Методы государственного управления.
Во-первых, наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и применение карательно- силовых средств. Когда-то на начальных этапах политической истории человечества этот метод был одним из доминирующих. Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях, захватывающих новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население. На современном же этапе инструменты насилия преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к примеру, в фашистской Германии и СССР в 30-е годы или в Кампучии в 70-е годы нынешнего века.
Во-вторых, возможно такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях и в условиях переходных обществ становящейся демократии).
В-третьих, одним из главных методов современного государственного управления выступает правое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются прежде всего в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан.
В-четвертых, эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов.
Пятым основным средством управления можно назвать идейно-политическое манипулирование, действующее в "мягких" формах на механизмы сознания и установки поведения граждан. На ранних этапах государственного развития подобную роль инструмента идейно-политического и морального воздействия на массы выполняла религиозная проповедь. Сегодня же на первый план выдвигаются средства идейно-политического и социально-психологического манипулирования со стороны "масс-медиа". Средства телекоммуникаций и массовой информации (СМИ) в конце XX века стали приоритетными и эффективными инструментами манипулирования народными массами
Государственный аппарат и механизм государства
Механизм государства
Для обеспечения выполнения функций в любом государстве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государственной власти, механизм государства.
Государственная власть выражается в способности официальных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.
В соответствии с прогрессивными гуманистическими доктринами функционирование государственной власти должно основываться на следующих принципах: представительство интересов граждан в органах власти;
разделение властей;
гласность и открытость;
профессионализм и компетентность
законность; демократизм.
В понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются, но существует точка зрения, согласно которой эти понятия можно использовать как синонимы.
Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.п.).
Структура механизма государства
Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.
Механизм государства обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.
Элементом (ячейкой) механизма государственной власти является человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя государственные институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.), (в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», СМИ это институты гражданского общества).
Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значительные концепции относительно понятия «механизм государства».
Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком — как политическую систему общества.
Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти.
Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.
Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами):
Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.
Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного целого, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоящих. Взаимоотношения между государственными органами могут строиться как на началах координации (между Федеральным Собранием - парламентом РФ и законодательными органами субъектов РФ), так и на началах субординации (органы прокуратуры).
Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.
Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний; иные органы, исполняющие функции принуждения.
Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью».
- Понятие и функции государства Теории возникновения государства
- Понятие и признаки государства
- Понятие и признаки государственной власти
- Функции государства
- Основные формы государства
- Форма государственного устройства
- Политический режим
- Демократические режимы
- Антидемократические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Принципы государственного управления
- Потребности - интересы - цели - решение (воля) - действия - результаты
- Основные идеи античной мысли
- Государственно-управленческая мысль в средние века
- Государственно-управленческая мысль и наука об организации
- Виды функций государственного управления
- Методы государственного управления.
- Теория разделения властей
- Аппарат (органы) государства
- Модели построения государственного аппарата
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Формы деятельности государственного аппарата
- Государственный орган
- Общая характеристика и признаки государственных органов
- Основания формирования государственных органов
- Виды государственных органов
- Конституционные основы публичной власти в рф
- Народовластие как основа конституционного строя России. Формы народовластия
- Понятие и виды референдумов.
- Понятие избирательного права
- Понятие избирательной системы
- Стадии избирательного процесса
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 3 Стадия
- 4 Стадия
- 5 Стадия
- 6 Стадия
- 7 Стадия
- Федеральные органы законодательной (представительной) власти рф
- Понятие и функции парламента.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания:
- Порядок формирования Совета Федерации
- Судебная власть
- Разработка государственной политики
- Модели разработки государственной политики.
- Государственное регулирование экономики
- Сущность государственного регулирования экономики
- Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
- Функции государства в современной экономике
- Методы государственного регулирования экономики
- Модели государственного регулирования экономики
- Классификация
- Принципы государственной гражданской службы
- Государственный служащий: понятие, виды
- Административно-правовой статус госслужащего
- Региональная государственная политика
- Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Социальная политика
- Концептуальные основы государственной социальной политики
- Государственное регулирование уровня и качества жизни
- Социальная защита населения,
- Государственное регулирование доходов и потребления.
- Государственное регулирование рынка труда и занятости