logo
Лекции СГУ

Государственное регулирование доходов и потребления.

  • Цель социальной защиты – поддержание стабильности в обществе, а также предоставление возможности каждому члену общества независимо от его социального происхождения, национальности и вероисповедания свободно развиваться и реализовывать свои способности.

  • Социальная защита делится на активную и пассивную.

  • Пассивная состоит лишь в предоставлении социальной помощи человеку.

  • Активная подразумевает разработку мер по предотвращению ситуаций, которые угрожают благосостоянию, жизни и здоровью человека, а также стимулируют его активность в этом.

  • Основные элементы системы социальной защиты населения:

  • 1. Установление допустимых параметров жизни (размер прожиточного минимума, минимальной пенсии и социальной помощи).

  • 2. Защита населения от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума граждан.

  • 3. Решение проблем безработицы и обеспечения эффективной занятости, переподготовка кадров.

  • 4. Пенсионное обеспечение.

  • 5. Содержание детских домов, интернатов, домов престарелых и т.д.

  • 6. Социальные трансферты (помощь по безработице, одноразовые и ежемесячные выплаты на содержание детей до 3-х лет, жилищные субсидии и т.д.).

  • 7. Социальное обслуживание (предоставление социальной помощи отдельным категориям граждан и т.д.).

  • 8. Медицинская помощь.

  • 9. Социальное страхование.

  • Социальное страхование – система финансового возмещения (частичного или полного) физическим лицам определенных жизненных рисков.

  • Функционирует четыре вида систем социального страхования: по безработице, по временной потере трудоспособности, от несчастных случаев на производстве и пенсионное, медицинское страхование.

  • В настоящее время в осуществляется пенсионная реформа, которая ставит целью: обеспечить минимально допустимый уровень жизни всем лицам преклонного возраста в зависимости от их трудового вклада и внедрение надежного механизма сбора и сохранения средств к старости. В рамках реформы предполагается построение двухуровневой пенсионной системы, которая будет состоять из:

  • 1) солидарной системы (обеспечивает защиту людей преклонного возраста от бедности);

  • 2) системы обязательного накопления (гарантирует работникам получение дополнительного дохода после выхода на пенсию);

  • 3) системы добровольного накопления (создается для тех людей, которые желают обеспечить себе высокие доходы в старости и способны платить большие взносы на протяжении трудовой деятельности).

  • Уровень жизни населения зависит от уровня доходов. Доходы домохозяйств состоят из двух частей: первичных доходов (заработанных путем применения собственных факторов производства) и вторичных доходов (полученных в результате перераспределения дохода через социальные трансферты). Первый вид доходов — это доходы самостоятельной социальной защиты, второй — доходы внешней социальной защиты. Главный взнос во внешнюю социальную защиту осуществляет государство.

  • Основным инструментом регулирования доходов населения является использование минимального потребительского бюджета.

  • Минимальный потребительский бюджет (МПБ) определяет такой объем доходов, который делает возможным приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Единица измерения — количество гривен на год (месяц) на одного человека.

  • Исходной информацией для расчетов МПБ являются данные демографического прогноза, состав минимальной нормативной потребительской корзины, нормы потребления населением товаров (услуг), данные об уровне и динамике потребительских цен на товары (услуги).

  • При определении натурально-вещественной структуры МПБ используют данные о составе минимальных нормативных потребительских корзин. Минимальная нормативная потребительская корзина (МНПК) включает сбалансированный набор товаров (услуг) по таким основными статьями затрат человека:

  • Одним из индикаторов экономического развития страны и важнейшим показателем благосостояния населения являются реальные доходы населения. Различают номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы это фактически полученные деньги. Реальные доходы это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за полученные номинальные доходы. Они определяются по формуле:

  • На основе данных о реальных доходах населения прогнозируется общий объем, структура и динамика потребления населением материальных благ и услуг, состав и источники доходов населения, размер и уровень дифференциации доходов отдельных социальных групп.

  • Одним из важных аспектов проблемы неравенства доходов является определение параметров малообеспеченности (бедности). Основанием для отнесения человека к группе малообеспеченных служит величина получаемого им дохода. Бедным считается особа, чей доход не превышает определенный процент от среднедушевого дохода по стране. В мировой практике этот процент составляет 30-50%.

  • Различают уровень и глубину бедности. Уровень бедности - это удельный вес семей (домохозяйств, человека), чей уровень потребления (доходов) ниже определенной границы бедности. Показатель уровня бедности отражает распространенность бедности, но не дает информации о степени обнищания определенных групп населения. Поэтому, для определения расхождения между доходами бедных и границею бедности используют показатель глубины бедности:

  • где Z - граница бедности;

  • Yi - доходы семей (домохозяйств, человека), которые определены бедными;

  • n - общая численность семей (домохозяйств, человек).