logo
МЕТОД

Методические рекомендации

Изучение темы, дающее общее представление о финансах и финансовой деятельности следует начать с прочтения 1 главы учебника Финансовое право. Студент должен освоить категориальный аппарат данного раздела дисциплины. В первую очередь он должен иметь четкое представление о том, что такое «финансы», «финансовая деятельность», «система финансов», различать категории «финансы» и «деньги», для этого он должен уяснить, что входит в понятие «финансовые ресурсы».

Необходимо четко запомнить, что «финансовые ресурсы» – это деньги, денежные суррогаты (квазиденьги) ценные бумаги), материально-вещественные элементы (если их можно измерить, оценить и они ликвидны, т.е. могут легко обмениваться на деньги), нематериальные объекты, исключительные права (интеллектуальная собственность, ноу-хау, информация, товарные знаки, патенты изобретения, авторские свидетельства – если также их можно измерить, оценить и они ликвидны, т. е. способны легко превращаться в деньги) – все, что участвует в распределении и перераспределении совокупного общественного продукта. Однако, даже деньги перестают быть финансовыми ресурсами, тогда когда они исключены из оборота, не участвуют в воспроизводственном цикле и товарно-денежных отношениях.

Студенты должны уяснить, что любое государство для осуществления своих функций и реализации, стоящих перед ним задач для защиты своего суверенитета с неизбежностью нуждается в материальных ресурсах. Поэтому с момента возникновения товарно-денежных отношений и денег как всеобщего универсального эквивалента материальной основой жизнедеятельности любого государства становятся финансы.

Студентам должно быть известно из других курсов, что любая категория имеет форму и содержание. Финансы, будучи экономической категорией, в материальном смысле являются денежным фондом, которым государство владеет, пользуется и распоряжается, с другой стороны – это общественные отношения по поводу создания, распределения и использования фондов денежных средств государства. При этом следует иметь ввиду, что сфера денежных отношений шире финансовых, так как в последних обязательно участвует государство, а в первых – любые другие заинтересованные лица.

Необходимо запомнить, что финансам, как целостной экономической категории, свойственны распределительная, контрольная и регулирующие функции. Регулирующая функция заключается в экономических методах воздействия на предмет. Путем реализации этой функции государство регулирует экономический закон стоимости, который отражает объективное стремление капитала перетекать из наименее рентабельных отраслей в наиболее рентабельные (это могут быть прямые льготы, кредиты, льготное налогообложение в приоритетных отраслях).

Финансы, как целостная категория включают в себя взаимосвязанные звенья и институты, которые представляют собой группу однородных отношений, складывающиеся в процессе образования и использования соответствующих денежных фондов, основным из которых является бюджет. Совокупность финансовых институтов образует финансовую систему России. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денег и безналичными расчетами, на характер которых значительное влияние оказывает валютное регулирование.

Следует понимать, что под финансовой системой государства понимается также совокупность государственных органов, осуществляющих свою деятельность в рамках представленной компетенции. В науке финансового права есть и другая точка зрения, предполагающая, что финансовая система – это лишь совокупность институтов. Студентам предлагается выбрать свою позицию по данному вопросу и обосновать ее.

Органы общей компетенции – это высшие органы представительной и исполнительной власти (Федеральное собрание – Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федераций и местного самоуправления).

Органы специальной компетенции – это органы, для которых финансовая деятельность является основной.

Студентам следует усвоить, что в процессе владения, пользования и распоряжения фондом денежных средств государство и муниципальные образования вступают в те или иные общественные отношения с прочими субъектами. Таким образом, оно осуществляет финансовую деятельность, связанную с образованием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения своей жизнедеятельности.

Отсюда, финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это осуществление ими функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсах) в целях реализации стоящих перед ними задач. В связи с тем, что в настоящее время в России происходит построение правового государства, такая деятельность, как финансовая, может осуществляться только в жестких рамках закона и под контролем государства.