logo
Правоведение Петергова

2. Хозяйственный процесс, его особенности

Хозяйственным судопроизводством признаются процедуры обращения, возбуждения дел в хозяйственном суде, их рассмот­рение, принятие решений и пересмотр судебных решений в апел­ляционном и кассационном производствах. Особенности хозяйственного судопроизводства состоят в том, что, во-первых, право на обращение имеют субъекты предпринимательской деятельности (предприятия, учреждения, организации, дру­гие юридические лица, в том числе иностранные, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без со­здания юридического лица). Рассмотрение споров осущест­вляется на принципах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом. Во-вторых, стороны имеют право применять меры досудебного урегулирования хозяй­ственного спора (за исключением отдельных важных катего­рий споров).

В хозяйственных судах рассматриваются:

споры об установлении цен на продукцию (товары), а также тарифов на услуги (выполнение работ);

дела о банкротстве;

дела по вопросам деятельности Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты.

Хозяйственное судопроизводство регулируется ХПК Украины, Законом Украины "О хозяйственном суде", между­народными договорами, согласие на обязательность которых предоставила Верховная Рада Украины.

Правосудие в хозяйственных судах осуществляется на основах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом.

Судопроизводство в хозяйственных судах осуществляется на основах состязательности.

Стороны и другие лица, которые участвуют в деле, обосновывают свои требования и возражения представленными суду доказательствами.

Хозяйственный суд создает сторонам и другим лицам, участвующим в деле, необходимые условия для установления фактических обстоятельств дела и правильного применения законодательства.

Рассмотрение дел в хозяйственных судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит требованиям относительно охраны государственной, коммерческой или банковской тайны, или когда стороны, или одна из сторон, обоснованно требуют конфиденциального рассмотрения дела и подают соответствующее ходатайство до начала рассмотрения дела по существу.

Судебный процесс фиксируется техническими средствами и отражается в протоколе судебного заседания в порядке, установленном ХПК.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие путем принятия обязательных к исполнению на всей территории Украины решений, определений, постановлений. Решения и постановления хозяйственных судов принимаются именем Украины.

Все судебные решения излагаются в письменной форме.

Дела в местных хозяйственных судах рассматриваются судьей единолично. Любое дело, которое относится к подсудности этого суда, в зависимости от категории и сложности дела, может быть рассмотрено коллегиально в составе трех судей.

Пересмотр в апелляционном порядке решений местных хозяйственных судов осуществляется апелляционными хозяйственными судами коллегией судей в составе трех судей.

Пересмотр в кассационном порядке решений местных и апелляционных хозяйственных судов осуществляется Высшим хозяйственным судом Украины коллегией судей в составе трех или более нечетного количества судей.

Судебное решение принимается судьей по результатам обсуждения всех обстоятельств дела, а если спор разрешается коллегиально - большинством голосов судей. В таком же порядке решаются вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела.

Ни один из судей не имеет права воздерживаться от голосования. Председательствующий судья голосует последним.

Судья, не согласный с решением большинства состава коллегии судей, обязан подписать процессуальный документ и имеет право изложить письменно свое отдельное мнение, которое приобщается к делу, но не оглашается.

Подготовку проектов судебных решений осуществляет председательствующий коллегии судей или по его поручению - любой судья этой коллегии.

Стороны применяют меры досудебного урегулирования хозяйственного спора в случаях, предусмотренных ХПК, а также по договоренности между собой, если это обусловлено договором.

Порядок досудебного урегулирования хозяйственных споров не распространяется на споры о признании договоров недействительными, споры о признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы предприятий и организаций, споры о взыскании задолженности по опротестованным векселям, споры о взыскании штрафов Национальным банком Украины с банков и других финансово-кредитных учреждений, а также на споры об обращении взыскания на заложенное имущество.

Предприятия и организации, чьи права и законные интересы нарушены, в целях непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав и интересов обращаются к нему с письменной претензией.

Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в оригиналах или должным образом засвидетельствованных копиях. Документы, имеющиеся у второй стороны, могут не прилагаться к претензии с указанием об этом в претензии.

Претензия подписывается полномочным лицом предприятия, организации или их представителем и высылается адресату заказным или ценным письмом или вручается под расписку.

Претензия подлежит рассмотрению в месячный срок, который исчисляется со дня получения претензии.

Если к претензии не приложены все документы, необходимые для ее рассмотрения, они истребуются у заявителя с указанием срока их представления, который не может быть меньше пяти дней, не учитывая времени почтового оборота. При этом течение срока рассмотрения претензии приостанавливается до получения истребованных документов или истечения срока их представления. Если истребованные документы в установленный срок не поступили, претензия рассматривается по имеющимся в наличии документам.

При рассмотрении претензии предприятия и организации в случае необходимости должны сверить расчеты, провести судебную экспертизу или совершить другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.

Предприятия и организации, получившие претензию, обязаны удовлетворить обоснованные требования заявителя.

О результатах рассмотрения претензии заявитель уведомляется в письменной форме.

Если претензия отклонена полностью или частично, заявителю должны быть возвращены оригиналы документов, полученных с претензией, а также высланы документы, обосновывающие отклонение претензии, если их нет у заявителя претензии.

Ответ на претензию подписывается полномочным лицом предприятия, организации или их представителем и высылается заказным или ценным письмом или вручается под расписку.

Если в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы, то через 20 дней после его получения ответ является основанием для принудительного взыскания задолженности государственной исполнительной службой в порядке, установленном Законом Украины "Об исполнительном производстве". К заявлению о возбуждении исполнительного производства прилагается ответ должника, а если в нем не отмечен размер признанной суммы, то прилагается также копия претензии.

Споры, возникающие при заключении хозяйственных договоров, могут быть представлены на разрешение хозяйственного суда.

Предприятие или организация, которые считают необходимым изменить или расторгнуть договор, указанный в части второй статьи 5 ХПК, высылают предложения об этом второй стороне по договору.

Предприятие, организация, получившие предложение об изменении или расторжении договора, должны ответить на него не позднее 20 дней после получения предложения. Если предприятия и организации не достигли согласия по изменению или расторжению договора, а также в случае неполучения ответа в установленный срок с учетом почтового оборота, заинтересованная сторона имеет право передать спор на разрешение хозяйственного суда.