ранги государственных служащих.
- 44. Поступление на государственную службу.
- 45. Понятие, значение и виды административно-правовых форм деятельности органов исполнительной власти
- 46.Понятие и признаки правового акта управления. Юридическое значение правового акта управления
- 47. Функции, формы и виды правовых актов управления. Отличие правового акта управления от других действий администрации, иных актов и юридических документов.
- 48. Юридическая сила правовых актов управления. Основные требования, предъявляемые к правовому акту управления
- 49. Порядок принятия и действие правовых актов управления
- 50. Понятие и особенности, вмды метода осуществления управленческих действий
- 51. Убеждение и стимулирование в административном праве.
- 52. Административное принуждение
- 53.Понятие и виды контроля за субъектами административного права.
- 54.Государственный контроль: понятие и виды.
- 55. Надзор за субъектами административного права
- 56. Общественный контроль
- 57.Административно-деликтный закон: понятие, особенности и структура.
- 58.Действие административно - деликтного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.
- 59. Административная ответственность: понятие, отличительные признаки, принципы и функции.
- 60. Освобождение от административной ответственности: понятие, условия и основания
- 61. Административный проступок: понятие, признаки. Отличие административного проступка от других видов правонарушений.
- 62. Состав административного правонарушения: понятие, элементы и их признаки.
- 63. Стадии совершения административного правонарушения: понятие и виды.
- 64. Соучастие в административном правонарушении: понятие, признаки, формы и виды.
- 65.Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением: понятие и виды.
- 66. Множественность административных правонарушений: понятие и виды.
- 67. Понятие, цели и виды административных взысканий. Сущность а.В. И их характеристика.
- 68. Наложение административного взыскания. Общие положения наложения административного взыскания.
- 69. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина
- 70. Административные правонарушения против здоровья населения
- 71. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности
- 72. Административные правонарушения против собственности
- 73. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности
- 74. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
- 75. Административные правонарушения против порядка налогообложения
- 76. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования» (административные таможенные правонарушения)
- 77. Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования
- 78. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия
- 79. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 82. Административные правонарушения в области связи и информации
- 83. Административные правонарушения против порядка управления
- Часть 2: то же деяние, совершённое повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
- 84. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции
- 86.Административный процесс: понятие, основные черты, принципы и стадии.
- 87. Задачи и принципы административного процесса.
- 88. Особенности административно-процессуальных норм и отношений.
- 89. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 90.Доказательства в административном процессе.
- 91. Субъекты административного процесса
- 92. Участники производства по делу об административном правонарушении
- 93. Меры обеспечения административного процесса
- 94. А административное расследование
- 95. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 96. Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях
- 97. Пересмотр постановлений по делам об административном правонарушении.
- 98. Производство по исполнению постановлений о наложении различных административных взысканий
- 99. Административно-правовые основы управления образованием, в области науки и научной деятельности.
- 100. Административно-правовые основы управления в обласи культуры
- 101. Административно-правовыеосновы управления здравоохранением
- 102. Административно-правовые основы управления в области обороны
- 103. Административно-правовые основы управления в области государственной безопасности
- 104. Административно-правовые основы управления внутренних дел
- 105. Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций
- 106. Административно-правовые основы управления в области иностранных дел
- 107. Административноправовые основы управления юстицией
- 108. Административно - праовые основы управления в таможенной сфере
- 2. Правовой статус таможен
- 109. Административно_правовые основы управления в области налогов и сборов