1. Понятие административного права как права государственного управления
Управление - это любое целенаправленное, организующее влияние на разнообразные процессы, происходящие в природе, технике, обществе и т. п. Характерно, что термин "управление" в переводе на английский язык — administration. Администрировать, то есть руководить, управлять, ясно показывает нам связь административного права с управлением. Административное право — это управленческое право.
Основными признаками управления являются управленческая система, субъект и объект управления, управляющее воздействие субъекта на объект и обратная связь. Управленческая система —это единство управленческих элементов, которые взаимодействуют как единое целое, порождая новые качества, не присущие отдельным ее компонентам.Субъектом управленияназывают сторону управленческого процесса, представляющую собой источник управляющего воздействия.Объект управления —сторона управленческого процесса, функционирующая под управляющим воздействием субъекта, приобретающая определенные новые качества и изменяющаяся.Управляющее воздействиеопределяют как комплекс мероприятий, приемов, форм, методов и организующих команд, направленных на объект управления, с помощью которых реально изменяется объект управления.Обратную связьможно охарактеризовать как определенную информацию для субъекта управления об изменениях, произошедших в объекте управления благодаря управляющему воздействию.
Выделяют три разновидности управления, а именно:
биологическое, которое реализуется в процессе управления в растительном и животном мире живыми организмами;
технократическое, которое характеризует управление различными машинами, механизмами, техническими средствами с помощью математических формул и символов;
социальное, то есть управление отдельными людьми и их объединениями, составляющими общество.
Социальное управление — это управление в обществе, в котором и субъектом, и объектом управления является человек. В зависимости от субъекта управленческого процесса социальное управление можно подразделить на государственное и общественное (негосударственное) управление.
Следовательно, одним из видов социального управления является государственное управление - деятельность всех видов органов государства: законодательных, судебных, контрольно-надзорных, исполнительно-распорядительных по организации общественной жизни.
Виды государственного управления:
законодательное (законотворческое);
исполнительно-распорядительное (собственно управленческое);
судебное (правосудное);
контрольно-надзорное.
Государственному управлению присущи следующие черты:
1) деятельность по реализации задач и функций государства;
2) оно осуществляется специально созданными для этого государственными органами и должностными лицами;
3) последние действуют по поручению государства, от его имени и имеют государственно-властные полномочия;
4) формы и методы работы управленческих органов регламентируются правом.
Административное право, подобно другим составляющим национальной правовой системы Украины, рассматривают как: а) отрасль права; б) отрасль законодательства; в) юридическую науку; г) учебную дисциплину.
Как отрасль украинского права (законодательства)административное право Украины представляет собой систему административных правовых норм, институтов и нормативно-правовых актов, регулирующих и охраняющих особый круг общественных отношений в сфере государственного управления. Какотрасль праваоно может быть рассмотрено в объективном и субъективном понимании. В объективном понимании административное право Украины характеризуется совокупностью административных правовых норм, институтов и нормативно-правовых актов, которые образуют его внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма административного права включает внутреннее строение — систему административного права. Внешняя форма характеризуется источниками, представляющими собой способ внешнего выражения содержания административно-правовых норм и институтов.
В субъективном понимании административное право Украины — это совокупность закрепленных нормами объективного права возможностей человека и гражданина, реализуемых в сфере государственного управления.
Административное право Украины имеет свой предмет и метод правового регулирования.
Предметом административного правового регулированияявляются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления. Особенности отношений, составляющих предмет административного права, в том, что:
они возникают в результате государственной властно-управленческой деятельности;
субъектом таких отношений выступает исполнительно-распорядительный орган;
их возникновение, изменение или прекращение является результатом сознательной, волевой, целенаправленной деятельности.
Методы административного права —это средства, способы и приемы, с помощью которых осуществляется правовое влияние на предмет административного права, в основном это обязательства, запреты и административно-правовое принуждение. В ряде случаев применяются и определенные разрешения. Например, разрешение получать определенную информацию для осуществления возложенных на орган или должностное лицо задач.
Как юридическая наука административное правопредставляет собой систему знаний, теорий, гипотез, выводов и рекомендаций об истории возникновения и развития, понятии, предмете и методе правового регулирования, системе и источниках отрасли административного права (законодательства), науки и учебной дисциплины. Наука имеет свой предмет и исследовательские методы, свою систему и источники.
Система административного права —это его внутренняя форма, характеризующая его внутреннее построение. Структура системы административного права включает в себя: а) административные правовые нормы и б) административные правовые институты.
Административно-правовые нормы- общеобязательные, формально-определенные правила поведения человека в обществе, которые устанавливаются (санкционируются) и обеспечиваются государством с целью закрепления, регулирования и охраны общественных отношений в сфере государственного управления.
Как особые признаки административно-правовых норм можно считать то, что они:
закрепляют властные (руководящие) и внутриорганизационные отношения;
их метод воздействия на общественные отношения является государственно-властным (императивным);
гарантирование государственного убеждения и принуждения при их реализации обязательно;
их органическое объединение их в пределах отрасли административного права (законодательства) и невозможность существования в отдельности.
Административно-правовой институт —это объединение двух и более административно-правовых норм в единую начальную, видовую или родовую группу для регулирования соответствующих общественных отношений.
Объединяясь, нормы и институты образуют общую, особенную и специальную части административного права Украины.
Общая частьобъединяет административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, закрепляющие и регулирующие основные принципы управления, правовой статус субъектов управления, формы и методы их деятельности, функционирование административного процесса и гарантии и способы обеспечения законности в государственном управлении.
Особенная частьвключает в себя административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, закрепляющие и регулирующие управление в разных сферах общественной жизни, а именно: в экономической, административно-политической, социально-культурной, государственно-правовой и др.
Специальная частьохватывает административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, регулирующие административно-правовую деятельность конкретных органов (например, внутренних дел, таможенной службы, налоговой администрации).
Внешнюю форму административного права составляют его источники. Источниками административного праваназывают правовые обычаи, нормативные договоры и нормативно-правовые акты, правовые акты государственного управления, содержащие административно-правовые нормы.
Основным видом источников административного права являются нормативно-правовые акты —письменные документы государственных органов и других компетентных субъектов, которые принимаются ими в установленном порядке и содержат административно-правовые нормы. К кодифицированным законам относят Кодекс Украины об административных правонарушениях, Земельный кодекс Украины, Таможенный кодекс Украины и некоторые другие.
- Министерство образования и науки Украины
- Печатается по решению Ученого совета Университета экономики и управления Симферополь, 2004 Содержание:
- Задачи и краткая характеристика курса «Правоведение»
- Лекция № 1 тема: «Введение в правоведение. Основы общего учения о государстве и праве»
- 1. Теории возникновения государства
- 4. Понятие, основные признаки, виды и структура правоотношений
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 2 тема: «Основы административного права Украины»
- Основные термины
- 1. Понятие административного права как права государственного управления
- 2. Органы государственного управления, их классификация, полномочия
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 3 тема: «Финансовое право. Банковское право».
- Основные термины
- Финансовое право и финансовая система Украины
- 2. Бюджетная система
- 3. Предмет и метод банковского права, источники банковского права, банковские правоотношения
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 4 тема: «Гражданское законодательство»
- 1. Понятие гражданского права и гражданского правоотношения
- 2. Понятие собственности и права собственности
- 3. Понятие, виды и формы гражданско-правовых сделок
- 4. Сроки в гражданском праве
- 5. Основы наследственного права
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 5 тема: «Семейное законодательство»
- Основные термины
- Брак и семья по законодательству Украины
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 6 тема: «Аграрное, земельное, экологическое право»
- Основные термины
- Особенности правового регулирования аграрных отношений
- 2. Состав и назначение земель Украины, основные вопросы землепользования
- 3. Общая характеристика законодательства об охране природы и рациональное использование природных ресурсов.
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 7 тема: «Основы уголовного права Украины»
- 1. Понятие уголовного закона, его основные положения
- 2. Понятие, признаки и состав преступления
- 3. Уголовное наказание
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 8 тема: «Международное право»
- Основные термины
- Международная система и международное право: предмет, система, задачи
- Субъекты международного права. Принципы международного права
- Права человека и международное право
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 9 тема: «Разрешение хозяйственных споров»
- Основные термины
- 1. Хозяйственный суд, система хозяйственных судов Украины.
- 2. Хозяйственный процесс, его особенности
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 10 тема: «Рассмотрение гражданских, административных, уголовных дел»
- Основные термины
- 1. Рассмотрение гражданского дела в суде
- Возбуждение уголовного дела, досудебное и судебное производство
- Административное производство и его особенности
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 11 тема: «Судебные и правоохранительные органы Украины»
- Основные термины
- Судебная деятельность. Правосудие в Украине: понятие, основные задачи и принципы
- 2. Понятие правоохранительной деятельности
- Правовой статус правоохранительных органов в Украине
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача
- Лекция № 12 тема: «Основы трудового права Украины и социального законодательства»
- Основные термины
- 1. Понятие трудового права и трудовых правоотношений
- Трудовой договор
- Понятие социального страхования и социального обеспечения, его виды
- Вопросы для самостоятельной проверки знаний
- Практические задания и примеры их решения Задача 12.
- План семинарского занятия №1 Тема: «Основные понятия теории государства и права».
- План семинарского занятия №2 Тема: «Административное право и его роль в управлении государством».
- План семинарского занятия №3 Тема: «Роль гражданского права в регулировании имущественных отношений в государстве».
- План семинарского занятия №4 Тема: «Семейное законодательство Украины».
- План семинарского занятия №5 Тема: «Уголовный закон. Состав преступления как основание уголовной ответственности».
- План семинарского занятия №6 Тема: «Урегулирование гражданских и хозяйственны споров в суде».
- Литература:
- Правоведение
- Университет экономики и управления
- Плата за обучение доступная.
- Оператор компьютерной верстки (обучение 1 год и 2 года),
- 49-49-17, 49-49-19 (Приемная комиссия),
- 49-49-27 (Лицей), 49-49-20 (отдел кадров)
- 49-49-39, 49-49-29 (Деканаты дневного и заочного отделения),
- 51-02-22, 51-02-20 (Открытый таврический колледж)