logo search
Правоведение Петергова

1. Понятие административного права как права государственного управления

Управление - это любое целенаправленное, организующее вли­яние на разнообразные процессы, происходящие в природе, технике, обществе и т. п. Характерно, что термин "управле­ние" в переводе на английский язык — administration. Адми­нистрировать, то есть руководить, управлять, ясно показыва­ет нам связь административного права с управлением. Адми­нистративное право — это управленческое право.

Основными признаками управ­ления являются управленческая система, субъект и объект управления, управляющее воздействие субъекта на объект и обратная связь. Управленческая система —это единство управленческих элементов, которые взаимодействуют как единое целое, порождая новые качества, не присущие отдель­ным ее компонентам.Субъектом управленияназывают сторо­ну управленческого процесса, представляющую собой источ­ник управляющего воздействия.Объект управления —сторо­на управленческого процесса, функционирующая под управляющим воздействием субъекта, приобретающая опре­деленные новые качества и изменяющаяся.Управляющее воз­действиеопределяют как комплекс мероприятий, приемов, форм, методов и организующих команд, направленных на объект управления, с помощью которых реально изменяется объект управления.Обратную связьможно охарактеризовать как определенную информацию для субъекта управления об изменениях, произошедших в объекте управления благодаря управляющему воздействию.

Выделяют три разновидности управления, а именно:

Социальное управление — это управление в обществе, в котором и субъектом, и объектом управления является человек. В зависимости от субъекта управленческого процесса социальное управление можно подразделить на государственное и общественное (негосудар­ственное) управление.

Следовательно, одним из видов социального управления является государственное управление - деятельность всех видов орга­нов государства: законодательных, судебных, контрольно-надзорных, исполнительно-распорядительных по организации общественной жизни.

Виды госу­дарственного управления:

Государственному управлению присущи следующие черты:

1) деятельность по реализации задач и функций государ­ства;

2) оно осуществляется специально созданными для этого государственными органами и должностными лицами;

3) последние действуют по поручению государства, от его имени и имеют государственно-властные полномочия;

4) формы и методы работы управленческих органов регла­ментируются правом.

Административное право, подобно другим составляющим национальной правовой системы Украины, рассмат­ривают как: а) отрасль права; б) отрасль законодательства; в) юридическую науку; г) учебную дисциплину.

Как отрасль украинского права (законодательства)адми­нистративное право Украины представляет собой систему административных правовых норм, институтов и норматив­но-правовых актов, регулирующих и охраняющих особый круг общественных отношений в сфере государственного управления. Какотрасль праваоно может быть рассмотрено в объективном и субъективном понимании. В объективном понимании административное право Украины характеризует­ся совокупностью административных правовых норм, инсти­тутов и нормативно-правовых актов, которые образуют его внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма адми­нистративного права включает внутреннее строение — систе­му административного права. Внешняя форма характеризует­ся источниками, представляющими собой способ внешнего выражения содержания административно-правовых норм и институтов.

В субъективном понимании административное право Украины — это совокупность закрепленных нормами объек­тивного права возможностей человека и гражданина, реали­зуемых в сфере государственного управления.

Административное право Украины имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Предметом административного правового регулированияяв­ляются общественные отношения, возникающие, изменяю­щиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления. Особенности отношений, составляющих предмет ад­министративного права, в том, что:

Методы административного права —это средства, спосо­бы и приемы, с помощью которых осуществляется правовое влияние на предмет административного права, в основном это обязательства, запреты и административно-правовое принуждение. В ряде случаев при­меняются и определенные разрешения. Например, разреше­ние получать определенную информацию для осуществления возложенных на орган или должностное лицо задач.

Как юридическая наука административное правопредстав­ляет собой систему знаний, теорий, гипотез, выводов и реко­мендаций об истории возникновения и развития, понятии, предмете и методе правового регулирования, системе и источниках отрасли административного права (законодатель­ства), науки и учебной дисциплины. Наука имеет свой пред­мет и исследовательские методы, свою систему и источники.

Система административного права —это его внутренняя форма, характеризующая его внутрен­нее построение. Структура системы административного пра­ва включает в себя: а) административные правовые нормы и б) административные правовые институты.

Административно-правовые нормы- общеобязательные, формально-определенные пра­вила поведения человека в обществе, которые устанавлива­ются (санкционируются) и обеспечиваются государством с целью закрепления, регулирования и охраны общественных отношений в сфере государственного управления.

Как особые признаки административно-правовых норм можно считать то, что они:

Административно-правовой институт —это объединение двух и более административно-правовых норм в единую на­чальную, видовую или родовую группу для регулирования со­ответствующих общественных отношений.

Объединяясь, нормы и институты образуют общую, особен­ную и специальную части административного права Украины.

Общая частьобъединяет административно-правовые нор­мы, институты и нормативно-правовые акты, закрепляющие и регулирующие основные принципы управления, правовой статус субъектов управления, формы и методы их деятельности, функционирование административного процесса и га­рантии и способы обеспечения законности в государствен­ном управлении.

Особенная частьвключает в себя административно-право­вые нормы, институты и нормативно-правовые акты, за­крепляющие и регулирующие управление в разных сферах общественной жизни, а именно: в экономической, админист­ративно-политической, социально-культурной, государствен­но-правовой и др.

Специальная частьохватывает административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, регулирую­щие административно-правовую деятельность конкретных органов (например, внутренних дел, таможенной службы, на­логовой администрации).

Внешнюю форму административного права составляют его источники. Источниками административного праваназы­вают правовые обычаи, нормативные договоры и нормативно-правовые акты, правовые акты государственного управле­ния, содержащие административно-правовые нормы.

Основным видом источников административного права являются нормативно-правовые акты —письменные доку­менты государственных органов и других компетентных субъектов, которые принимаются ими в установленном порядке и содержат административно-правовые нормы. К кодифицированным законам относят Кодекс Украины об административных правонару­шениях, Земельный кодекс Украины, Таможенный кодекс Украины и некоторые другие.