17. Особенности правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями как субъектов предпринимательской деятельности.
Особенности правового статуса коммерческих организаций с иностранными инвестициями как субъектов предпринимательской деятельности определяются главным образом Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. Данный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Однако он не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании. Закон «Об иностранных инвестициях» также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели (ст.1 Закона «Об иностранных инвестициях»).
Коммерческая организация с иностранными инвестициями – это учрежденная на территории РФ коммерческая организация, в состав участников которой входит хотя один иностранный инвестор.
Иностранный инвестор – это иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранный гражданин, лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, осуществляющие инвестиции на территории РФ. При этом их гражданская правосубъектность определяется в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, которое допускает возможность осуществления инвестиционной деятельности на территории РФ. Иностранным инвестором могут быть также международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, и иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом «Об иностранных инвестициях». Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом «Об иностранных инвестициях» (п.6 ст.4 Закона «Об иностранных инвестициях»).
Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными данным Законом при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации (п.4 ст.4 Закона «Об иностранных инвестициях»).
В отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями действует национальный правовой режим. Однако законодательно могут быть установлены определенные изъятия: как ограничительного, так и стимулирующего характера. Изъятия ограничительного характера для могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, за изъятиями ограничительного или стимулирующего характера, которые могут быть установлены в соответствии с п.2 ст.4 Закона «Об иностранных инвестициях» (ст.20 данного Закона).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в общем порядке, определяемом ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» 2001 г.
Установлены следующие особенности государственной регистрации организаций с иностранными инвестициями при их создании.
1. В регистрирующий орган помимо прочих документов должна быть представлена выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя (подп."г" ст.12 Закона N 129-ФЗ).
2. В заявлении о государственной регистрации в разделе "Сведения об учредителях (участниках) - юридических лицах" необходимо указать страну инкорпорации, дату регистрации, регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, которым зарегистрирован иностранный учредитель, а также необходимо указать адрес учредителя - иностранного юридического лица (Постановление Правительства РФ от 19.06.02 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению").
К числу гарантий и льгот, установленных Законом «Об иностранных инвестициях» для коммерческих организаций с иностранными инвестициями относятся:
1) Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Имущество коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При реквизиции коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки (ст.8 Закона «Об иностранных инвестициях»).
2) Гарантия от неблагоприятного изменения для коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (стабилизационная оговорка).
В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение определенных законом сроков в отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Положения эти распространяются на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25 процентов, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.
Стабильность для коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.
Правительство Российской Федерации:
устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации;
утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов федеральным органом исполнительной власти, ответственным за привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику РФ;
осуществляет контроль за исполнением коммерческой организацией с иностранными инвестициями взятых ими обязательств по реализации приоритетных инвестиционных проектов.
В случае неисполнения коммерческой организацией с иностранными инвестициями этих обязательств она лишается льгот, связанных со стабилизационной оговоркой. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.9 Закона об иностранных инвестициях).
3) Коммерческой организацией с иностранными инвестициями может быть приобретено на торгах (аукционе, конкурсе) право на заключение договора аренды земельного участка, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ст.15 Закона «Об иностранных инвестициях»). Важно отметить, что согласно ст.3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного значения» 2002 г. юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Это положение является ограничительной мерой.
4) В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта предоставляются льготы по уплате таможенных платежей (ст.16 Закона «Об иностранных инвестициях»).
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона "О таможенном тарифе" в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
а) не являются подакцизными;
б) относятся к основным производственным фондам;
в) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала (ч.1 Постановления Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями").
5) В соответствии со ст.150 НК РФ не подлежит обложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
Меры ограничительного характера могут быть связаны, например, с ограничением доли иностранного капитала в некоторых видах коммерческих организаций (кредитные и страховые организации), с невозможностью коммерческих организаций с определенной долей иностранного капитала заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности. Так, в соответствии со ст. 19.1 Закона «О средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин РФ, имеющий двойное гражданство не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.
- 1. Понятие предпринимательской деятельности по российскому законодательству.
- 2. Возникновение и этапы развития предпринимательского права.
- 3. Принципы предпринимательского права.
- 4. Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений.
- 5. Понятие, предмет и методы правового регулирования предпринимательского права. Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей права.
- 6.Система предпринимательского права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.
- 7. Источники предпринимательского права. Проблемы систематизации и кодификации предпринимательского законодательства.
- 8. Понятие, признаки, виды и значение локальных (корпоративных) актов для регулирования предпринимательской деятельности.
- 9. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.
- 10. Правосубъектность как основа правового статуса субъекта предпринимательского права.
- 11. Виды и правовой статус учредительных документов коммерческих организаций, а также требования, предъявляемые к их содержанию.
- 12. Сравнительная правовая характеристика групп организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (товарищества, общества, кооперативы, предприятия).
- 13. Особенности правового положения банков и других кредитных организаций как субъектов предпринимательской деятельности.
- 14. Особенности правового положения страховых компаний как субъектов предпринимательской деятельности.
- 15. Особенности правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
- 16. Особенности правового положения предпринимателя без образования юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности.
- 17. Особенности правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями как субъектов предпринимательской деятельности.
- 18. Особенности правового статуса структурных подразделений коллективного предпринимателя при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 19. Особенности правового статуса некоммерческих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 20. Особенности правового положения товарных, фондовых и валютных бирж как субъектов, участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности.
- 21. Особенности правового статуса малого предпринимательства по российскому законодательству.
- 22. Особенности правового положения производственно-хозяйственных комплексов как субъектов предпринимательской деятельности. Правовое положение холдинговых компаний.
- 23. Особенности правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как субъектов предпринимательского права.
- 24. Понятие имущественной обособленности юридических лиц. Правовые формы и уровни имущественного обособления юридического лица.
- 26. Виды и состав имущественных фондов юридического лица, формируемых и используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 27. Правовой режим материальной части основных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 28. Правовой режим нематериальных активов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 29. Правовой режим оборотных производственных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 30. Особенности правового режима уставного (складочного) капитала и резервного фонда юридического лица.
- 31. Понятие, виды и содержание предпринимательских обязательств.
- 32. Понятие, признаки и виды договоров, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 33. Содержание (условия) предпринимательских договоров.
- 34. Порядок заключения предпринимательских договоров.
- 35. Способы (форма) заключения предпринимательских договоров.
- 36. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности.
- 37. Правовое регулирование финансового оздоровления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 38. Правовое регулирование наблюдения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 39. Правовое регулирование мирового соглашения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 40. Правовое регулирование внешнего управления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 41. Правовое регулирование конкурсного производства в процессе несостоятельности (банкротства).
- 42. Правовое регулирование упрощенных процедур в процессе несостоятельности (банкротства).
- 43. Правовое положение арбитражного суда в процессе несостоятельности (банкротства).
- 44. Правовое положение должника в процессе несостоятельности (банкротства).
- 45. Правовое положение кредитора в процессе несостоятельности (банкротства).
- 46. Правовое положение собственника (учредителя (участника), товарища, акционера) в процессе несостоятельности (банкротства).
- 47. Правовое положение арбитражных управляющих в процессе несостоятельности (банкротства).
- 48. Понятие и виды товарного рынка. Структура хозяйственных связей на товарном рынке.
- 49. Правовое регулирование государственного финансирования субъектов предпринимательской деятельности.
- 50. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций.
- 51. Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг.
- 52. Особенности правового регулирования валютного рынка.
- 53. Правовое регулирование инновационной деятельности.
- 54. Основания государственного воздействия на экономику в рыночных условиях. Уровни и виды государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 55. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 56. Правовые инструменты государственного нормирования предпринимательской деятельности.
- 57. Прогнозирование и программирование предпринимательской деятельности. Особенности директивного планирования деятельности казенных предприятий.
- 58. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
- 59. Государственный порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
- 1) Предоставление лицензий.
- 60. Основные направления правового регулирования налогообложения предпринимательской деятельности.
- 1. Федеральные:
- 2) Региональные налоги:
- 3) Местные:
- 61. Цели и задачи антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Основания и порядок применения антимонопольных мер.
- 62. Понятие и особенности правового положения организации, занимающей доминирующее положение на рынке.
- 63. Особенности правового регулирования естественных монополий.
- 64. Правовые формы управления качеством товаров (работ, услуг). Нормативно-технические документы и их значение.
- 65. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги).
- 66. Понятие разгосударствления и приватизации. Государственные программы приватизации. Способы приватизации.
- 67. Понятие, сущность и виды правонарушений, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности в сфере экономики.
- 68. Понятие, сущность и функции юридической ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
- ???????? 69. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения в сфере государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью.
- 70. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения договорных обязательств.
- 71. Понятие и виды санкций в предпринимательской деятельности.
- 72. Судебный и арбитражный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 73. Третейский порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 74. Нотариальный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 75. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.