_ 5. Порядок и способы проведения приватизации
Порядок приватизации - предусмотренный законодательством процесс принятия решения о приватизации государственного или муниципального имущества. С.И. Комарицкий понимает под порядком приватизации решение двуединой задачи: выбор имущества, подлежащего продаже, и определение организационной схемы, по которой конкретное имущество переходит в собственность физических и юридических лиц*(451).
Действующий федеральный закон, регулирующий порядок приватизации федерального имущества, предусматривает следующие этапы приватизации:
разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества,
принятие решения о приватизации имущества,
приватизация государственного имущества предусмотренным законом способом.
Порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством РФ. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Законодательство предоставляет иным юридическим и физическим лицам право направлять свои предложения и мнения о приватизации федерального имущества, но не придает направлению подобных предложений значимых правовых последствий, в отличие от ранее действовавшего законодательства, уделявшего большое внимание инициативе покупателей государственного имущества. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год.
Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. В решении содержатся характеристика приватизируемого имущества (наименование и иные данные, позволяющие индивидуализировать его) и способ приватизации, а также иные предусмотренные законом и необходимые для приватизации имущества сведения (нормативная цена, срок рассрочки платежа).
Порядок планирования и порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества определяются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Способы приватизации - это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст.13 Закона о приватизации 2001 г.).
Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались.
Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами.
Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества являлось основным способом приватизации, хотя он и не был предусмотрен Законом 1991 г. Первоначально порядок преобразования был определен Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", который предусматривал случаи обязательного и добровольного преобразования в акционерные общества государственных предприятий или их структурных подразделений.
Преобразование унитарного предприятия можно рассматривать как разновидность реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником этого унитарного предприятия. Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, порядок составления и содержание которого определяется Законом 2001 г. Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственной собственности и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами приватизации. Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества: путем закрепления в государственной собственности 100% акций открытого акционерного общества, путем закрепления в государственной собственности иного (менее 100%) количества акций или путем использования специального права ("золотой акции"). Деятельность акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного унитарного предприятия, регулируется законодательством об акционерных обществах с ограничениями, предусмотренными законом о приватизации (ст.1 Закона об АО, гл.VII Закона о приватизации 2001 г.).
Аукцион - способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право приобретения имущества принадлежит покупателю, предложившему за него наиболее высокую цену. При этом от покупателей не требуется выполнения каких-либо иных условий по отношению к объекту приватизации. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
По составу участников аукцион может быть только открытым, проведение закрытых аукционов законодательством о приватизации не допускается. По форме подачи предложений о цене (организации аукциона) также различают закрытые аукционы, на которых предложения о цене имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене), или открытые аукционы, на которых предложения о цене заявляются открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.
Для участия в аукционе необходимо внести задаток в размере 20% начальной цены имущества, а также представить необходимые документы, указываемые в информационном сообщении. Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством РФ и договором купли-продажи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества.
Порядок организации аукциона, в том числе участие покупателей, определение победителей, проведение расчетов, регламентируется Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585.
Разновидностью аукциона является специализированный аукцион. Специализированный аукцион - способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о его проведении. Обязательным условием участия претендента в специализированном аукционе является поступление на указанный счет перечисленных претендентом денежных средств.
Законодательство предусматривает проведение межрегиональных (прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем пятнадцати субъектов РФ) и всероссийских (прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем двадцати пяти субъектов РФ) специализированных аукционов.
Отношения, связанные с проведением специализированного аукциона, расчетами за приобретенные акции и с организацией проведения всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов по продаже акций, находящихся в федеральной собственности, регулируются Положением об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций*(452) открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденным вышеназванным постановлением Правительства РФ*(453).
Публичное предложение - новый способ приватизации, предусмотренный Законом о приватизации 2001 г. В случае, если аукцион по продаже государственного имущества был признан несостоявшимся, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется посредством публичного предложения (ст.23 Закона о приватизации 2001 г.). Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой. При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения цена имущества определяется в размере 50% начальной цены несостоявшегося аукциона. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, первым подавшему в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.
При отсутствии в установленный срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через определенные периоды.
В том случае, если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется без объявления цены (ст.24 Закона о приватизации 2001 г.). При проведении приватизации путем продажи без объявления цены претенденты направляют в запечатанном конверте свои предложения о цене государственного или муниципального имущества, которые регистрируются с указанием номера и времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).
В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.
Возложение на покупателя каких-либо дополнительных условий и обязательств, кроме обязательства по уплате покупной цены, осуществляется при продаже объекта приватизации по конкурсу. Конкурс - способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право приобретения имущества принадлежит покупателю, предложившему наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения им условий конкурса. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50% уставного капитала указанного общества.
Перечень условий конкурса исчерпывающе установлен в законодательстве. Условия конкурса могут предусматривать:
сохранение определенного числа рабочих мест;
переподготовку и (или) повышение квалификации работников;
ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
То есть все условия конкурса в Законе о приватизации 2001 г. носят так называемый социальный характер. Законы 1991 и 1997 гг. предусматривали проведение конкурса с инвестиционными условиями, победитель которого обязан был осуществить инвестиции в отношении объекта приватизации (мероприятия по его реконструкции, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства).
