42. Правовое регулирование упрощенных процедур в процессе несостоятельности (банкротства).
Правовую основу применения упрощенных процедур в процессе несостоятельности (банкротства) составляют нормы гл. XI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве» от 26 октября 2002 г. (далее – Закон о банкротстве).
Упрощенные процедуры банкротства применяются в отношении двух категорий субъектов:
ликвидируемый должник (пар.1 гл.XI Закона о банкротстве);
отсутствующий должник (пар.2 гл.XI Закона о банкротстве).
Ликвидируемый должник - это должник (юридическое лицо), находящийся в процессе ликвидации. Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке общего правопреемства к другим лицам.
Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда при наличии оснований, предусмотренных абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ (осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление деятельности, запрещенной законом либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и т.д.)
Если в отношении юридического лица принято решение о ликвидации и стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве (п.1 ст.224 Закона о банкротстве). При этом не имеет значения размер задолженности и срок неисполнения денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей.
При обнаружении обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.224 Закона о банкротстве, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если ликвидационная комиссии не создана, то заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (в этом случае специальные правила гл.XI Закона о банкротстве не применяются, а действуют общие нормы конкурсного права).
В случае обращения ликвидационной комиссии (ликвидатора) в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом арбитражный суд в соответствии с п.2 ст.224 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом (ст.225 Закона о банкротстве).
Если дело о банкротстве не было возбуждено ликвидационной комиссией (ликвидатором) в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, то это является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), не возбудившие дело о банкротстве в соответствии с требования закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника (ст.226 Закона о банкротстве).
Отсутствующими должниками в отличие от ликвидируемых могут быть как юридические, так и физические лица.
Признаки отсутствующего должника установлены в ст.227 Закона о банкротстве:
1) Фактическое прекращение деятельности;
2) Отсутствует и невозможно установить местонахождение должника - физического лица либо руководителя должника - юридического лица.
Однако положения пар.2 гл.XI Закона о банкротстве применяются также в следующих случаях:
1. если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;
2. по счетам в последние 12 месяцев перед подачей заявления не проводились банковские операции.
3. имеются иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст.230 Закона о банкротстве).
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. При этом заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.227 закона о банкротстве). (См. Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников").
Закон содержит определенные особенности производства по делу о банкротстве отсутствующего должника:
1) Дело о банкротстве отсутствующего должника должно быть рассмотрено арбитражным судом в течение сокращенного срока - одного месяца с момента принятия заявления о признании должника банкротом;
2) Закон устанавливает, что дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично;
3) При рассмотрении дела арбитражный суд может принять только решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление в отношении отсутствующего должника невозможно;
4) На конкурсного управляющего возложена обязанность извещения известных ему кредиторов. Кредиторы в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования управляющему;
Отсутствующий должник может как не иметь, так и иметь какое-либо имущество. Кроме того, определенное имущество должника может быть обнаружено управляющим при осуществлении мероприятий конкурсного производства. В последнем случае управляющий может оценить размер обнаруженного имущества и в зависимости от этого обратиться с ходатайством в арбитражный суд о переходе к общим процедурам банкротства в соответствии с Законом о банкротстве. Суд, рассмотрев ходатайство управляющего, может вынести определение о прекращении осуществления упрощенного банкротства и о переходе к обычным процедурам (п.3 ст.228 Закона о банкротстве).
Расчеты с кредиторами управляющий осуществляет в соответствии с очередностью, установленной ст. 134 Закона о банкротстве.
- 1. Понятие предпринимательской деятельности по российскому законодательству.
- 2. Возникновение и этапы развития предпринимательского права.
- 3. Принципы предпринимательского права.
- 4. Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений.
- 5. Понятие, предмет и методы правового регулирования предпринимательского права. Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей права.
- 6.Система предпринимательского права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.
- 7. Источники предпринимательского права. Проблемы систематизации и кодификации предпринимательского законодательства.
- 8. Понятие, признаки, виды и значение локальных (корпоративных) актов для регулирования предпринимательской деятельности.
- 9. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.
- 10. Правосубъектность как основа правового статуса субъекта предпринимательского права.
- 11. Виды и правовой статус учредительных документов коммерческих организаций, а также требования, предъявляемые к их содержанию.
- 12. Сравнительная правовая характеристика групп организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (товарищества, общества, кооперативы, предприятия).
