Модели разработки государственной политики.
В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели.
Модель “сверху - вниз”, когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.
Модель “снизу - вверх”, при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная государственная политика.
“Смешанная” модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.
Существует несколько теоретических подходов к изучению государственной политики, позволяющих с различных позиций и точек зрения проводить общий анализ государственной политики. Все они дают определенную систему координат, которая необходима в качестве отправной точки для любого научного исследования деятельности органов государственной власти по выработке политической линии в данной общественной сфере. Основные из этих подходов представлены следующими школами.
1. Институционапизм, рассматривает госполитику как результат деятельности государственных институтов (правительство, парламент, бюрократия, судебные органы и др.), использующих определенные административные процедуры.
2. Концепция политического процесса представляет госполитику как результат политической деятельности, имеющей фиксированные ступени и этапы (определение проблем, постановка целей, формирование политики, легитимация, выполнение, оценка и мониторинг) в процессе решения общественных проблем.
3. Теория групп оценивает государственную политику как результат групповой борьбы, конфликта между различными группами в обществе и правительстве и поиска консенсуса по конкретным вопросам политики.
4. Теория элиты рассматривает государственную политику как результат предпочтения и выбора политической и административной элит.
5. Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных технологий управления.
6. Теория инкрементализма (постепенности) - государственная политика как последовательная и поэтапная деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел, т.е. небольшие вариации по изменению прошлого состояния.
7. Теория игр - государственная политика как рациональный выбор в конкурентной борьбе двух наиболее влиятельных сторон в обществе или правительстве.
8. Теория общественного выбора - государственная политика как результат деятельности индивидов на основе осознания собственных интересов и принятия соответствующих решений, которые должны принести им определенную выгоду.
9. Теория открытых систем - государственная политика как результат ответа политической системы на запросы и нужды соответствующих структур и факторов внешней среды.
Государственная политика может разрабатываться и реализовываться на нескольких уровнях в зависимости от масштаба решаемой проблемы или охвата общественной сферы. Этот уровень определяет цели и стратегию политики, характер участвующих организаций и индивидов, методы осуществления и последствия. Обычно выделяют три уровня государственной политики:
• макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран;
• метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям;
• микроуровень, затрагивающий решение локальных проблем.
Важное значение имеет контекст государственной политики, и в первую очередь те многочисленные факторы внешней среды, которые влияют с различной степенью интенсивности на ее разработку и реализацию.
Во-первых, выделяют общую среду:
экономическую систему (производство, распределение, уровень инфляции, занятость, налоги и др.);
социальную систему (социальная структура, национально-этнические и религиозные группы, демографическая структура, ценности и нормы поведения и др.);
политико-правовую систему (разделение властей, структура политической власти, политическая культура, законодательство и др.);
технологическую систему (развитие науки и технологий, система управления инновациями, информационные технологии и др.).
•международную систему (внешняя политика, геополитическая ситуация, уровень сотрудничества или конфликтности с иностранными государствами и др.).
Каждый из этих компонентов имеет свои характеристики, среди которых наибольшее значение имеют степень сложности и уровень стабильности.
Во-вторых, это внешние факторы, которые могут напрямую воздействовать на государственную политику. Среди них выделяют:
Политические факторы:
группы интересов и лоббистские организации;
политические партии;
средства массовой информации;
общественное мнение;
различные группы элит (финансовые, региональные)
Институциональные факторы:
законодательные (представительные) органы власти;
органы исполнительной власти (федеральные, региональные, местные);
судебные и контрольные органы;
экономические факторы:
экономические программы;
материальные и финансовые ресурсы;
социальные факторы:
социальные ценности и нормы;
профессиональная этика и традиции;
технологические факторы:
инновационные технологии;
распространение продуктов и услуг.
В-третьих, это внутренние факторы и силы, которые проявляются внутри государственных органов, непосредственно вовлеченых в процесс разработки и осуществления государственной политики.
Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами.
Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики, рассматривающих этот процесс с различных позиций.
Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются:
1) ясные цели деятельности и стандарты выполнения функций;
2) наличие необходимых ресурсов: финансовых, материальных, информационных, человеческих и т.д.;
3) эффективные организационные структуры;
4) разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами;
5) развитые коммуникации и система координации деятельности различных структур, вовлеченных в процесс осуществления политики, в том числе:
• исполнительной и законодательной власти;
• центральной, региональной и местной властей; 3
• самих федеральных органов исполнительной власти; '
6) мотивированный и квалифицированный персонал.
Во-вторых, реализацию можно рассматривать как комплекс действий различных государственных структур, связанных с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах и на их основе регулировать свою деятельность, исходя из миссии и целей организации или индивида.
В-третьих, реализацию можно представить как деятельность по определенным правилам как формальным, так и неформальным, которые установлены в самом начале или формируются участниками осуществления политики на основании накопленного опыта. Следование им при разработке стратегии и тактики, управлении и контроле позволяет определять роль каждого участника и быстрее реализовывать цели организации. Важное значение в этом случае имеет организационная культура, существующая в организациях и влияющая на характер отношений между их членами.
Механизм разработки политики включает
выбор соответствующих приоритетов,
учитывает последствия их реализации в экономической, социальной, экологической и других сферах,
предусматривает оценку затрат, выгод и рисков.
устанавливаются целевые ориентиры и ограничения.
показателях качества жизни (продолжительность жизни, состояние здоровья, объем знаний, доход на душу населения, занятость, реализация прав человека и др.)
уровня экономического развития,
экологического благополучия.
Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента РФ парламенту России одновременно является посланием стране.
В послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если проект послания заранее рассматривается политическими партиями и движениями в регионах, то его статус уточняется и в нем формулируется политика не только Президента РФ, но и всего государства.
Правительство РФ ежегодно заявляет о приоритетах промышленной и социальной политики.
Социально-экономическая политика Правительства РФ направлена
на повышение уровня жизни;
обеспечение прав и свобод граждан;
развитие науки и культуры,
сохранение природной среды;
упрочение экономических позиций страны в мире.
Основной целью является создание эффективная экономика, способная динамично развиваться с помощью внутренних ресурсов и органичного включения в мирохозяйственные связи.
Социально-экономическая политика разрабатывается и реализуется по следующим направлениям:
• Реформирование экономики.
совершенствование государственного регулирования экономики и управления государственными предприятиями,
поддержка предпринимательства и развитие рыночной инфраструктуры,
демонополизация и формирование конкурентной среды,
развитие финансового рынка,
укрепление правоприменительной системы.
• Финансовая и денежная политика.
Основным целевым ориентиром финансовой и денежной политики служит сокращение инфляции до 1% в месяц.
В области государственных финансов центральной проблемой является
снижение дефицита федерального бюджета;
повышение эффективности налоговой системы, жесткости государственных расходов;
сокращение государственного долга;
перестройка финансовых взаимоотношений с регионами.
Для контроля над инфляцией и финансовой стабилизации проводится денежно-кредитная политика, предусматривающая регулирование процентных ставок, предложения денег с учетом спроса, пресечение финансовых спекуляций. Ценовая политика осуществляется по линии регулирования соотношения цен на энергоносители, продукцию обрабатывающей промышленности и АПК, использования таможенного тарифа для регулирования соотношения между мировыми и внутренними ценами. Валютная политика направлена на поддержание стабильности рубля, его конвертируемости, борьбу с нелегальным вывозом валюты, долларизацией экономики.
• Структурная политика направлена на создание высокоэффективной и конкурентоспособной экономики. Она включает перепрофилирование объективно нежизнеспособных производств и поддержку необходимых для народного хозяйства предприятий. В силу ограниченности финансовых ресурсов структурная политика реализуется посредством разработки федеральных целевых программ с учетом обеспечения приоритетов.
Наиболее общим приоритетом является обрабатывающая промышленность по сравнению с вывозом сырья, основными направления:
становятся космос,
авиастроение,
нефтегазодобыча,
дорожное строительство,
судостроение,
ВПК.
Инвестиции направляются на предотвращение спада производства, увеличение рабочих мест, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции.
• Аграрная политика предусматривает создание аграрного строя, базирующегося на равноправии форм собственности и хозяйствования. Это требует совершенствования государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса, включающей
применение гарантированных закупочных цен,
развития сельскохозяйственной кооперации,
формирование системы кредитования и страхования, специальных фондов финансовой поддержки отечественных производителей на внутреннем рынке.
развертывание сеть оптовых рынков и аукционов сельскохозяйственной продукции.
• Социальная политика сочетает меры по созданию каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных групп населения.
• Региональная государственная политика предусматривает
содействие эффективной специализации регионов в едином экономическом пространстве
внедрение механизмов вертикального и горизонтального взаимодействия органов управления,
участие в освоении новых территорий,
преодоление кризиса в депрессивных регионах, экономического и политического сепаратизма,
активное регулирование миграции населения.
• Политика в отношении СНГ и бывших республик СССР направлена на углубление интеграции, формирование единого экономического пространства.
восстановлению и поддержанию важных для России товаропотоков,
развитию производственной кооперации и прямых связей предприятий, к
оординации инвестиционной политики,
последовательного устранения тарифных и штрафных ограничений в торговых отношениях, ускорению платежно-расчетных операций.
• Внешнеэкономическая политика предусматривает
ускорение интеграции России в мировое хозяйство,
поддержку отечественных производителей посредством регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке,
привлечение внешнего финансирования на наилучших для страны условиях,
укрепление государственного контроля за внешнеторговыми и валютными операциями,
защиту интересов отечественных экспортеров на внешних рынках,
содействие международной кооперации предприятий Российской Федерации с иностранными фирмами.
Единая государственная политика, согласованная на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти получает концентрированное воплощение в законах Российской Федерации, других документах и нормативно-правовых актах, прогнозах и федеральных целевых программах, в международных договорах России.
Наиболее важные характеристики государственной политики, которыми она должна обладать в целом, сводятся к необходимости отвечать следующим показателям:
реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве;
иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами; *
быть эффективной и результативной;
пользоваться доверием населения.
- Понятие и функции государства Теории возникновения государства
- Понятие и признаки государства
- Понятие и признаки государственной власти
- Функции государства
- Основные формы государства
- Форма государственного устройства
- Политический режим
- Демократические режимы
- Антидемократические режимы
- Тоталитарный политический режим
- Принципы государственного управления
- Потребности - интересы - цели - решение (воля) - действия - результаты
- Основные идеи античной мысли
- Государственно-управленческая мысль в средние века
- Государственно-управленческая мысль и наука об организации
- Виды функций государственного управления
- Методы государственного управления.
- Теория разделения властей
- Аппарат (органы) государства
- Модели построения государственного аппарата
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Формы деятельности государственного аппарата
- Государственный орган
- Общая характеристика и признаки государственных органов
- Основания формирования государственных органов
- Виды государственных органов
- Конституционные основы публичной власти в рф
- Народовластие как основа конституционного строя России. Формы народовластия
- Понятие и виды референдумов.
- Понятие избирательного права
- Понятие избирательной системы
- Стадии избирательного процесса
- 1 Стадия
- 2 Стадия
- 3 Стадия
- 4 Стадия
- 5 Стадия
- 6 Стадия
- 7 Стадия
- Федеральные органы законодательной (представительной) власти рф
- Понятие и функции парламента.
- Порядок формирования палат Федерального Собрания:
- Порядок формирования Совета Федерации
- Судебная власть
- Разработка государственной политики
- Модели разработки государственной политики.
- Государственное регулирование экономики
- Сущность государственного регулирования экономики
- Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
- Функции государства в современной экономике
- Методы государственного регулирования экономики
- Модели государственного регулирования экономики
- Классификация
- Принципы государственной гражданской службы
- Государственный служащий: понятие, виды
- Административно-правовой статус госслужащего
- Региональная государственная политика
- Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Социальная политика
- Концептуальные основы государственной социальной политики
- Государственное регулирование уровня и качества жизни
- Социальная защита населения,
- Государственное регулирование доходов и потребления.
- Государственное регулирование рынка труда и занятости