logo
Правоведение Петергова

Правовой статус правоохранительных органов в Украине

Прокуратура Украины— самостоятельный централизо­ванный орган государственной власти, действующий в систе­ме правоохранительных органов государства и обеспечиваю­щий права и свободы человека, а также государственную без­опасность. Прокуратура не подчиняется исполнительной или судебной власти, ее деятельность является элементом систе­мы сдерживаний и противовесов между ветвями власти. Она выстраивает свою деятельность согласно Закону Украины "О прокуратуре", введенному в действие 1 декабря 1991 г.

Согласно ст. 121 Конституции Украины на прокуратуру возложены следующие функции:

поддержание государственного обвинения в суде;

представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

- надзор за соблюдением законов органами, осущест­вляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

- надзор за соблюдением законов при исполнении судеб­ных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограниче­нием личной свободы граждан.

Требования прокурора при установлении факта наруше­ния закона реализуются в виде протеста, предписания, представления или постановления, являются обязательными к рассмотрению и коррекции неправового решения согласно закону.

Министерство внутренних дел Украины(далее — МВД) как главный (ведущий) орган в системе центральных органов исполнительной власти и его органы на местах направляют свою деятельность на реализацию государственной политики в сфере защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств; они ведут борьбу с преступностью, охраняют общественный порядок, обеспечивают общественную безопасность, безопасность до­рожного движения и пожарную безопасность, осуществляют охрану и оборону особо важных государственных объектов.

Согласно законодательству Украины МВД создает необхо­димые условия безопасности работников суда и правоохрани­тельных органов, их ближайших родственников и лиц, при­нимающих участие в уголовном судопроизводстве.

На МВД возложено также обеспечение законности в дея­тельности среди органов внутренних дел.

Правоохранительная деятельность органов внутренних дел является довольно разнообразной и осущест­вляется одновременно на трех уровнях — центральном, ре­гиональном и местном.

ОВД осуществляют профилактические и оператив­но-розыскные меры по предупреждению, выявлению, пре­кращению и раскрытию преступлений.

Органы внутренних дел проводят паспортизацию населе­ния страны, а также осуществляют паспортный контроль за иностранными гражданами и лицами без гражданства, ис­пользуя накопленную информацию.

Отдельное направление правоохранительной деятельности ОВД состоит из действий, направленных на охрану общест­венной безопасности, то есть обеспечение пожарной безопа­сности, криминологической безопасности объектов народного хозяйства, юридических и физических лиц, сохранение имущества, спасение людей в случае стихийного бедствия, аварий, проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также осуществление операций по конвойной охране.

Государственная налоговая службаУкраи­ныпредставляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой организации: от общегосударственного, областного до городского и районно­го уровней.

Органы ГНС координируют свою деятельность в соответ­ствии с деятельностью финансовых органов государственного казначейства, прокуратуры, службы безопасности, внутрен­них дел, статистики и контролирующих органов.

ГНС возглавляет Председатель государственной налого­вой администрации Украины, которого назначает на дол­жность и освобождает от должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины. Его заместители назначаются и освобождаются КМ Украины по представле­нию Председателя ГНА.

Важное место в ее деятельности занимает формирование бюджета — денежного дохода, необходимого для обеспечения деятельности государства как целостного института.

Правовой статус ГНС Украины определен Законом Украи­ны "О государственной налоговой службе в Украине ".

Одной из задач налоговой службы является предупреждение преступлений и других правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, расследование, а также производство по делам об административных правонарушениях и т. д. На эти подразделения возложена задача по борьбе с налоговыми правонарушениями и контроль за соблюдением налогового законодательства, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная и организационная функции.

Служба безопасности Украины— государственный право­охранительный орган специального назначения, обеспечи­вающий государственную безопасность Украины, конститу­ционный строй, территориальную целостность и государственный суверенитет.

Систему Службы безопасности Украины составляют Центральное управление Службы безопасности Украины, подчиненные ему региональные органы, Служба безопаснос­ти Автономной Республики Крым, органы военной контрраз­ведки, воинские формирования, а также учебные, научно-исследовательские и другие учреждения Службы безопасности Украины. Организационная структура Службы без­опасности Украины определяется Президентом Украины.

Центральное управление Службы безопасности Украины, другие органы и учреждения, входящие в систему Службы безопасности Украины, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием, другие печати и штампы, счета в банках, в том числе валютные.

Организация и порядок деятельности Службы безопасности Украины регулируются Законом Украины "О Службе без­опасности Украины".

Служба безопасности Украины подчинена Президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде Украины.

Она строит свою деятельность на принципах законности, уважения к правам и достоинству личности, внепартийности и ответственности перед народом Украины. В оперативно-служебной деятельности Служба безопасности Украины со­блюдает принципы совмещения единоначалия и коллегиальности, гласности и конспирации.

К правоохранительным органам относятся также другие органыгосударственной исполнительной власти, на которые законом возложено осуществление одной или нескольких следующих правоохранительных функций:

• охрана государственной безопасности, общественного порядка, имущества физических и юридических лиц;

• контроль за соблюдением нормативных актов в отдель­ных сферах государственного управления;

• выявление фактов совершения преступлений и адми­нистративных правонарушений и информирование о них го­сударственных органов, уполномоченных возбуждать уголов­ные дела, вести дознание и предварительное расследование относительно преступлений, а также выносить решения о применении мер административного взыскания;

Согласно Закону Украины "О государственной защите ра­ботников суда и правоохранительных органов" к таким орга­нам отнесены таможенные органы, органы охраны государ­ственной границы, органы государственной налоговой службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, работники Антимонопольного комитета Украины, а также другие органы, при­нимающие непосредственное участие в осуществлении право­охранительных функций. К правоохранительным органам также могут быть отнесены Управление государственной охраны Украины, государственная исполнительная служба, органы исполнения уголовных наказаний, государственная контрольно-ревизионная служба, государственные инспек­ции (санитарно-эпидемиологическая служба, государствен­ная экологическая инспекция, главная государственная инспекция по надзору за ядерной и радиационной безопас­ностью, органы защиты прав потребителей, инспекция госу­дарственного архитектурно-строительного контроля и т. п.) и некоторые другие.