1. Теории возникновения государства
В юридической литературе существуют различные концепции возникновения государства.
Теологическая теория.Ее автором был Фома Аквинский (1225—1274). Его учение построено на иерархии форм: от Бога чистого разума к духовному и материальному миру. Провозглашение происхождения государства от Бога обосновывает его вечность и нерушимость, оправдывает наиболее реакционные государства, подчеркивает, что любое посягательство на государство обречено на поражение, поскольку власть вложена в руки правителя Богом и она призвана защищать благо всех.
Патриархальная теория.Сущность ее состоит в утверждении, что государство происходит от семьи и является следствием исторического развития и разрастания последней, а, следовательно, абсолютная власть монарха — это продолжение родительской власти. Основными представителями этой теории были Аристотель, Р. Фильмер, А. Михайловский и др. Например, Р. Фильмер в своем произведении "Патриархия или естественная власть короля" утверждал, что абсолютная власть монарха берет начало непосредственно от Адама. Государство вырастает из семьи, а власть монарху через Адама дана Богом и неподвластна никаким человеческим законам.
Договорная теория.Государство возникло вследствие объединения людей по добровольному согласию (договору) на то, что одни будут управлять, а другие — выполнять их управленческие решения. Представителями этой теории были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
Психологическая теория.Согласно этой теории государство возникло благодаря особым свойствам психики людей. Человеческой психике якобы присуща потребность покорности, наследования, осознания зависимости от выдающейся личности. Народ представляет собой инертную массу и не способен принимать решения, а потому нуждается в постоянном руководстве. Представителем этой теории был Л. Петражицкий (1867-1931).
Теория насилия.В соответствии с этой теорией государство возникло как результат завоевания одних племен другими, порабощения одного народа другим. По мнению сторонников теории, государство является той силой, которую создают завоеватели для удержания в повиновении завоеванных народов и укрепления власти победителей. Представителями теории были Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.
Органическая теория.Ее обосновал английский философ Г. Спенсер (1820—1903). Он проводил аналогию между государством и биологическим организмом. По мнению Г. Спенсера, государство подобно биологическому организму, оно рождается, размножается, стареет и гибнет. Как биологический организм, государство имеет политическое тело — руки, ноги, голову, туловище, которые выполняют соответствующие функции.
Среди других теорий происхождения государства заслуживают внимания космическая, технократическая и мусульманская. Сторонники космической теорииобъясняют возникновение государства доставкой на землю политической организации общества из космоса другими цивилизациями. Сущность технократической теориивозникновения государства якобы состоит в необходимости осуществлять управление государством техническими средствами и орудиями труда. Согласно теории исламистовгосударство у мусульман возникает как служитель мусульманского права, которое следит за правильным отправлением правосудия.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что в теории государства и права отсутствует единый взгляд на закономерности возникновения государства и права. Существует множество разнообразных доктрин возникновения государства, а также исторические, географические, демографические и другие особенности возникновения государства у разных народов.
Право, как и государство, возникло вследствие необходимости управлять социальными процессами. Различают:
право общесоциальное,включающее в себя права человека, права нации, права народа, права объединений и других социальных групп, права человечества;
право юридическое,устанавливаемое и санкционируемое государством, то есть юридическое право возникает только с возникновением государства, поэтому закономерности возникновения государства касаются и возникновения права.
Право возникает вследствие:
перерастания мононорм (первобытных обычаев, традиций, морали) в юридические нормы;
правотворческой деятельности компетентных государственных органов или должностных лиц;
преобразования решений судебных органов по конкретным делам в общую норму, являющуюся обязательной для решения аналогичных случаев.
Между правом и государством устанавливается довольно сложная связь. Посредством права государство стремится претворять в жизнь свою волю.
Юридическое право, сформировавшись вместе с созданием государства, в рабовладельческий и феодальный периоды развития государственности носило классовый характер и защищало интересы экономически и политически господствующего класса. Вместе с тем юридическое право — явление культуры и цивилизации, поскольку содержит информацию о прошлых и ныне существующих общественных отношениях между людьми на различных этапах развития политической организации общества.
2. Понятие, функции, классификация государств
Государство — это суверенная, политико-территориальная организация власти определенной части населения в социально неоднородном обществе, имеющем специальный аппарат управления и принуждения, обладающая способностью с помощью права делать свои веления общеобязательные для населения всей страны, а также осуществлять руководство и управление общественными делами.
К основным признакамгосударства относятся:
а) суверенитет;
б) территориальное расселение населения страны;
в) наличие аппарата управления и принуждения;
г) способность разрабатывать общеобязательные правила поведения;
д) способность собирать налоги, осуществлять займы и давать кредиты;
е) возможность выражать и защищать интересы определенной части населения.
Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых отражаются и конкретизируются задачи и цели государства, проявляются его сущность, содержание и социальное назначение в социально неоднородном обществе.
Классификация функций государства:
Основные функции —наиболее общие и наиболее важные комплексные направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и целей, стоящих перед государством в конкретный исторический период. К ним относятся функции - обороны; поддержания внешних сношений; охраны правопорядка; информационная; экономическая; экологическая; социальная; культурно-воспитательная и др.
Неосновные функции —это направления деятельности государства по осуществлению конкретных задач во второстепенных сферах общественной жизни. К ним относятся: управление персоналом; материально-техническое обеспечение и управление имуществом; обеспечение реализации бюджетного дела и бухгалтерского учета; правосудие и юридические функции; поиск, сбор и распространение необходимой для управления интеллектуальной информации и т. п.
Внутренние функции —это такие направления деятельности государства, в которых конкретизируется внутренняя политика относительно экономических, идеологических, экологических, культурных и других аспектов жизни гражданского общества. К внутренним функциям относятся: экономическая; культурно-воспитательная; охрана и защита всех форм собственности; социальное обслуживание населения; экологическая; охрана правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и др.
Внешние функции —это основные направления деятельности государства за его пределами во взаимоотношениях с другими государствами, мировыми общественными организациями и мировым сообществом в целом. Внешними функциями являются: организация сотрудничества с другими субъектами международных отношений, защита государственного суверенитета; поддержание мира в регионе и борьба за мирное сосуществование государств различной ориентации.
Постоянные функции —это направления деятельности государства, осуществляемые на всех этапах его развития.
Временные функции —это направления деятельности государства, обусловленные конкретным этапом исторического развития общества.
Гуманитарные функции —это направления деятельности государства и его органов по обеспечению каждому человеку надлежащих условий жизни.
Экономические функции —это направления деятельности государства (его органов) по переходу от плановой к рыночной экономике и дальнейшему развитию производительных сил и производственных отношений на основных принципах развития рынка и добросовестной конкуренции.
Политические функции —это направления деятельности государства (органов государства) по созданию условий для формирования и функционирования государственной власти на основах демократии.
Формы осуществления функций государства
Правовые формыпредставляют собой виды осуществления функций государства, влекущие за собой правовые последствия. Существуют различные виды правовых форм осуществления функций государства — правотворческая, управленческая (исполнительно-распорядительная), правоохранительная, правоприменительная и др.
Организационные формыосуществления функций государства — это специфические виды фактической деятельности, не влекущие правовых последствий. Различают регламентирующую, экономическую, контрольную, воспитательную и другие виды организационных форм.
Методы осуществления функций государства —это средства и способы, с помощью которых претворяются в жизнь специальные виды деятельности государства по реализации его функций.
Методы правотворческой деятельности государства —это средства и способы подготовки, принятия и обнародования законов и других нормативно-правовых актов, обеспечивающих выполнение государственных функций.
Управленческие методы —это средства и способы осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в сфере реализации функций государства.
Правоохранительные методы —это средства и способы правоохранительной деятельности соответствующих государственных органов.
Организационные методы —это средства и способы осуществления организационного вида деятельности по обеспечению реализации государственных функций. К ним относятся: программирование; прогнозирование; исследование; осуществление оперативного анализа и др.
Таким образом, функции государства и методы их осуществления характеризуют сущность, социальное назначение и роль государства в обществе. В социальных демократических и правовых государствах они олицетворяют общечеловеческие и гуманитарные формы.
