logo
Лекции СГУ

Разработка государственной политики

  • Политика это искусство управления государством, веде­ние государственных дел, сущность деятельности органов вла­сти. Государственное управление приобретает политический ха­рактер, если затрагивает интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс.

  • Характерные особенности политики:

    • Политика всегда обусловливается экономическим состоянием общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития.

    • Вместе с тем политика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее в концентрированном виде.

    • Кроме государственной власти в политическую систему общества входят

    • профсоюзы,

    • партии,

    • церковь

    • другие организа­ции, стремящиеся к расширению влияния на массы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом.

    • Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

    • Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:

    • защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;

    • обеспечение социальной активности;

    • создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

    • Характеристикой со­временного российского общества является то что оно социально структурируется за­ново, оно уже далеко не однородно и все больше поляризуется. Каждая социальная группа имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством социальной политики.

    • Если государственная политика выражает интересы не всего народа, а отдельных социальных слоев, то ее целью становится удержание власти. В этом случае политика главенствует над экономикой в интересах сохранения власти.

    • Научно обоснованная внутренняя и внешняя политика вы­рабатывается на основе ясной идеологии, национальной идеи. Только в этом случае она получает установку на достижение ка­ких-то целей, приверженность определенным ценностям.

    • Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей.

    • Идеология как духовная сфера человеческой деятельности играет первостепенную роль в жизни общества. Люди объе­диняются, создают социальную структуру, руководствуясь, прежде всего, духовными интересами. Поскольку без идео­логии жить нельзя, она становится мощным орудием полити­ческой борьбы. Политические организации стремятся зало­жить в свои программы привлекательные идеологии, адресуя их конкретным социальным слоям общества. После победы на выборах они имеют возможность проводить свою идеоло­гию в государственном управлении.

    • При всем многообразии идеологических систем выделяются две, берущие за основу развития противоположности — либера­лизм и социализм.

    • Либерализм ставит во главу угла свободу лич­ности, приоритет удовлетворения личного интереса.

    • Социализм предполагает свободу личности в рамках определенного социу­ма, отдавая приоритет общим интересам, удовлетворение которых способствует процветанию личности.

    • В первом случае вектор направлен от частного к общему, во втором — от общего к частному.

    • Каждая система утверждается эволюционным (посте­пенное изменение через реформы) или революционным (ради­кальное изменение существующего порядка) путем.

    • В настоящее время при разработке государственной политики уже можно опираться на появившиеся объединительные (идеи, которые могут составить основу национальной идеологии:

    • необходимость изменения действительности к лучшему;

    • активная роль государства в экономике и социальной сфе­ре при соблюдении политических, гражданских свобод;

    • сочетание отечественных традиций, в том числе дорево­люционной и советской, с новациями демократического настоящего;

    • сохранение российской составляющей в государственном строительстве.

    • Как «работает» национальная идея, свидетельствует опыт разви­тых стран. Япония более 100 лет назад поставила цель догнать силь­ные державы Запада на основе реформ «Мэйдзи». После 1945 г. за идеал было принято построение потребительского общества, которое вначале воплотилось в «три сокровища» — телевизор, стиральная ма­шина, холодильник, потом набор расширился — автомобиль, цветной телевизор, кондиционер.

    • Как было уже сказано государственная политика получает идеологическое обосно­вание, отказ от идеологии также является идеологией, только такая идеология лишает государственную политику содержания и обрекает на неуспех. Например, если государство не придер­живается никаких нравственных и эстетических взглядов, то любые взгляды могут быть легко навязаны массам через СМИ.

    • Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, “политический цикл”, состоящий из нескольких последовательных действий.

      • Содержание этапа

      • Результат этапа

      • Определение общественных проблем, целей, приоритетов и направлений политики (инициирование политики)

      • Постановка общественных проблем, определение целей и задач органов государственной власти

      • Разработка и легитимация политики (формирование политики)

      • Официальный документ о государственной политике или программе

      • Осуществления и мониторинг политики (осуществление политики)

      • Практические действия органов государственной власти

      • Оценка и регулирование политики (оценка политики)

      • Оценка результатов и решение вопроса о будущем государственной политики или программы

    • Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:

    1. законодательные (представительные) органы власти;

    2. исполнительные органы власти;

    3. группы интересов и группы давления.