Форма государственного устройства
Это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
из каких частей состоит внутренняя структура государства;
каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы :
унитарное;
федеративное;
конфедеративное.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного —Королевство Испания.
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д.
В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов.
Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :
конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.
Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.
Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового («третьего») государства не появляется, а следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации.
Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. В Новое время, особенно в ХХ веке, положение, разумеется, существенно меняется.8
Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) - последние виды уний, рассматриваемых государство ведением.
Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.
- Понятие и функции государства Теории возникновения государства
- Понятие и признаки государства
- Понятие и признаки государственной власти
- Функции государства
- Основные формы государства
- Форма государственного устройства
- Политический режим
- Демократические режимы
- Антидемократические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Принципы государственного управления
- Потребности - интересы - цели - решение (воля) - действия - результаты
- Основные идеи античной мысли
- Государственно-управленческая мысль в средние века
- Государственно-управленческая мысль и наука об организации
- Виды функций государственного управления
- Методы государственного управления.
- Теория разделения властей
- Аппарат (органы) государства
- Модели построения государственного аппарата
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Формы деятельности государственного аппарата
- Государственный орган
- Общая характеристика и признаки государственных органов
- Основания формирования государственных органов
- Виды государственных органов
- Конституционные основы публичной власти в рф
- Народовластие как основа конституционного строя России. Формы народовластия
- Понятие и виды референдумов.
- Понятие избирательного права
- Понятие избирательной системы
- Стадии избирательного процесса
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 3 Стадия
- 4 Стадия
- 5 Стадия
- 6 Стадия
- 7 Стадия
- Федеральные органы законодательной (представительной) власти рф
- Понятие и функции парламента.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания:
- Порядок формирования Совета Федерации
- Судебная власть
- Разработка государственной политики
- Модели разработки государственной политики.
- Государственное регулирование экономики
- Сущность государственного регулирования экономики
- Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
- Функции государства в современной экономике
- Методы государственного регулирования экономики
- Модели государственного регулирования экономики
- Классификация
- Принципы государственной гражданской службы
- Государственный служащий: понятие, виды
- Административно-правовой статус госслужащего
- Региональная государственная политика
- Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Социальная политика
- Концептуальные основы государственной социальной политики
- Государственное регулирование уровня и качества жизни
- Социальная защита населения,
- Государственное регулирование доходов и потребления.
- Государственное регулирование рынка труда и занятости