- 13. Особенности правового положения банков и других кредитных организаций как субъектов предпринимательской деятельности.
- 14. Особенности правового положения страховых компаний как субъектов предпринимательской деятельности.
- 15. Особенности правового положения субъектов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
- 16. Особенности правового положения предпринимателя без образования юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности.
- 17. Особенности правового положения коммерческих организаций с иностранными инвестициями как субъектов предпринимательской деятельности.
- 18. Особенности правового статуса структурных подразделений коллективного предпринимателя при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 19. Особенности правового статуса некоммерческих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 20. Особенности правового положения товарных, фондовых и валютных бирж как субъектов, участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности.
- 21. Особенности правового статуса малого предпринимательства по российскому законодательству.
- 22. Особенности правового положения производственно-хозяйственных комплексов как субъектов предпринимательской деятельности. Правовое положение холдинговых компаний.
- 23. Особенности правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как субъектов предпринимательского права.
- 24. Понятие имущественной обособленности юридических лиц. Правовые формы и уровни имущественного обособления юридического лица.
- 26. Виды и состав имущественных фондов юридического лица, формируемых и используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 27. Правовой режим материальной части основных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 28. Правовой режим нематериальных активов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 29. Правовой режим оборотных производственных фондов юридического лица, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 30. Особенности правового режима уставного (складочного) капитала и резервного фонда юридического лица.
- 31. Понятие, виды и содержание предпринимательских обязательств.
- 32. Понятие, признаки и виды договоров, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
- 33. Содержание (условия) предпринимательских договоров.
- 34. Порядок заключения предпринимательских договоров.
- 35. Способы (форма) заключения предпринимательских договоров.
- 36. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности.
- 37. Правовое регулирование финансового оздоровления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 38. Правовое регулирование наблюдения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 39. Правовое регулирование мирового соглашения в процессе несостоятельности (банкротства).
- 40. Правовое регулирование внешнего управления в процессе несостоятельности (банкротства).
- 41. Правовое регулирование конкурсного производства в процессе несостоятельности (банкротства).
- 42. Правовое регулирование упрощенных процедур в процессе несостоятельности (банкротства).
- 43. Правовое положение арбитражного суда в процессе несостоятельности (банкротства).
- 44. Правовое положение должника в процессе несостоятельности (банкротства).
- 45. Правовое положение кредитора в процессе несостоятельности (банкротства).
- 46. Правовое положение собственника (учредителя (участника), товарища, акционера) в процессе несостоятельности (банкротства).
- 47. Правовое положение арбитражных управляющих в процессе несостоятельности (банкротства).
- 48. Понятие и виды товарного рынка. Структура хозяйственных связей на товарном рынке.
- 49. Правовое регулирование государственного финансирования субъектов предпринимательской деятельности.
- 50. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций.
- 51. Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг.
- 52. Особенности правового регулирования валютного рынка.
- 53. Правовое регулирование инновационной деятельности.
- 54. Основания государственного воздействия на экономику в рыночных условиях. Уровни и виды государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 55. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
- 56. Правовые инструменты государственного нормирования предпринимательской деятельности.
- 57. Прогнозирование и программирование предпринимательской деятельности. Особенности директивного планирования деятельности казенных предприятий.
- 58. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
- 59. Государственный порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
- 1) Предоставление лицензий.
- 60. Основные направления правового регулирования налогообложения предпринимательской деятельности.
- 1. Федеральные:
- 2) Региональные налоги:
- 3) Местные:
- 61. Цели и задачи антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности. Основания и порядок применения антимонопольных мер.
- 62. Понятие и особенности правового положения организации, занимающей доминирующее положение на рынке.
- 63. Особенности правового регулирования естественных монополий.
- 64. Правовые формы управления качеством товаров (работ, услуг). Нормативно-технические документы и их значение.
- 65. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги).
- 66. Понятие разгосударствления и приватизации. Государственные программы приватизации. Способы приватизации.
- 67. Понятие, сущность и виды правонарушений, совершаемых субъектами предпринимательской деятельности в сфере экономики.
- 68. Понятие, сущность и функции юридической ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
- ???????? 69. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения в сфере государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью.
- 70. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения договорных обязательств.
- 71. Понятие и виды санкций в предпринимательской деятельности.
- 72. Судебный и арбитражный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 73. Третейский порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 74. Нотариальный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
- 75. Административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.