Понятие и признаки государственной власти
Государственная власть – это социально-политическое явление, основная форма проявления политической власти определенной социальной общности (народа, класса) обладающая аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе.
Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):
Монополия на издание общеобязательных велений;
Монополия на применения государственного принуждения.
Признаки государственной власти:
Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.
Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.
Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.
Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т. д.).
Единство государственной власти
Характеризуется легитимностью, легальностью. (Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Легальность – законность, соблюдение законов)
В основе государственной власти современных государств лежит принцип
разделения властей
Концепцию разделения властей связывают с именами английского автора Дж. Локка (1632-1704 годы) и французского юриста Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 годы).
Идея разделения государственной власти возникла в ходе борьбы крепнувшей буржуазии, выражавшей политические интересы широких слоев населения, выступавшего против абсолютизма, за демократию. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи революционной буржуазии выдвинули тезис о разделении государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предполагалось, что первая будет вручена избираемому народом парламенту, вторая – главе государства и правительству, третья – независимым судам с участием населения.
В соответствии с принципом разделения властей, власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
В современных условиях концепция разделения властей дополнена идеей баланса властей, системой сдержек и противовесов. Этот принцип означает, что в своей сфере каждая ветвь власти самостоятельна, но каждая из них находится под контролем, поскольку одна уравновешивает другую
Система сдержек и противовесов не допускает ситуации узурпации власти одной из ветвей, блокируются односторонние и ошибочные решения государственных вопросов, а во-вторых, каждая власть имеет четко очерченный круг задач, что позволяет ей концентрировать усилия на конкретном направлении жизни государства, не распыляя силы и ресурсы.
- Понятие и функции государства Теории возникновения государства
- Понятие и признаки государства
- Понятие и признаки государственной власти
- Функции государства
- Основные формы государства
- Форма государственного устройства
- Политический режим
- Демократические режимы
- Антидемократические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Принципы государственного управления
- Потребности - интересы - цели - решение (воля) - действия - результаты
- Основные идеи античной мысли
- Государственно-управленческая мысль в средние века
- Государственно-управленческая мысль и наука об организации
- Виды функций государственного управления
- Методы государственного управления.
- Теория разделения властей
- Аппарат (органы) государства
- Модели построения государственного аппарата
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Формы деятельности государственного аппарата
- Государственный орган
- Общая характеристика и признаки государственных органов
- Основания формирования государственных органов
- Виды государственных органов
- Конституционные основы публичной власти в рф
- Народовластие как основа конституционного строя России. Формы народовластия
- Понятие и виды референдумов.
- Понятие избирательного права
- Понятие избирательной системы
- Стадии избирательного процесса
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 3 Стадия
- 4 Стадия
- 5 Стадия
- 6 Стадия
- 7 Стадия
- Федеральные органы законодательной (представительной) власти рф
- Понятие и функции парламента.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания:
- Порядок формирования Совета Федерации
- Судебная власть
- Разработка государственной политики
- Модели разработки государственной политики.
- Государственное регулирование экономики
- Сущность государственного регулирования экономики
- Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
- Функции государства в современной экономике
- Методы государственного регулирования экономики
- Модели государственного регулирования экономики
- Классификация
- Принципы государственной гражданской службы
- Государственный служащий: понятие, виды
- Административно-правовой статус госслужащего
- Региональная государственная политика
- Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Социальная политика
- Концептуальные основы государственной социальной политики
- Государственное регулирование уровня и качества жизни
- Социальная защита населения,
- Государственное регулирование доходов и потребления.
- Государственное регулирование рынка труда и занятости