logo search
Лекции СГУ

Методы государственного управления.

  • Во-первых, наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и применение карательно- силовых средств. Когда-то на начальных этапах политической истории человечества этот метод был одним из доминирующих. Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях, захватывающих новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население. На современном же этапе инструменты насилия преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к примеру, в фашистской Германии и СССР в 30-е годы или в Кампучии в 70-е годы нынешнего века.

  • Во-вторых, возможно такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях и в условиях переходных обществ становящейся демократии).

  • В-третьих, одним из главных методов современного государственного управления выступает правое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются прежде всего в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан.

  • В-четвертых, эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов.

  • Пятым основным средством управления можно назвать идейно-политическое манипулирование, действующее в "мягких" формах на механизмы сознания и установки поведения граждан. На ранних этапах государственного развития подобную роль инструмента идейно-политического и морального воздействия на массы выполняла религиозная проповедь. Сегодня же на первый план выдвигаются средства идейно-политического и социально-психологического манипулирования со стороны "масс-медиа". Средства телекоммуникаций и массовой информации (СМИ) в конце XX века стали приоритетными и эффективными инструментами манипулирования народными массами

  • Государственный аппарат и механизм государства

  • Механизм государства

  • Для обеспечения выполнения функций в любом государстве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государ­ственной власти, механизм государства.

  • Государственная власть выражается в способности официальных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного при­нуждения.

  • В соответствии с прогрессивными гуманистическими доктринами функционирование государственной власти должно основываться на следующих принципах: представительство интересов граждан в органах власти;

    • разделение властей;

    • гласность и открытость;

    • профессионализм и компетентность

    • законность; демократизм.

    • В понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются, но существует точка зрения, согласно которой эти понятия можно использовать как синонимы.

    • Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.п.).

    • Структура механизма государства

    • Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

    • Механизм государства обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.

    • Элементом (ячейкой) механизма государственной власти является человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя государственные институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.), (в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», СМИ это институты гражданского общества).

    • Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значительные концепции относительно понятия «механизм государства».

    • Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат государственной власти, а в широком — как политическую систему общества.

    • Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти.

    • Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

    • Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами):

    • Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.

    • Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного целого, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государст­венного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоящих. Взаимоотношения между государственными органами могут строиться как на началах координации (между Федеральным Собранием - парламентом РФ и законодательными органами субъектов РФ), так и на началах субординации (органы прокуратуры).

    • Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями.  Выступая от собственного имени,  государственный орган действует как орган государственного властвования.

    • Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказа­ний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

    • Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной вла­стью» или «публичной властью».