Организация государственной власти в значительной мере зависит от формы государства. Различают форму правления, форму государственного строя, форму государственно-правового режима.
Форма правления —это организация верховной государственной власти, порядок ее образования и деятельности, компетенция и взаимосвязь ее органов, а также взаимоотношения с населением страны.
Известны две формыправления: монархия и республика.
Монархия —это такая форма правления, при которой верховную власть в государстве полностью или частично осуществляет одно лицо, принадлежащее к правящей династии (фараон, король, шах, царь, император и т. д.).
Монархия бывает абсолютной и ограниченной. Абсолютная монархия — это форма правления, при которой верховная власть сосредоточивается в руках единоличного главы государства (монарха). При ограниченной (конституционной, парламентской) монархии законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — монарху (или кабинету министров), судебная — судам, состав которых избирается или назначается.
Республика —форма правления, где верховная власть в государстве принадлежит представительским выборным органам и осуществляется ими.
В аристократической республике формальное право избирать или быть избранным принадлежит лишь высшим слоям (например, рабовладельческие республики в Древних Афинах, Древнем Риме).
В демократических республиках формальное право принимать участие в выборах органов власти принадлежит всему населению страны, то есть всем гражданам, которые достигли определенного возраста, не признаны судом недееспособными или их право не ограничено по причинам, предусмотренным законом.
Известны три вида демократическихреспублик: парламентская, президентская и смешанная.
Впарламентской республике:
1) президент избирается парламентом;
2) правительство формируется из представителей партий, имеющих большинство в парламенте;
3) правительство подотчетно парламенту;
4) парламент может высказать правительству недоверие, что влечет за собой его отставку.
Впрезидентской республике:
1) президент избирается всенародно или по особой процедуре;
2) президент является главой государства и осуществляет исполнительную власть;
3)законодательная власть принадлежит представительному органу (парламенту);
4) президент имеет право отлагательного вето и другие права (скажем, право распустить парламент).
Всмешанной республикеесть элементы как президентской, так и парламентской форм правления (например, в Украине).
Форма государственного строя — территориальнаяорганизация государства, характер взаимодействия между ее составляющими и каждой частью с государством в целом.
Территория государства разделена на отдельные национально-политические или административные единицы, характеризующиеся соотношением частей государства и его органов с государством в целом и между собой (например, Автономная Республика Крым, Киевская область).
Различают простуюисложную формыгосударственного устройства.
Простое (унитарное) государство —единое государство, которое не имеет внутри обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Для государственных органов характерно наличие: единой системы государственных органов; единого законодательства; единой территории; единого гражданства; единой общегосударственной символики и т. п.
Сложное государство —формируется из отдельных государственных образований, которые пользуются определенной самостоятельностью. К этой форме государства относится: федерация, конфедерация, а по утверждению некоторых авторов, и империя.
Федерация —суверенное государственное образование (союз государств) с особой структурой государственного механизма, состоящей как из общефедеративных государственных (общественных) организаций, системы законодательства, а также из аналогичных организаций и законодательства субъектов федерации. Федерация создается на добровольных началах преимущественно в соответствии с заключенными соответствующими соглашениями (например, Российская Федерация, США).
Конфедерация —добровольное объединение самостоятельных государств для достижения конкретной цели. В конфедерации нет единой (или двойной) системы органов, законодательства, территории, гражданства. Это нестойкая форма объединения, со временем распадающаяся или преобразующаяся в федерацию.
Империя —принудительно образованное посредством завоевания одного народа другим сложное государство, части которого полностью зависят от верховной власти.
Государственно-правовой режим —это совокупность средств и методов реализации государственной власти, отражающих ее характер и содержание с учетом соотношения демократических и недемократических основ. Различаютдемократическийинедемократическийрежимы.
Основные признакидемократического режима:
1) проведение выборов государственных органов в центре и на местах и органов местного самоуправления;
2) плюрализм в политической, экономической, идеологической и духовной сфере жизнедеятельности людей;
3) равноправие людей, гарантии осуществления ими их прав, выполнение их обязанностей;
4) демократизм правосудия, приоритет методов убеждения перед методами принуждения и т. п.
Следовательно, демократический правовой режим —это осуществление государственной власти на основе действующего права с использованием демократических форм народного представительства, исполнительно-распорядительной деятельности, правосудия, контроля и надзора, равноправия населения, а также гарантирование его прав, свобод, законных интересов, выполнение каждым своих обязанностей.
Недемократические режимыподразделяются на тоталитарные и авторитарные.
Тоталитарный режим —это совокупность таких средств и методов реализации государственной власти, при которых вся жизнедеятельность общества и каждого отдельного гражданина (лица) абсолютно регламентирована: власть на всех уровнях формируется закрыто одним лицом или несколькими людьми из правящей верхушки, не контролируется населением; отсутствует какая-либо возможность свободного волеизъявления и учета интересов всех групп населения; малейшие вольности немедленно подавляются всеми средствами и способами, вплоть до прямого насилия, действует однопартийная система; обычным является грубое вмешательство в личную жизнь человека и гражданина.
Авторитарный режим —это такая совокупность средств и способов реализации государственной власти, при которых она концентрируется в руках правящей верхушки; допускаются некоторое размежевание политических сил, легальные возможности через представительные органы или общественные объединения отстаивать интересы определенных слоев населения. Но если такая поляризация политических сил становится антагонистической, включается механизм действия реакционного закона или прямое насилие.
По другим признакам демократические режимы классифицируются на демократическо-либеральный, демократическо-радикальный, демократическо-консервативный и др. Среди недемократических различают: военно-полицейский, фашистский, расистский, террористический, диктатуру определенной партии, класса, другой группы или слоя в социально неоднородном обществе и т. п.
Следовательно, форма государства характеризуется соответствующей организацией и реализацией публичной власти, взаимосвязью государства с лицом и гражданским обществом.
3. Право – особый вид социальных норм
Социальные нормы — это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные объективными закономерностями, являющиеся результатом сознательной волевой деятельности определенной части или всего общества и обеспечивающиеся разнообразными способами социального влияния.
В зависимости от способа их образования и обеспечения социальные нормы классифицируются на: юридические; нравственные; корпоративные (общественных организаций, политических партий, других объединений граждан); обычаи или традиции.
В зависимости от сферы социальных отношений, регулирующихся нормами, их подразделяют на: экономические, политические, семейные, религиозные, этические и эстетические, организационные, социально-технические.
Юридические (правовые) нормы —общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные (санкционированные) государством, охраняются, защищаются и гарантируются им и содержатся в нормативно-правовых актах.
Нравственные нормы —правила поведения, базирующиеся на моральных взглядах общества на добро и зло, справедливое и несправедливое, гуманное и негуманное, а обеспечиваются, прежде всего, внутренней убежденностью и силой общественной мысли.
Корпоративные нормы —правила поведения, которые устанавливаются и обеспечиваются политическими партиями, общественными организациями и другими объединениями людей.
Обычаи или традиции —правила поведения, которые исторически сложились и вошли (превратились) в привычку людей. Например, празднование традиционных дат или обычай провожать на службу в Вооруженные Силы.
Для того чтобы показать, что право является особым видом социальных норм, следует сравнить признаки правовых и других социальных норм.
Правовые нормы, образующие в своей совокупности право:
— возникают вместе с возникновением государства;
— устанавливаются или санкционируются государством;
— выражают волю руководящей части общества;
— образуют внутренне согласованную целостность, единство (систему права);
— существуют в обществе как одна система норм;
— формулируют правила поведения в виде прав и обязанностей;
— правила поведения, формально определенные по содержанию;
— имеют определенные формы внешнего выражения;
— имеют точно определенные границы действия;
— обеспечиваются государственным принуждением и другими способами.
Другие социальные нормы, которые образуют систему социального регулирования:
— существуют в любом обществе;
— устанавливаются или санкционируются другими субъектами;
— выражают волю различных частей населения;
— могут существовать и бессистемно, не будучи внутренне согласованными;
— существуют чаще всего в виде нескольких относительно самостоятельных систем нормативного регулирования;
— выражаются не только через права и обязанности, но и через общие принципы, цели, лозунги и т. п.;
— как правило, лишены формальной определенности;
— могут выражаться в любых, не всегда фиксированных формах;
— не всегда имеют точно определенные границы действия;
— обеспечиваются привычкой, внутренним убеждением, моральным, общественным влиянием и другими внегосударственными способами.
Таким образом, право, как особый вид социальных норм, отличается от других социальных норм взаимосвязью с государством, направлениями влияния на общественные отношения.
- Министерство образования и науки Украины
- Печатается по решению Ученого совета Университета экономики и управления Симферополь, 2004 Содержание:
- Задачи и краткая характеристика курса «Правоведение»
- Лекция № 1 тема: «Введение в правоведение. Основы общего учения о государстве и праве»
- 1. Теории возникновения государства
- 4. Понятие, основные признаки, виды и структура правоотношений
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 2 тема: «Основы административного права Украины»
- Основные термины
- 1. Понятие административного права как права государственного управления
- 2. Органы государственного управления, их классификация, полномочия
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 3 тема: «Финансовое право. Банковское право».
- Основные термины
- Финансовое право и финансовая система Украины
- 2. Бюджетная система
- 3. Предмет и метод банковского права, источники банковского права, банковские правоотношения
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 4 тема: «Гражданское законодательство»
- 1. Понятие гражданского права и гражданского правоотношения
- 2. Понятие собственности и права собственности
- 3. Понятие, виды и формы гражданско-правовых сделок
- 4. Сроки в гражданском праве
- 5. Основы наследственного права
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 5 тема: «Семейное законодательство»
- Основные термины
- Брак и семья по законодательству Украины
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 6 тема: «Аграрное, земельное, экологическое право»
- Основные термины
- Особенности правового регулирования аграрных отношений
- 2. Состав и назначение земель Украины, основные вопросы землепользования
- 3. Общая характеристика законодательства об охране природы и рациональное использование природных ресурсов.
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 7 тема: «Основы уголовного права Украины»
- 1. Понятие уголовного закона, его основные положения
- 2. Понятие, признаки и состав преступления
- 3. Уголовное наказание
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 8 тема: «Международное право»
- Основные термины
- Международная система и международное право: предмет, система, задачи
- Субъекты международного права. Принципы международного права
- Права человека и международное право
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 9 тема: «Разрешение хозяйственных споров»
- Основные термины
- 1. Хозяйственный суд, система хозяйственных судов Украины.
- 2. Хозяйственный процесс, его особенности
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 10 тема: «Рассмотрение гражданских, административных, уголовных дел»
- Основные термины
- 1. Рассмотрение гражданского дела в суде
- Возбуждение уголовного дела, досудебное и судебное производство
- Административное производство и его особенности
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 11 тема: «Судебные и правоохранительные органы Украины»
- Основные термины
- Судебная деятельность. Правосудие в Украине: понятие, основные задачи и принципы
- 2. Понятие правоохранительной деятельности
- Правовой статус правоохранительных органов в Украине
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 12 тема: «Основы трудового права Украины и социального законодательства»
- Основные термины
- 1. Понятие трудового права и трудовых правоотношений
- Трудовой договор
- Понятие социального страхования и социального обеспечения, его виды
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача 12.
- План семинарского занятия №1 Тема: «Основные понятия теории государства и права».
- План семинарского занятия №2 Тема: «Административное право и его роль в управлении государством».
- План семинарского занятия №3 Тема: «Роль гражданского права в регулировании имущественных отношений в государстве».
- План семинарского занятия №4 Тема: «Семейное законодательство Украины».
- План семинарского занятия №5 Тема: «Уголовный закон. Состав преступления как основание уголовной ответственности».
- План семинарского занятия №6 Тема: «Урегулирование гражданских и хозяйственны споров в суде».
- Литература:
- Правоведение
- Университет экономики и управления
- Плата за обучение доступная.
- Оператор компьютерной верстки (обучение 1 год и 2 года),
- 49-49-17, 49-49-19 (Приемная комиссия),
- 49-49-27 (Лицей), 49-49-20 (отдел кадров)
- 49-49-39, 49-49-29 (Деканаты дневного и заочного отделения),
- 51-02-22, 51-02-20 (Открытый таврический колледж)