Основные нормативные акты
Гражданский кодекс РФ - ст.55.
Налоговый кодекс РФ - ст.11, 19.
Позицией сторонников предпринимательского права, разделяемой авторами этого учебника, является признание субъектами предпринимательской деятельности не только юридических лиц и их объединений, но и структурных подразделений коммерческих организаций, которые могут существовать в двух видах: как территориально обособленные - филиалы и представительства и как необособленные от организации территориально, т.е. расположенные по месту ее нахождения, структурные подразделения-производства, цеха, службы и пр.
Понятие "обособленное подразделение" не раскрывается в гражданском законодательстве, в отличие, например, от налогового, в соответствии с которым обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п.2 ст.11 НК РФ). Такие признаки обособленного подразделения, как наличие территориально обособленных стационарных рабочих мест*(270), не являются определяющими с точки зрения ГК РФ. В ст.55 Кодекса перечислены два вида обособленных подразделений - филиалы и представительства, без определения родового понятия - обособленное подразделение.
Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал определяется как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Таким образом, квалифицирующим признаком обособленного подразделения с точки зрения гражданского законодательства является осуществление каких-либо функций юридического лица вне места его нахождения. Поскольку филиалы могут выполнять функции представительства, а представительства непосредственно не занимаются предпринимательской деятельностью, в дальнейшем речь будет идти о филиалах как об обособленных подразделениях коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность вне места нахождения организации*(271).
Создание филиалов осуществляется по решению уполномоченных органов управления коммерческой организации, как правило, на основании технико-экономического обоснования целесообразности создания в другой, по отношению к месту нахождения организации, административно-территориальной единице*(272) обособленного подразделения юридического лица. Полномочиями по принятию решения об образовании обособленного подразделения обладает соответствующий орган управления организации в зависимости от ее организационно-правовой формы. Так, органом управления, компетентным принять решение о создании филиала АО, является совет директоров (пп.14 п.1 ст.65 Закона об АО), ООО - общее собрание участников (п.1 ст.5 Закона об ООО).
В отличие от ранее действовавшего законодательства*(273) в настоящий момент не предусмотрена государственная регистрация территориально обособленных подразделений. При этом п.3 ст.55 ГК РФ содержит императивное требование о необходимости указывать в учредительных документах юридического лица о созданных им филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе организации, связанных с изменением сведений о ее филиалах и представительствах, предоставляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Указанные изменения в уставе приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях*(274). Отсутствие надлежащим образом оформленных изменений в учредительных документах организации относительно создания территориально обособленных структурных подразделений является одним из частных случаев несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и может повлечь за собой ответственность юридического лица за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в государственный реестр (ст.25 Закона о регистрации юридических лиц).
Здесь важно отметить, что налоговое законодательство для целей налогообложения остается безразличным к наличию или отсутствию в учредительных документах юридического лица сведений о созданных им филиалах и представительствах. Так, согласно п.2 ст.11 НК РФ признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Такая позиция законодателя в принципе понятна. Территориально обособленные подразделения коммерческих организаций пользуются существующей в месте их функционирования инфраструктурой и должны вносить свою долю в создание и поддержание этой инфраструктуры, в том числе путем отчисления определенных налогов по месту своей хозяйственной деятельности. Фактически многие территориально обособленные подразделения юридических лиц пока еще не оформлены в соответствии с требованиями гражданского законодательства. А поскольку, основываясь исключительно на нормах гражданского законодательства, нельзя добиться внесения обособленными подразделениями, юридически не оформленными как филиалы и представительства, налогов и сборов по месту их фактического нахождения, в налоговом законодательстве, по сути, выработано понятие "филиал de-facto". Так, согласно инструктивным разъяснениям МНС России, возникновение филиала и исполнение им обязанностей, вытекающих из законодательства о налогах и сборах, а также норм иных отраслей права, имеющих отношение к налогообложению, не зависит от того, утверждено ли положение о филиале и действует ли последний на основании этого положения, издан ли в установленном порядке приказ о назначении руководителя филиала, указан ли филиал в учредительных документах юридического лица и т.п.*(275)
Правовой статус филиала определяется тем, что он не является юридическим лицом, а представляет собой часть или структурное подразделение организации. Взаимоотношения между филиалом и создавшей их коммерческой организацией строятся на основе:
решения о создании филиала;
учредительных документов юридического лица;
Положения о филиале;
доверенности, выданной руководителю филиала.
Юридическое лицо вправе наделять филиал своим имуществом. При этом обособленность этого имущества носит относительный характер, поскольку оно продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Имущество филиала образуется из средств, закрепленных за ним организацией, а также приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате собственной производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с полномочиями, предоставленными ему учредившим его юридическим лицом.
Гражданский кодекс не предусматривает обязательного выделения обособленного подразделения организации на отдельный баланс. Имущество филиала может по усмотрению самого юридического лица учитываться только на его балансе либо выделяться на отдельный баланс, который представляет собой часть баланса организации. Следует отметить, что Закон об АО (п.4 ст.5) предусматривает особенность для обособленных подразделений АО: имущество их филиалов и представительств учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе самого АО.
Для понимания правового положения обособленных подразделений приведем понятие отдельного баланса, отсутствующее в нормативных документах, но выработанное специалистами исходя из принципов и методологии бухгалтерского учета. Под отдельным балансом структурного подразделения понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности*(276).
Правовой статус филиалов как налогоплательщиков нашел исчерпывающее отражение в ст.19 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги (сборы). Филиалы исполняют обязанности создавших их организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Следовательно, ответственность за своевременную уплату налогов и сборов возлагается на само юридическое лицо, имеющее обособленные подразделения. Взыскание по налоговым недоимкам и другим долгам филиала может быть обращено на имущество самого юридического лица. Именно поэтому при ликвидации филиала отсутствует обязательное требование об уведомлении кредиторов, ведь они могут предъявить претензии к самой организации, претендуя на любое ее имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Филиал по усмотрению юридического лица, его создавшего, может по месту своего нахождения иметь в учреждениях банка или иных кредитных учреждениях расчетный или текущий счет (рублевый или валютный). Наличие или отсутствие такого счета не влияет на правовой статус обособленного подразделения.
Филиалы осуществляют предпринимательскую деятельность от имени создавшего их юридического лица*(277) в соответствии с профилем и в пределах, им установленных. Для выполнения возложенных на них функций филиалы наделяются определенной оперативной самостоятельностью. Компетенцию филиала составляют делегированные ему юридическим лицом полномочия по ведению предпринимательской деятельности.
Управление филиалом осуществляется органами управления создавшей его организации в соответствии с полномочиями, возложенными на них, а также руководителем (директором) филиала. К компетенции самой организации по управлению филиалом может быть, в частности, отнесено определение профиля и основных направлений деятельности филиала, утверждение его производственных планов и отчетов об их выполнении, утверждение Положения о филиале, определение его организационно-хозяйственной структуры, назначение и досрочное прекращение полномочий директора филиала, проведение аудиторских проверок, принятие решения о прекращении деятельности филиала и пр.
Директор филиала действует на основании Положения о филиале и выданной ему организацией доверенности. Правоспособность обособленного подразделения во многом зависит от полномочий руководителя. Директор филиала в рамках, определенных доверенностью, совершает действия от имени юридического лица, осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала в соответствии с утвержденным бизнес-планом, распоряжается средствами филиала, издает распоряжения в отношении работников филиала и совершает прочие полномочия, необходимые для достижения целей и задач обособленного подразделения.
Необособленные территориально структурные единицы коммерческих организаций существуют в организационной форме производств, цехов, служб. Правовое регулирование их участия в предпринимательской деятельности осуществляется внутренними документами организации, поскольку законодательство и правовые акты не определяют их места в системе предпринимательских отношений.
Создание необособленных подразделений и утверждение их организационной структуры осуществляется приказом руководителя организации исходя из целей и задач, стоящих перед соответствующим хозяйствующим субъектом. Подразделения действуют в соответствии с Положениями о них, утверждаемыми руководителем организации.
Варианты организации внутрипроизводственных отношений могут быть различными в зависимости от сферы предпринимательской деятельности организации, степени диверсификации производства, сложившегося стиля управления (директивный, коллегиальный и пр.), корпоративных традиций и других причин организационного, экономического и технологического характера. Коммерческие организации, имеющие в своем составе многочисленные производственные, торговые или иные структурные подразделения, хотя и расположенные на одной территории, но осуществляющие предпринимательскую деятельность каждое в своей сфере*(278), в значительной степени делегировали полномочия и ответственность на уровень этих структурных подразделений.
Такие структурные подразделения (производства, цеха), не являясь юридическими лицами, могут действовать в условиях внутреннего коммерческого расчета, обеспечивающего конкурентную среду внутри организации, а также экономические и правовые гарантии прав и ответственности структурных подразделений за успешность своей деятельности.
Внутренний коммерческий расчет базируется на принципе организации производственных или торговых структурных подразделений организации как самостоятельных центров прибыли (профит-центров), ответственных за результаты своей хозяйственной деятельности. Эта ответственность отличается от имущественной ответственности юридического лица и выражается прежде всего в ответственности должностных лиц структурного подразделения за выполнение возложенных на них функций.
Структурные подразделения наделяются определенным имуществом (основными фондами, нематериальными активами, оборотными средствами), которое учитывается на балансе организации и поэтому обособлено весьма условно. Для повышения ответственности подразделений за результаты их предпринимательской деятельности в бухгалтерской или планово-экономической службе организации могут открываться "внутренние" лицевые счета структурных подразделений, где отражаются финансовые результаты деятельности подразделения. Структурные подразделения самостоятельно ведут первичный бухгалтерский и статистический учет, составляют оперативную отчетность. В рамках организации между подразделениями на основании первичных документов могут осуществляться расчеты, отражаемые на их лицевых счетах. В коммерческих организациях могут быть приняты различные методики определения финансовых результатов деятельности структурных подразделений. В зависимости от достигнутых показателей структурное подразделение может распорядиться определенной частью заработанных средств, например направить их на стимулирование труда персонала. В случае недостаточности средств для осуществления предпринимательской деятельности подразделения организация, по сути, кредитует его, и в последующем определенные проценты за кредитование могут быть удержаны с лицевого счета подразделения.
Предпринимательская деятельность структурных подразделений осуществляется на основе заказов самой коммерческой организации (ее структурных подразделений), а также договоров с другими хозяйствующими субъектами, заключаемых руководителем подразделения от имени организации по доверенности. Как правило, организация утверждает структурному подразделению обязательную номенклатуру продукции (работ, услуг), сверх которой оно имеет право самостоятельно определять направления своей деятельности (например, перерабатывать отходы и из вторичного сырья выпускать продукцию по своему усмотрению). Поощряется расширение коммерческой деятельности структурного подразделения, поскольку это положительно влияет на совокупные результаты предпринимательской деятельности организации в целом.
Обеспечение подразделения сырьем и материалами, а также сбыт продукции (работ, услуг) могут осуществляться в зависимости от конкретной специфики организации ее централизованными службами или самим структурным подразделением. Как правило, централизованными службами организации регулируются вопросы ценообразования, поскольку ценовая политика оказывает влияние на формирование финансовых потоков внутри организации и на оптимизацию ее налогообложения.
Управление необособленным структурным подразделением осуществляется органами управления и должностными лицами централизованных служб организации*(279), а также руководителем этого подразделения (директором производства, начальником цеха и пр.), назначаемым на должность единоличным исполнительным органом организации. Руководитель подразделения действует на основании должностной инструкции, Положения о подразделении, других внутренних документов организации. Ему может быть выдана доверенность на право действовать от имени юридического лица (а может быть и не выдана - в отличие от филиала, руководителю которого обязательно выдается доверенность). Как правило, компетенция руководителя структурного подразделения, осуществляющего предпринимательскую деятельность, шире, чем компетенция руководителя службы, отдела организации, таковой деятельности не осуществляющего. В частности, полномочия руководителя, возглавляющего подразделение, осуществляющее предпринимательскую деятельность, распространяются на распоряжение финансовыми средствами, аккумулируемыми на лицевом счете подразделения после расчетов с организацией. Организационная структура управления и штаты подразделения по представлению руководителя подразделения утверждаются единоличным исполнительным органом юридического лица.
Структурное подразделение может быть перепрофилировано, реорганизовано (например, присоединено или выделено из другой структурной единицы), ликвидировано по решению компетентных органов управления юридического лица без уведомления регистрирующих органов и кредиторов, поскольку последние не вступают в непосредственные отношения со структурным подразделением и их претензии обеспечены имущественными активами организации в целом.
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- _ 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- _ 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Конституционные основы предпринимательства
- _ 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- _ 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- _ 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- _ 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- _ 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- _ 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- _ 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- _ 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- _ 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- _ 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- _ 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- _ 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы
- _ 1. Индивидуальный предприниматель Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- _ 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- _ 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- _ 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- _ 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- _ 2. Функции и принципы менеджмента
- _ 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- _ 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование
- Основные нормативные акты
- _ 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- _ 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 4. Объекты приватизации и их классификация
- _ 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- _ 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- _ 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- _ 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Предприниматель и товарный рынок
- _ 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- _ 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- _ 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- _ 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- _ 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- _ 4. Эмиссия ценных бумаг
- _ 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- _ 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие валютного рынка
- _ 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- _ 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- _ 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- _ 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка банковских услуг
- _ 2. Организация денежных расчетов
- _ 3. Банковские услуги по привлечению средств
- _ 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка страховых услуг
- _ 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- _ 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- _ 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- _ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- _ 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- _ 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- _ 2. Субъекты инвестиционных отношений
- _ 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- _ 4. Лизинговые инвестиции
- _ 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- _ 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- _ 2. Внешнеэкономические сделки
- _ 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика рынка труда
- _ 2. Субъекты рынка труда
- _ 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- _ 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- _ 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- _ 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература