67. Понятие, цели и виды административных взысканий. Сущность а.В. И их характеристика.
Административное взыскание является мерой административной ответственности (ч.1 ст. 6.1 КоАП).
Административное взыскание – это принудительная мера административно-правового воздействия – морального, материального (денежного) или иного характера, предусмотренного законом, применяемая к осуждённому за административное правонарушение по решению уполномоченного органа (лица). [85, с.223]
Особенности административного взыскания:
содержится в административно-деликтной норме;
может быть применено как судом, так и уполномоченным органом (лицом);
является следствием совершённого административного правонарушения;
может быть применено к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения.
Цели административного взыскания:
административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами (ч.2 ст. 6.1 КоАП);
административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений (ч.3 ст. 6.1 КоАП).
Перечень административных взысканий предусмотрен ч.1 ст. 6.2 КоАП: 1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ч.1 ст. 6.2 КоАП).
Административные взыскания образуют свою систему. Под системой понимается установленный законом исчерпывающий перечень взысканий, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести. [85, с.224]
Система административных взысканий имеет следующие особенности:
представляет собой единственный законодательно установленный перечень административных взысканий. Это позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны;
подчеркивает, что иные виды административных взысканий могут быть установлены только законодательными актами и их действие возможно после включения в КоАП;
Все административные взыскания можно классифицировать, используя различные критерии. Такими критериями могут быть:
По характеру правоограничений административного взыскания можно разделить на:
а) моральные (предупреждение);
б) материальные (штраф, исправительные работы, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения);
в) иные (административный арест, депортация, лишение специального права).
По порядку применения административные взыскания делятся на:
а) административные взыскания, которые применяются только судом (
б) административные взыскания, которые применяются как судом, так и органами государственного управления (предупреждение, штраф);
С учетом особенностей субъектов, к которым применяются административные взыскания:
а) только к гражданам (исправительные работы, административный арест, лишение специального права);
б) к иностранным гражданам и лицам без гражданства (депортация).
По времени воздействия административные взыскания делятся на:
а) одновременные (разовые): предупреждение, штраф, конфискация, депортация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения;
б) продолжительные (длящиеся), то есть их исполнение растянуто во времени: исправительные работы, административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью.
По юридической значимости административные взыскания делятся на:
а) основные, то есть такие взыскания, которые не могут назначаться дополнительно к другому взысканию, назначенному в качестве основного: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест (ч.1 ст. 6.3 КоАП).
б) дополнительные, то есть такие взыскания, которые не могут применяться в отрыве от основных самостоятельно, а всегда соединяются с основными, дополняя их и усиливая наказуемость лица: конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ч.3 ст. 6.3 КоАП).
в) смешанные, то есть взыскания, которые могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных: лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация (ч. 2 ст. 6.3 КоАП).
Система административных взысканий и их характеристика.
Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения .
Особенности предупреждения:
является мерой морального воздействия;
может применяться как судом (судьёй), так и органами государственного управления;
применяется к физическим лицам;
устанавливается за не столь общественно вредные правонарушения;
Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте (ч.1 ст. 6.5 КоАП).
Особенности штрафа:
мера взыскания денежного характера;
может быть применен как к физическому лицу, так и к юридическому лицу;
в отношении физических лиц применяется как судом (судьей), так и органами государственного управления; в отношении юридических лиц – только судом (судьей);
не может налагаться на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход (ч.2 ст. 4.6 КоАП);
не может быть применен к военнослужащим срочной службы (ч.1 ст. 4.7 КоАП);
Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст.86 УК Республики Беларусь.
Особенности исправительных работ:
денежное (материальное) административное взыскание;
применяются только судом (судьей);
применяются только к гражданам;
Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.
Особенности административного ареста:
применяется только судом;
применяется только к гражданам;
продолжительное административное взыскание;
основное административное взыскание;
не может налагаться на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ч.2 ст. 4.6 КоАП);
не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста (ч.2 ст. 6.7 КоАП);
не может применяться к военнослужащим и лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ч.1 ст.4.7 КоАП).
Лишение специально права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Такое взыскание применяется только в случаях лишения права управления транспортным средством и права охоты.