Наличие подобных социальных условий, ограничивающих права собственника, является отличительной особенностью приватизации имущества по конкурсу. Установление таких условий при других способах приватизации не предусмотрено законом. Соблюдение некоторых условий конкурса вызывает определенные споры в связи с отсутствием в законодательстве критериев и признаков соблюдения или несоблюдения тех или иных социальных условий. Так, например, пока нет четких критериев определения понятия "сохранение профиля", не сложилась еще и арбитражная практика, и это вызывает сложности при распоряжении имуществом, приобретенным по конкурсу*(454).
При проведении конкурса предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса только в запечатанных конвертах (закрытом виде). В течение десяти дней с даты подведения итогов конкурса с его победителем заключается договор купли-продажи, включающий порядок выполнения победителем условий конкурса, в том числе порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств. Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Таким образом, законодательство предусматривает особый момент перехода права собственности на имущество к победителю конкурса - полная оплата и выполнение условий конкурса. До указанного момента победитель конкурса осуществляет владение и пользование в отношении объекта приватизации с ограничениями, предусмотренными законодательством. Так, если объектом продажи на конкурсе являются акции открытого акционерного общества, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции не вправе самостоятельно осуществлять голосование в органах управления этого общества по указанным акциям по таким вопросам, как:
внесение изменений и дополнений в учредительные документы открытого акционерного общества;
отчуждение, залог, сдача в аренду, совершение иных способных привести к отчуждению имущества открытого акционерного общества действий, если стоимость такого имущества превышает 5% уставного капитала открытого акционерного общества или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
залог и отчуждение недвижимого имущества открытого акционерного общества;
получение кредита в размере более чем 5% стоимости чистых активов открытого акционерного общества;
иным вопросам, указанным в законе о приватизации (ст.20 Закона 2001 г.).
Голосование по указанным вопросам победитель конкурса осуществляет в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя могут быть также взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой. Ранее Закон 1997 г. предусматривал в случае невыполнения победителем условий конкурса безвозмездное отчуждение объекта приватизации в государственную (муниципальную) собственность. Но постановлением Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 12-П "О проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" было разъяснено, что изъятие имущества у победителя коммерческого конкурса и его возврат публичному собственнику должен осуществляться в судебном порядке*(455). В судебной практике достаточно споров о признании недействительными сделок приватизации. По мнению судов, нарушение условий, на которых объект приватизации был приобретен по конкурсу, является основанием для расторжения сделки приватизации*(456).
Отношения, связанные с проведением конкурса, подробно регулируются положением, которое утверждается Правительством РФ*(457).
Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ является особым способом приватизации (ст.25 Закона о приватизации 2001 г.). В отличие от всех остальных способов приватизации возмездность данного способа реализуется посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество. Правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи. Вкладом в уставный капитал акционерного общества может быть любое государственное имущество, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность). Наиболее часто на практике вкладом государства в уставные капиталы акционерных обществ являются находящиеся в государственной собственности акции других акционерных обществ, созданных в результате преобразования государственных предприятий. Таким образом государство создает вертикально-интегрированные структуры (холдинги) для управления наиболее важными отраслями промышленности (энергетика, металлургия, сырьевые отрасли: угольная, нефтяная, газовая).
Обязательным условием внесения государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества является приобретение соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием обыкновенных акций этого акционерного общества в общем количестве не менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.
Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:
при учреждении открытых акционерных обществ;
в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.
Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества допускается только в отношении обыкновенных акций.
В отношении находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ предусмотрены особые способы приватизации:
продажа за пределами территории Российской Федерации (ст.21 Закона о приватизации 2001 г.);
продажа через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст.22 Закона о приватизации 2001 г.);
продажа по результатам доверительного управления (ст.26 Закона о приватизации 2001 г.).
Все указанные способы впервые закреплены в Законе о приватизации 2001 г. и направлены на отчуждение акций на максимально выгодных условиях.
Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории РФ, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли, т.е. посредством биржевой торговли. Для продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ.
Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества. Указанное лицо приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. При этом договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций открытого акционерного общества. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- _ 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- _ 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Конституционные основы предпринимательства
- _ 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- _ 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- _ 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- _ 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- _ 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- _ 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- _ 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- _ 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- _ 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- _ 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- _ 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- _ 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы
- _ 1. Индивидуальный предприниматель Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- _ 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- _ 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- _ 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- _ 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- _ 2. Функции и принципы менеджмента
- _ 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- _ 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование
- Основные нормативные акты
- _ 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- _ 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 4. Объекты приватизации и их классификация
- _ 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- _ 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- _ 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- _ 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Предприниматель и товарный рынок
- _ 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- _ 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- _ 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- _ 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- _ 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- _ 4. Эмиссия ценных бумаг
- _ 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- _ 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие валютного рынка
- _ 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- _ 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- _ 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- _ 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка банковских услуг
- _ 2. Организация денежных расчетов
- _ 3. Банковские услуги по привлечению средств
- _ 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка страховых услуг
- _ 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- _ 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- _ 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- _ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- _ 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- _ 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- _ 2. Субъекты инвестиционных отношений
- _ 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- _ 4. Лизинговые инвестиции
- _ 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- _ 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- _ 2. Внешнеэкономические сделки
- _ 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика рынка труда
- _ 2. Субъекты рынка труда
- _ 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- _ 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- _ 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- _ 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература