_ 2. Юридическая служба коммерческих организаций
Правовой основой деятельности юридических служб коммерческих организаций являются международные договоры, законодательство РФ, иные правовые акты и многочисленные внутренние документы, разработанные и принятые самой организацией в порядке локального нормотворчества. В рамках локального нормотворчества компетентными органами организации в соответствии с законодательством (т.е. в рамках диспозитивных законодательных норм и не вопреки императивному запрету) могут быть приняты любые документы, обеспечивающие эффективность юридического сопровождения предпринимательской деятельности этой организации. К числу таких документов следует отнести положения "О юридической службе", "Об организации договорно-правовой работы", "Об организации претензионно-исковой работы", "Об организации корпоративного управления" и др. - в зависимости от специфики деятельности конкретной организации. Указанные документы как правовые акты внутреннего (локального) нормотворчества, принятые в соответствии с законодательством полномочными органами управления организации, имеют обязательный характер не только для сотрудников юридических служб, но и для других структурных подразделений и должностных лиц организации.
Структура юридических служб определяется направлениями деятельности, масштабами и задачами конкретной организации. В современных крупных хозяйствующих субъектах юридические службы имеют организационно обособленные секторы: договорно-правовой, претензионно-исковой, корпоративный, внутреннего нормотворчества, правового обеспечения трудовых отношений. В других случаях указанные направления деятельности имеются в юридических службах не как структурно обособленные, а представляют собой внутреннее функциональное распределение обязанностей между сотрудниками службы. В штате юридических служб состоят в основном юрисконсульты, как правило, с высшим или средним профессиональным образованием, а также экономисты, бухгалтеры, делопроизводители, отвечающие за конкретные составляющие правовой работы.
Внутренне не противоречащие друг другу, взаимообусловливающие и взаимодополняющие друг друга функции юридических служб можно сгруппировать по следующим направлениям:
локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации;
договорно-правовая работа;
претензионно-исковая работа;
правовое обеспечение функционирования организационно-правовой формы коммерческой организации (условно-корпоративная работа);
обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг);
обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие во взаимодействии с представительными органами работников;
формирование правовой культуры организации.
С точки зрения локального (внутреннего) нормотворчества юридическая служба осуществляет предварительную проверку соответствия действующему законодательству и интересам организации и/или принимает участие в разработке внутренних документов организации, касающихся различных сфер ее деятельности: корпоративной, трудовой и др.
Юридическая служба осуществляет контроль за соответствием требованиям законодательства и внутренним документам организации организационно-распорядительной документации: приказов, распоряжений, инструкций, других нормативных актов, изданных руководителями организации, и принимает меры к изменению актов, принятых с нарушениями действующего законодательства или внутренних документов организации, либо к отмене актов, утративших силу.
Юридическая служба оказывает помощь структурным подразделениям коммерческой организации в части правового обеспечения подготовки этими подразделениями внутренних документов и организационно-распорядительной документации. Одной из форм такой правовой помощи является составление юридических заключений с предложением о законном порядке решения рассматриваемых вопросов. Интересно вспомнить, что во времена плановой социалистической экономики на начальника юридического отдела, юрисконсульта возлагалась обязанность сообщать в вышестоящую организацию о фактах нарушения руководителем предприятия законодательства вопреки заключению юридических служб*(942). В настоящее время начальник и сотрудники юридической службы в случае обнаружения нарушений законности и интересов организации должны доложить о соответствующих фактах руководителю организации для принятия необходимых мер по их устранению. Если локальные нормативные или организационно-распорядительные документы, представляемые для проверки в юридическую службу, противоречат действующему законодательству, уставу, внутренним документам организации, то начальник или сотрудники юридической службы не визируют их, а составляют юридическое заключение с предложениями по устранению соответствующих нарушений.
Важной частью работы по локальному нормотворчеству является систематизация, учет и поддержание в актуальном состоянии внутренних документов организации. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является применение в организации номенклатуры дел*(943), утверждаемой приказом руководителя в соответствии с требованиями Государственной архивной службы РФ к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами.
Договорно-правовая работа независимо от экономического уклада (плановая или рыночная экономика) является существенной составляющей правового обеспечения хозяйственной деятельности организации любой организационно-правовой формы.
Договорно-правовая работа коммерческой организации должна обеспечивать:
своевременное и качественное заключение предпринимательских договоров различных видов с контрагентами организации на условиях, максимально удовлетворяющих ее экономические интересы;
строгий контроль за исполнением договорных обязательств самой организацией и ее контрагентами;
анализ причин, вызывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров в сфере предпринимательства, а также разработку мероприятий по устранению этих причин.
В части организации договорно-правовой работы на юридические службы или специально создаваемые в их составе договорно-правовые секторы возлагается координация договорной работы, организация учета и контроля за исполнением договорных обязательств, анализ практики заключения и исполнения предпринимательских договоров.
В договорно-правовой работе организации участвует не только юридическая служба, но и другие структурные подразделения организации в силу возложенных на них функциональных обязанностей: службы маркетинга и сбыта, материально-технического обеспечения, отдел капитального строительства и инжинирингового обеспечения, служба инвестиций (в части научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ) и др. Для координации деятельности этих структурных подразделений в области договорно-правовой работы целесообразно разработать и утвердить единоличным исполнительным органом организации Положение "Об организации договорно-правовой работы". Указанное Положение должно устанавливать единый порядок заключения, изменения, прекращения и признания недействительными заключаемых от имени коммерческой организации предпринимательских договоров, организации их учета, хранения, контроля за исполнением договорных обязательств и анализ причин их неисполнения.
Юридические службы оказывают постоянную методическую помощь структурным подразделениям и лицам, задействованным в договорно-правовой работе, дают соответствующие разъяснения, проводят консультации, совместно с ними разрабатывают проекты договоров различных видов, визируют представляемые им проекты договоров. При визировании проекта договора юридическая служба коммерческой организации должна не только обеспечивать соответствие договора действующему законодательству по форме и содержанию, но и максимально способствовать обеспечению экономических интересов этой организации.
При проведении юридической экспертизы юридические службы обязаны контролировать наличие необходимых для данного вида договора существенных условий; четкость изложения текста, не допускающего двусмысленного толкования; соответствие содержания договора преследуемой организацией цели; соответствие формы договора требованиям законодательства (простая письменная форма, нотариально удостоверенная, необходимость государственной регистрации); наличие у лица, подписавшего договор, соответствующих полномочий.
Для того чтобы обеспечить достижение преследуемой договором цели - получение качественного продукта или работы (услуги), а также с целью оптимизации налогообложения юридические службы должны контролировать наличие у контрагента соответствующих лицензий на осуществление тех или иных видов деятельности, а в необходимых случаях - государственной аккредитации или сертификатов качества продукции (товаров, работ, услуг).
Определенные различия существуют при подготовке проекта договора самой организацией и при получении ею проекта договора от контрагента. Юридическая служба участвует в согласовании условий поступивших в организацию договоров и подготовке протоколов разногласий.
При рассмотрении вопроса постановки договорно-правовой работы в современной коммерческой организации важно также остановиться на следующих двух моментах: определение структуры, которая несет ответственность за соблюдение организацией договорно-правовых обязательств, и видов договоров, которые подлежат обязательному визированию юридической службой.
Полагаем, что с точки зрения соблюдения договорных обязательств ответственность должна возлагаться на структурное подразделение организации, в функциональные обязанности которого входит исполнение или получение исполнения соответствующего продукта (работы, услуги). Например, за исполнение договора поставки должна быть ответственна служба маркетинга и сбыта, за исполнение договора перевозки груза - автотранспортная служба, и т.д. Юридическая служба может быть непосредственно ответственна, к примеру, за исполнение договора на юридическое обслуживание другой организации. Такой порядок возложения ответственности за исполнение договорных обязательств обеспечивает оптимизацию структуры управления и повышает эффективность функционирования организации в целом.
Вопрос об обязательности юридической экспертизы для всех видов договоров в период централизованной плановой экономики не стоял вообще. Только после визирования проекта договора в юридической службе он представлялся на подпись руководителю организации*(944). В современной предпринимательской практике, когда важна оперативность в заключении договоров, когда существует значительная степень делегирования полномочий и ответственности от руководителя организации к руководителям структурных подразделений, когда отдельные производственные подразделения становятся в рамках единой организации самостоятельными центрами прибыли, ответственными за свой финансовый результат, ситуация несколько изменилась. Нецелесообразным является визирование в юридической службе каждого договора, ставшего по форме типовым для соответствующей организации. В данном случае юридическая служба участвует в разработке модельного образца (бланка) типового договора. Во многих коммерческих организациях имеется установленный либо Положением о договорно-правовой работе, либо соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением) перечень случаев, когда юридическая экспертиза проекта договора является обязательной либо, наоборот, не является обязательной. Так, обязательному визированию в юридической службе могут подлежать предпринимательские договоры, имеющие комплексный характер (смешанные договоры), в исполнении которых задействовано несколько структурных подразделений организации; договоры, цена которых превышает определенную сумму; договоры, связанные с участием в других организациях или объединениях организаций; договоры, заключаемые на длительный срок, например на срок более одного года. Перечень оснований для проведения обязательной юридической экспертизы проектов договоров может быть расширен по усмотрению самой организации в зависимости от специфики ее деятельности, наличия квалифицированного персонала в тех или иных структурных подразделениях, опыта предпринимательской деятельности и иных условий.
В случаях, когда обязательная юридическая экспертиза не требуется, договор визирует руководитель структурного подразделения, в функциональные обязанности которого входит реализация соответствующих договоров. Он несет персональную ответственность за надлежащее исполнение договорных обязательств как со стороны самой организации, так и ее контрагентов: в случае неисполнения договорных обязательств со стороны контрагентов ответственный руководитель должен принять меры по понуждению контрагента к надлежащему исполнению, в том числе организовать предъявление претензии и т.п.
Предпринимательские договоры определенных видов, помимо юридической службы, целесообразно также направлять для экспертизы в финансово-экономическую службу - для выяснения экономической целесообразности заключения договора, соблюдения интересов организации в вопросах ценообразования и пр., в службу бухгалтерского учета - для правильности определения объекта учета и оптимизации налогообложения хозяйственной операции. Перечень оснований для проведения наряду с юридической соответствующих профильных экспертиз также целесообразно предусмотреть в Положении или приказе (распоряжении) об организации договорно-правовой работы.
В организационно-распорядительном документе необходимо определить, помимо руководителя и его заместителей, которые действуют в соответствии с учредительными документами организации, перечень должностных лиц, которые имеют право от лица организации заключать предпринимательские договоры. Полномочия этих лиц на заключение договоров определяются возложенными на них функциональными обязанностями и могут быть ограничены предметом, ценой договора и прочими условиями.
Поскольку сроки большинства договоров длительного характера истекают в последний день календарного года, в коммерческих организациях за несколько месяцев до окончания года начинаются договорные кампании по заключению или продлению сроков действия предпринимательских договоров. О сроках и порядке проведения, особенностях конкретной договорной кампании юридической службой составляется соответствующий приказ (распоряжение) за подписью руководителя организации.
Претензионно-исковая работа призвана обеспечить:
экономические интересы коммерческой организации путем снижения и предупреждения непроизводительных расходов;
защиту и восстановление имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов коммерческой организации и ее структурных подразделений;
анализ причин, вызывающих неисполнение договорных обязательств организацией и ее контрагентами.
Порядок организации претензионно-исковой работы, как правило, определяется Положением о претензионно-исковой работе, утверждаемым единоличным исполнительным органом организации.
Претензионно-исковая работа осуществляется юридической службой в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями организации и прежде всего со службой бухгалтерского учета и финансово-экономической службой. Структурные подразделения, которым в силу возложенных на них функций стало известно о причинении организации убытков, нарушении ее прав и законных интересов, представляют в юридический отдел материалы для предъявления претензий. Положением о претензионно-исковой работе устанавливаются сроки, в течение которых структурные подразделения должны информировать юридическую службу о фактах, являющихся основанием для предъявления претензий. Юридическая служба оформляет претензии, а в случае их неудовлетворения - иски, если соответствующими структурными подразделениями переданы необходимые документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов организации и обоснованности предъявляемых претензий и исков.
Требования юридической службы о подготовке и передаче ей необходимой для ведения претензионно-исковой работы документации (копий или выписок из договоров, спецификаций, технических обоснований экономических расчетов убытков и др.) должны быть обязательными для исполнения подразделениями, к которым по характеру выполняемых ими производственных и управленческих функций такие требования предъявляются. На руководителей структурных подразделений может быть в соответствии с действующим законодательством возложена дисциплинарная или материальная ответственность за несообщение или несвоевременное сообщение юридической службе сведений о нарушении контрагентами договорных обязательств, а также за непредоставление или несвоевременное предоставление юридической службе документации, затребованной ею в установленном порядке для ведения претензионно-исковой работы.
В случае установления при рассмотрении предъявленных контрагентами претензий и исков вины должностных лиц и работников организации в нарушении договорных обязательств сотрудники юридической службы могут затребовать соответствующие объяснения от виновных лиц и оформить материалы для привлечения их к дисциплинарной или материальной ответственности.
Юридические службы участвуют в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания; готовят заключения и предложения о списании безнадежной задолженности; осуществляют контроль за соблюдением в организации порядка приемки продукции по количеству и качеству.
Юридические службы подготавливают и рассматривают иски и отзывы на иски, передают исковые материалы для рассмотрения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды; представляют в установленном порядке в этих органах интересы организации.
Следует отметить, что тенденцией текущего момента является сокращение объема претензионной работы при увеличении значения функций юридических служб, связанных с обеспечением исполнения решений судов. Уменьшение объема претензионной работы связано, в свою очередь, с двумя обстоятельствами: во-первых, с отсутствием требований современного законодательства в сравнении с ранее действующим к обязательности претензионного порядка рассмотрения разногласий (необходимость такого порядка стороны могут добровольно предусмотреть в договоре; тогда претензионный порядок разрешения спора будет для них обязательным); а во-вторых, с наличием партнерских отношений с контрагентами, заботой коммерческой организации о своей деловой репутации, когда нарушение прав и интересов других организаций и граждан устраняется без предъявления претензий, т.е. по первому требованию. Во времена плановой экономики предъявление претензий являлось обязательным для предприятия, за выставлением штрафных санкций осуществлялся жесткий контроль вышестоящей организацией, а руководители предприятий, не обеспечивающие предъявления претензий, привлекались к дисциплинарной ответственности. При всем этом предъявление претензии одного государственного предприятия к другому по сути означало перекладывание денег из одного кармана в другой, без изменения их собственника.
В рыночной экономике возросло значение исполнительного производства, поскольку не у всех вступивших в силу решений судов есть перспектива исполнения (ненадлежащее обеспечение исполнения договорных обязательств, отсутствие денежных средств на счетах в банках и др.). Появилась новая категория судебных дел, связанных с банкротством организаций и индивидуальных предпринимателей-граждан.
Юридическая служба обеспечивает текущий анализ и обобщает результаты рассмотрения претензионных разногласий и судебных споров для постановки перед руководством вопросов об улучшении деятельности организации и оптимизации ее взаимодействия с контрагентами.
Современная предпринимательская практика, основанная на разграничении собственности хозяйствующих субъектов, их участников, государства, муниципальных образований, на многообразии организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, в качестве важнейшей ставит перед юридическими службами коммерческих организаций задачу по обеспечению функционирования соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Для унитарных государственных, муниципальных, казенных предприятий эта часть правовой работы связана прежде всего с осуществлением взаимодействия с собственником имущества, находящегося соответственно в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации.
Особым разнообразием рассматриваемое направление деятельности юридических служб отличается в хозяйственных обществах и товариществах, в которых для обеспечения эффективности этой работы в составе юридических служб создаются специальные подразделения - корпоративные отделы или секторы.
Правовое обеспечение корпоративной работы связано в первую очередь с организацией взаимодействия хозяйственных обществ (товариществ) со своими участниками; с организацией функционирования органов управления хозяйствующих субъектов - общих собраний участников (акционеров), советов директоров, исполнительных органов организации (единоличного - директора или генерального директора и коллегиального - правления или дирекции); с реализацией прав участников (акционеров) на выход из товарищества, на отчуждение долей участия (акций), а также с реализацией других прав участников (акционеров) - на участие в органах управления, на получение части прибыли (дивидендов) от деятельности коммерческой организации и пр.
В крупных коммерческих организациях, входящих в предпринимательские объединения (холдинги, финансово-промышленные группы), корпоративные отделы участвуют в обеспечении взаимодействия основного (материнского) и дочерних хозяйственных обществ или в обеспечении исполнения договора, лежащего в основе добровольного предпринимательского объединения. В этой области юридические службы основных обществ разрабатывают уставы, внутренние документы дочерних обществ, договоры с их руководителями и осуществляют контроль за соблюдением этих документов.
Корпоративные отделы непосредственно или во взаимодействии с отделом ценных бумаг обеспечивают оформление выпуска и обращения ценных бумаг, эмитированных самой организацией, а также приобретение ценных бумаг других организаций. В этой части корпоративные отделы осуществляют взаимодействие с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) или ее региональными органами: подготавливают и передают для государственной регистрации выпуски ценных бумаг (при необходимости сопровождаемые проспектами ценных бумаг), отчеты о размещении ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг; информируют органы ФКЦБ о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента*(945).
В открытых акционерных обществах корпоративные отделы юридических служб в соответствии со ст.92 Закона об АО обеспечивают публичность их деятельности: организуют публикацию годовых отчетов в средствах массовой информации, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, проспектов ценных бумаг, сообщений о проведении общего собрания акционеров, списков аффилированных лиц и иных сведений, определяемых ФКЦБ.
Важной составляющей этого направления деятельности юридических служб является организация взаимодействия с органами Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в части подачи уведомлений и ходатайств в соответствии со ст.17 и 18 Закона о конкуренции на товарных рынках (в случаях создания коммерческих организаций, объединения организаций, приобретения основных средств, пакетов акций (долей участия) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ (товариществ) и др.).
Корпоративные отделы юридических служб организуют созыв и проведение общих собраний участников (акционеров), советов директоров хозяйственных обществ, подготавливают самостоятельно или с участием других служб проекты решений этих органов, обеспечивают законность их деятельности и принимаемых решений, в том числе с точки зрения соблюдения порядка совершения хозяйственным обществом крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Юридические службы осуществляют подготовку и представление компетентным органам управления хозяйственных обществ для утверждения проекты внутренних документов, регулирующих функционирование соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской деятельности - Положений об общем собрании участников (акционеров), о совете директоров (наблюдательном совете), о правлении (дирекции), о генеральном директоре, о ревизионной комиссии (ревизоре) и т.п.
Важным направлением деятельности юридической службы является обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие во взаимодействии с профсоюзами и иными организациями, представляющими работников.
С принятием Трудового кодекса РФ значение правовой работы в сфере трудовых отношений значительно возросло. Развитие социального партнерства как ведущего принципа, положенного Трудовым кодексом РФ в основу правового регулирования взаимоотношений между работниками и работодателем, требует активного участия юридических служб в подготовке и мониторинге коллективных договоров и соглашений.
Юридические службы разрабатывают формы трудовых договоров, заключаемых с каждым работником; ученических договоров, заключаемых с лицами, принятыми учениками; соглашений о направлении работников на обучение; принимают участие в создании и контроле за соблюдением Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права.
Юридические службы участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, предотвращению потерь рабочего времени, а также предотвращению имущественного ущерба в связи с фактами правонарушений или хищений (растраты, присвоения) имущества организации. Юридические службы визируют кадровые приказы о приеме, переводе, увольнении работников, подготавливают заключения по представленным материалам о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности. Сотрудники юридических служб принимают участие в подготовке и проведении аттестации работников на соответствие занимаемой должности.
Юридическая служба оказывает помощь профсоюзному комитету и другим организациям, представляющим работников, в реализации их правомерной деятельности, проводит консультации по правовым вопросам для персонала.
Юридические службы организаций обязаны принимать активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению качества выпускаемой продукции (работ, услуг). Актуальность этого направления деятельности связана в настоящее время, в частности, с глобализацией экономики и включением России в мировое сообщество, в котором торговля продукцией (работами, услугами) осуществляется, как правило, организациями, чья система управления сертифицирована в соответствии с требованиями международного стандарта качества серии ИСО-9000. Юридические службы принимают участие в разработке Стандартов предприятия по качеству (СТП), в частности, регламентирующих осуществление договорной работы, организацию документооборота, прием сырья и отпуск готовой продукции (работ, услуг), размещение заказов в организации, а также в подготовке СТП общего значения - "Руководство по качеству", "Корректирующие и предупреждающие действия", "Культура производства", "Порядок разработки методологических инструкций и рабочих процедур". Юридические службы принимают участие во внутреннем аудите организации, являющеся необходимым требованием международного стандарта серии ИСО-9000. Целесообразно, чтобы один из сотрудников юридической службы был сертифицирован как внутренний аудитор организации. Это будет способствовать повышению эффективности других направлений деятельности юридической службы, поскольку внутренний аудит связан с комплексными проверками функционирования структурных подразделений коммерческих организаций, выявлением причин их неоптимального взаимодействия, а также с разработкой рекомендаций по улучшению деятельности организации в целом.
Юридические службы всех коммерческих организаций (независимо от их организационно-правовой формы) призваны формировать корпоративную культуру организации*(946), важнейшей частью которой является правовая культура и существующий в организации правопорядок.
Юридические службы посредством участия во внутрифирменном обучении должны организовывать информирование трудового коллектива о действующем законодательстве, обеспечивать совместно с другими подразделениями изучение руководителями и специалистами законодательства, иных правовых актов и внутренних документов организации, относящихся к предмету их деятельности.
Повышение роли и значения юридических служб в деятельности современных коммерческих организаций выражается в участии этого структурного подразделения в стратегическом планировании. Зачастую руководитель юридической службы крупной коммерческой организации является заместителем руководителя и входит в группу стратегического планирования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- _ 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- _ 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Конституционные основы предпринимательства
- _ 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- _ 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- _ 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- _ 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- _ 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности
- Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- _ 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- _ 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- _ 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- _ 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- _ 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- _ 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- _ 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы
- _ 1. Индивидуальный предприниматель Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- _ 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- _ 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- _ 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- _ 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- _ 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- _ 2. Функции и принципы менеджмента
- _ 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- _ 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование
- Основные нормативные акты
- _ 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- _ 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- _ 4. Объекты приватизации и их классификация
- _ 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- _ 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- _ 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- _ 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность
- Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Предприниматель и товарный рынок
- _ 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- _ 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- _ 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- _ 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- _ 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- _ 4. Эмиссия ценных бумаг
- _ 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- _ 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие валютного рынка
- _ 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- _ 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- _ 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- _ 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка банковских услуг
- _ 2. Организация денежных расчетов
- _ 3. Банковские услуги по привлечению средств
- _ 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие рынка страховых услуг
- _ 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- _ 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- _ 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- _ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- _ 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- _ 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- _ 2. Субъекты инвестиционных отношений
- _ 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- _ 4. Лизинговые инвестиции
- _ 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- _ 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- _ 2. Внешнеэкономические сделки
- _ 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Общая характеристика рынка труда
- _ 2. Субъекты рынка труда
- _ 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- _ 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей
- Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- _ 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- _ 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- _ 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- _ 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература