logo search
Автономия региональных органов власти

1.3 Взаимодействие законодательной и исполнительной власти

Рассмотрение и утверждение бюджета является основным пунктом соглашения и предметом торга между законодательной и исполнительной властью. Парламент отказывается от активного вмешательства в бюджетный процесс в обмен на часть бюджетных средств. То есть, утверждение бюджета является основным пунктом договоренности между законодательной и исполнительной властью: исполнительная власть предоставляет часть бюджетных ресурсов парламенту в обмен на беспрепятственное утверждение бюджета и распоряжение бюджетными средствами. Процесс обмена представляет собой либо изначально заложенные в бюджет средства в интересах парламента, либо парламент путем поправок вносит соответствующие изменения в бюджет при его утверждении.

По словам Ширикова "в целом доминирование исполнительной власти и недостаточная автономия законодательной задают потребность в явных или неявных договоренностях такого рода" Шириков А. Анатомия бездействия: политические институты и бюджетные конфликты в регионах России //СПб: издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. - 2010.,. Чаще такие процедуры являются неформальными, а договоренности сторон не прописываются. Данный процесс превращается в устойчивую повторяющуюся практику, которая самовоспроизводится из года в год и депутаты стараются закрепить ее формально (например, в Санкт-Петербурге депутаты получили в процессе торга с исполнительной властью закрепленные депутатские поправки и фонды, а также коллективную поправку). Сформировать и закрепить законодательно данную процедуру возможно только при наличии в достаточной степени автономного парламента, не конфликтующего с исполнительной властью, чтобы было возможным достижение компромисса сторонами. Однако в случае доминирования исполнительной власти и подконтрольности парламента, процесс торга становится патрон-клиентским соглашением между ветвями власти.

Наличие данного механизма позволяет обеспечить непрерывность политического процесса. Иначе произошел бы конфликт законодательной и исполнительной власти, что привело бы либо к невозможности нормальной работы ни одной из властей, либо к подавлению парламента и невозможности обеспечения нормального законодательного процесса.