Особенности лишения специального права:
применяется только судом;
применяется только к гражданам;
продолжительное административное взыскание;
применяется как в качестве основного административного взыскания (ч.1 ст. 15.37 КоАП), так и в качестве дополнительного (ч.8 ст. 18.14 КоАП);
Лишение права заниматься определенной деятельностью является новой мерой административной ответственности. Суть ее состоит в том, что лицо, получившее разрешение (лицензию) на занятие определенным видом деятельности, лишается его. [85, с.238]
Особенности лишения права заниматься определённой деятельностью:
применяется к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
продолжительное административное взыскание;
применяется как в качестве основного административного взыскания (ч.1 ст. 12.7 КоАП), так и в качестве дополнительного (ч.1 ст. 15.41 КоАП).
Конфискация делится на два вида: общую и специальную. В соответствии с ч.1 ст.6.10 КоАП общая конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение. Общая конфискация характеризуется следующими чертами:
она является принудительным и безвозмездным обращением в собственность государства определенных материальных ценностей;
такие материальные ценности должны принадлежать лицу, совершившему административное правонарушение;
такие материальные ценности могут находиться у юридического лица, подлежащего административной ответственности:
а) в собственности;
б) на праве хозяйственного ведения;
в) на праве оперативного управления. [85, с.240]
Конфискуется имущество, которое является:
доходом, полученным в результате противоправной деятельности (ч.2 ст. 12.7КоАП);
предметом административного правонарушения (ст. 14.5 КоАП);
орудием или средством совершения административного правонарушения (ст. 15.35 КоАП)
Согласно ч.2 ст.6.10 КоАП независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.
Особенности конфискации:
является материальным (денежным) административным взысканием;
применяется только судом;
применяется как к физическим, так и к юридическим лицам;
одновременное административное взыскание;
дополнительное административное взыскание.
Депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства (ст. 6.11 КоАП).
1) если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;
2) если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка;
3) если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь таможенное, валютное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности.
Особенности депортации:
применяется только судом;
применяется лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства;
одновременное административное взыскание;
применяется как в качестве основного административного взыскания (например, ст. 23.24 КоАП), так и в качестве дополнительного (например, ст. 23.30 КоАП).
Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.
Особенности взыскания стоимости предмета административного правонарушения:
является материальным (денежным) административным взысканием;
применяется только судом;
применяется как к физическим, так и к юридическим лицам;
одновременное административное взыскание;
дополнительное административное взыскание.
- 1. Понятие и предмет административного права. Особенности административно-правового регулирования.
- 2. Источники административного права.
- 3. Система административного права.
- 4. Место административного права в системе права Республики Беларусь.
- 5.Административная право как наука и как учебная дисциплина
- 6. Понятие, особенности административно-правовой нормы и её структура. Виды административно-правовых норм.
- 7. Понятие, особенности административно- правовых отношений и их структура.
- 8. Понятие государственного управления и его признаки. Виды государственного управления.
- 9. Принципы и функции государственного управления
- 10. Соотношение государственного управления с исполнительной властью и политической деятельностью.
- 11. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности
- 12. Усмотрение в сфере государственного управления.
- 13. Понятие и виды органа государственного управления (исполнительной власти)
- 14. Принципы построения и деятельности органов государственного управления.
- 15. Организационная структура и штаты органов государственного управления.
- 16. Полномочия Президента Республики Беларусь по реализации задач и функций в сфере государственного управления. Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие, структура.
- 17.Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь
- 18. Правовой статус Управления делами Президента Республики Беларусь
- 19. Правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь
- 20. Место Совета Министров Республики Беларусь в системе иных государственных органов
- 21. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь
- 22. Формы работы Совета Министров Республики Беларусь. Организационно-правовые формы работы
- 23. Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления.
- 24. Структура (звенность) в отраслевых системах республиканского государственного управления
- 25. Полномочия республиканских органов государственного управления
- 26. Формы работы республиканских органов государственного управления
- 27. Понятие, отличительные признаки и виды органов местного управления
- 28. Основные функции органов местного управления
- 29. Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций).
- 30. Подотчетность и подчиненность органов местного управления
- 31. Компетенция местных исполнительных комитетов (местных администраций).
- 32. Формы работы исполнительных комитетов (местных администраций)
- 33. Органы местного самоуправления: понятие, общая характеристика и особенности.
- 34. Основы административно-правового статуса граждан
- 35. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Обращения граждан и правовые основы их рассмотрения.
- 36. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 37. Административно-правовой статус общественных объединений
- 38. Порядок организации и деятельности политических партий
- 39. Нормативно-правовые основы организации и деятельности профсоюзов
- 40. Правовое положение религиозных объединений
- 41. Понятие и признаки государственного служащего. Виды государственных служащих.
- 42.Права, обязанности и ответственность государственных служащих
- 43. Классы, классные чины, звания, ранги государственных служащих.
- 44. Поступление на государственную службу.
- 45. Понятие, значение и виды административно-правовых форм деятельности органов исполнительной власти
- 46.Понятие и признаки правового акта управления. Юридическое значение правового акта управления
- 47. Функции, формы и виды правовых актов управления. Отличие правового акта управления от других действий администрации, иных актов и юридических документов.
- 48. Юридическая сила правовых актов управления. Основные требования, предъявляемые к правовому акту управления
- 49. Порядок принятия и действие правовых актов управления
- 50. Понятие и особенности, вмды метода осуществления управленческих действий
- 51. Убеждение и стимулирование в административном праве.
- 52. Административное принуждение
- 53.Понятие и виды контроля за субъектами административного права.
- 54.Государственный контроль: понятие и виды.
- 55. Надзор за субъектами административного права
- 56. Общественный контроль
- 57.Административно-деликтный закон: понятие, особенности и структура.
- 58.Действие административно - деликтного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.
- 59. Административная ответственность: понятие, отличительные признаки, принципы и функции.
- 60. Освобождение от административной ответственности: понятие, условия и основания
- 61. Административный проступок: понятие, признаки. Отличие административного проступка от других видов правонарушений.
- 62. Состав административного правонарушения: понятие, элементы и их признаки.
- 63. Стадии совершения административного правонарушения: понятие и виды.
- 64. Соучастие в административном правонарушении: понятие, признаки, формы и виды.
- 65.Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением: понятие и виды.
- 66. Множественность административных правонарушений: понятие и виды.
- 67. Понятие, цели и виды административных взысканий. Сущность а.В. И их характеристика.
- 68. Наложение административного взыскания. Общие положения наложения административного взыскания.
- 69. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина
- 70. Административные правонарушения против здоровья населения
- 71. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности
- 72. Административные правонарушения против собственности
- 73. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности
- 74. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
- 75. Административные правонарушения против порядка налогообложения
- 76. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования» (административные таможенные правонарушения)
- 77. Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования
- 78. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия
- 79. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 82. Административные правонарушения в области связи и информации
- 83. Административные правонарушения против порядка управления
- Часть 2: то же деяние, совершённое повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
- 84. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции
- 86.Административный процесс: понятие, основные черты, принципы и стадии.
- 87. Задачи и принципы административного процесса.
- 88. Особенности административно-процессуальных норм и отношений.
- 89. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 90.Доказательства в административном процессе.
- 91. Субъекты административного процесса
- 92. Участники производства по делу об административном правонарушении
- 93. Меры обеспечения административного процесса
- 94. А административное расследование
- 95. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 96. Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях
- 97. Пересмотр постановлений по делам об административном правонарушении.
- 98. Производство по исполнению постановлений о наложении различных административных взысканий
- 99. Административно-правовые основы управления образованием, в области науки и научной деятельности.
- 100. Административно-правовые основы управления в обласи культуры
- 101. Административно-правовыеосновы управления здравоохранением
- 102. Административно-правовые основы управления в области обороны
- 103. Административно-правовые основы управления в области государственной безопасности
- 104. Административно-правовые основы управления внутренних дел
- 105. Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций
- 106. Административно-правовые основы управления в области иностранных дел
- 107. Административноправовые основы управления юстицией
- 108. Административно - праовые основы управления в таможенной сфере
- 2. Правовой статус таможен
- 109. Административно_правовые основы управления в области налогов и сборов