logo
Лекции СГУ

Понятие и признаки государственной власти

Государственная власть – это социально-политическое явление, основная форма проявления политической власти определенной социальной общности (народа, класса) обладающая аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе.

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

  1. Монополия на издание общеобязательных велений;

  2. Монополия на применения государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

  1. Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

  2. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

  3. Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

  4. Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

  5. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т. д.).

  6. Единство государственной власти

  7. Характеризуется легитимностью, легальностью. (Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Легальность – законность, соблюдение законов)

  8. В основе государственной власти современных государств лежит принцип

разделения властей

Концепцию разделения властей связывают с именами английского автора Дж. Локка (1632-1704 годы) и французского юриста Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 годы).

Идея разделения государственной власти возникла в ходе борьбы крепнувшей буржуазии, выражавшей политические интересы широких слоев населения, выступавшего против абсолютизма, за демократию. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи революционной буржуазии выдвинули тезис о разделении государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предполагалось, что первая будет вручена избираемому народом парламенту, вторая – главе государства и правительству, третья – независимым судам с участием населения.

В соответствии с принципом разделения властей, власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

В современных условиях концепция разделения властей дополнена идеей баланса властей, системой сдержек и противовесов. Этот принцип означает, что в своей сфере каждая ветвь власти самостоятельна, но каждая из них находится под контролем, поскольку одна уравновешивает другую

Система сдержек и противовесов не допускает ситуации узурпации власти одной из ветвей, блокируются односторонние и ошибочные решения государственных вопросов, а во-вторых, каждая власть имеет четко очерченный круг задач, что позволяет ей концентрировать усилия на конкретном направлении жизни государства, не распыляя силы и ресурсы.